Москва — 2009

А.Г.Караяни, В.Л.Цветков

ПСИХОЛОГИЯ

ОБЩЕНИЯ

И ПЕРЕГОВОРОВ

В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ

УСЛОВИЯХ

МОСКВА — 2009

Рецензенты:

Лебедев И.Б.— доктор психологических наук, профессор;

Анцупов А.Я. — доктор психологических наук, профессор

Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили

Караяни А.Г., Цветков В.Л. Психология общения и психология перерговоров в эстремальных условиях. Учебное пособие. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, — 2009. — с.

Рассмотрены теоретические основы психологии общения и переговорного процесса в экстремальных условиях. Раскрыты психологически обоснованные пути и способы овладения сотрудниками правоохранительных органов умениями и навыками эффективного взаимодействия. Представлены технологии и конкретные психотехники вербального и невербального общения в различных обстоятельствах, в том числе и ведения переговоров с преступниками, захвативших заложников.Рассмотрены назначение, виды и способы практического использования психотехнологий общения. Показана специфика вербальных и невербальных средств коммуникации, используемых во взаимодействии. Дан анализ особенностей построения образа партнера по общению, психологического присоединения и ведения его в процессе совместного решения вопросов. Предложены способы эффективного ведения переговоров, построения контактов с партнерами-манипуляторами, продуктивного разрешения конфликтных ситуаций в экстремальных условиях.

Показаны возможности социально-психологического тренинга (СПТ) в развитии коммуникативной компетентности специалиста-переговрщика. Рассмотрены структурные компоненты коммуникативной компетентности как объекта коррекции и развития в СПТ. Показана траектория организации, общая схема проведения и структурные элементы тренинга. Раскрыто содержание номера как программной единицы. Представлены методические основы СПТ (формы организации, принципы групповой работы, состав тренинговых групп, стили ведения тренинга) и требования к материально-техническому обеспечению занятий. Сформулированы положения об оценке эффективности СПТ.


m n

ОТ АВТОРОВ

Много лет назад было проведено социологическое исследование, ставившее задачу - определить какие интересы возобладают в