Схемы анализа уроков

Анализируя уроки, следует пытаться ответить на следующие вопросы:

а) прогнозируются ли образовательные, воспитательные и развивающие цели урока и каким образом?

б) соотносятся ли цели урока с путями их достижения, со способами организации учебной работы?

в) определен ли ожидаемый результат?

г) учитываются ли особенности учащихся класса, в котором проходит урок, уровень их обученности и воспитанности, характер взаимоотношений?

д) что еще необходимо иметь в виду при подготовке к уроку?

При анализе уроков рекомендуется пользоваться следующими схемами.

Схема № 1

Календарное число_________________

Учитель:_____________________________________________Класс:_________Урок:_______________________Тема:__________________________________

Анализ проводится по системе: оценка 2 – высокий уровень; оценка 1 – средний уровень; оценка 3 – низкий уровень. Дата
Класс
  Учитель

1. Цель урока

· сформулирована чётко, лаконично  
· соответствует требованиям программы, типу обучения (углублённое, профильное), месту урока в теме  

2. Тип урока

· соответствует этапам познавательной деятельности  

3. Содержание учебного материала

·
соответствует дидактической цели урока, требованиям программы, повышенному уровню образования,
 
· излагается в соответствии с современным уровнем развития науки и общества, профилем обучения  
· обеспечивает глубокое проникновение в сущность явлений, проблем, фактов  
· обеспечивает глубокое проникновение в сущность явлений, проблем, фактов  
· используются ресурсы ИНТЕРНЕТ  
· отсутствуют фактические ошибки и неточности  

4. Реализация принципов обучения

· принцип обучения и факты, подтверждающие его применение на уроке  

4. Методы обучения

· соответствуют содержанию учебного материала и цели урока  
· обеспечивают познавательную самостоятельность и интерес учащихся  
· способствуют эффективному усвоению материала  
· позволяют использовать дифференцированный подход, создавать ситуации выбора типа, вида, формы задания  
· обеспечивают оптимальное сочетание репродуктивной, конструктивной и творческой деятельности  

5. Формы организации познавательной деятельности

· фронтальные, групповые, парные, индивидуальные  
· соответствуют содержанию, методам и цели урока  
· обеспечивают включение каждого ученика в активную познавательную деятельность  

6. Учебное оборудование

· рационально используется классная доска  
· аудиовизуальные средства, другие дидактические материалы  

7. Обратная связь

· процесс усвоения знаний непрерывно контролируется, знания оцениваются  
· формы проверки и оценки разнообразны, количество опрошенных значительное  

8. Время урока

· использовано рационально и эффективно  
· темп урока оптимальный  

9. Психологический климат урока

· организуется содержательная, интересная работа  
· отсутствует морализование, критические замечания  
· формируется высокая самооценка ученика  
· оптимистическое, мажорное, гламурное настроение учителя  

10. Реализация образовательных задач урока

· усвоены ведущие идеи, понятия  
· уверенные и правильные ответы учащихся при закреплении и контроле знаний  
· наличие познавательного интереса к предмету  

11. Развивающее воздействие урока

· обучение на достаточно высоком уровне сложности  
· используются элементы проблемного обучения  
· формируются элементы теоретического мышления  
· формируются компоненты мышления: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, систематизация  
· обеспечивается высокий уровень речевой активности  

12. Реализация воспитательных задач урока

· учитель реализует воспитательный потенциал урока  
· обеспечивает вовлечение учащихся в активную познавательную деятельность  
· оценка знаний является воспитывающим фактором  
· доминирует положительное эмоциональное состояние  
· формируется личностное отношение к знаниям  
· оснащение способствует воспитанию эстетической культуры  
Общее количество баллов  
Коэффициент эффективности урока  
Кто анализировал  

Схема № 2

1. Дата. Класс. Тема урока. Тип урока.

2. Цели и задачи урока (практические, образовательные, развивающие, воспитательные).

3. Методы урока.

4. Оборудование урока.

5. Ход урока: продолжительность, краткое содержание и приемы реализации каждого элемента урока.

6. Итог урока: краткие выводы проделанной работе, комментирование оценок, перспектива на следующий урок.

Схема№3

1. Тема. Тип, структура урока.

2. Готовность учителя и учащихся к уроку, опоздания на урок.

3. Методы и приемы опроса, объяснения и закрепления нового материала, выдачи домашнего задания.

4. Активность учащихся на уроке, их занятость, качество знаний.

5. Дисциплина на уроке.

6. Использование наглядных, технических средств на уроке.

7. Умение учителя видеть весь класс; внешний вид учителя, педагогический такт, его эмоциональность, культура речи.

8. Подведение итогов урока.

9. Общие выводы.

Схема№4

Экспресс-анализ урока

Программа наблюдения на уроках для оценки его эффективности

Класс:_________________Предмет:_____________________________________

Учитель:____________________________________________________________

Тема:_______________________________________________________________

урок урок урок

№1 №2 №3

1. Задачи урока названы. 2. Организованы действия учащихся по принятию задач деятельности. 3. Соответствие содержания учебного материала задачам урока. 4. Методы обучения обеспечили: а) мотивацию деятельности учащихся; б) сотрудничество учителя и учащихся; в) контроль и самоконтроль. 5. Соответствие методов обучения содержанию учебного материала. 6. Способы организации познавательной деятельности на уроке обеспечили: а) сотрудничество между учащимися; б) включение каждого ученика в деятельность по достижению цели урока. 7. Способы организации познавательной деятельности отобраны в соответствии с методами, содержанием, задачами урока. 8. Уровень достижения цели урока: а) образовательный аспект; б) воспитательный аспект; в) развивающий аспект.      

2- оптимальное проявление; 1- частичное проявление; 0 – не выражено.

Количественный показатель равен сумме баллов 13 показателей, деленный на 26 и умноженный на 100%

Э =

удовлетворительный урок от 45% до 64%;

хороший урок от 65% до 84%;

отличный урок от 84%

Общий вывод:__________________________________________________________________

Схема№5

Дата_________________ Класс___________________________________

Ф.И.О. учителя _________________________________________________

его стаж_ ____________________ предмет___________________________

количество учащихся по списку________ присутствующих____________

какой урок по счету________ где проходит урок______________________

Время урока Этапы урока Содержание (ход) урока Психолого-педагогические наблюдения, размышления, выводы, замечания
    Деятельность учителя Деятельность учащихся  
         

1. Общие сведения об уроке: дата, класс, предмет. Оборудование и ТСО.

2. Организация урока. Начало урока. Подготовленность класса к уроку. Умение учителя мобилизовать внимание учащихся на учебную работу, создание рабочей обстановки в классе.

3. Тема и основные цели урока. Доведение до учащихся темы, образовательной развивающей и воспитательной цели урока. Место данного урока в системе уроков по теме, связь с предыдущим материалом.

4. Организационные стороны урока. Структура урока. Соответствие структуры урока его содержанию и целям. Взаимосвязь этапов урока, виды учебной деятельности. Целесообразность распределения времени на уроке. Занятость учащихся работой. Сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.

5. Содержание деятельности учителя и учеников на уроке:

а) эффективность использования ранее приобретённых знаний, умений и навыков;

б) воспитание в процессе обучения;

в) эффективность использования жизненного опыта учеников с целью развития у них познавательной активности и самостоятельности.

6. Соответствие примененных методов изучения нового материала целям, содержанию урока и возрастным особенностям учащихся, а также решению задачи развития самостоятельности и активности учащихся в процессе усвоения знаний.

7. Роль и место самостоятельной работы на уроке. Место учебника, использование наглядности, характер вопросов и заданий.

8. Психологические основы урока. Развитие внимания, памяти, мышления, воображения учащихся. Ритмичность урока: чередование легкого материала с трудным, письменных видов деятельности с устными. Нагрузка в течение урока.

9. Целесообразность дидактических задач, поставленных учащимся перед домашним заданием. Наличие, объем, характер домашних заданий.

10. Индивидуальный подход в процессе воспитания:

- стиль работы учителя, педагогический такт, речь, кругозор, умение держаться и руководить классом;

- оценка знаний и деятельности учащихся на уроке;

-соблюдение гигиенических правил, условий поддержания работоспособности учащихся на уроке.

11. Выводы и предложения:

а) структура урока, ее целостность, эффективность использования разных видов деятельности;

б) методы и средства обучения, используемые на уроке, их эффективность;

в) реализация основных дидактических принципов на уроке;

г) художественная целостность урока, как она достигается;

д) достижение учебно-воспитательной цели урока;

е) опрос и педагогическая оценка на уроке;

ж) замечания, предложения.

12. Педагогическая техника и педагогическое мастерство учителя.

а) Стиль общения учителя с учениками:

- авторитарный;

- демократичный;

- либеральный.

б) Факты, подтверждающие высказанное мнение


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: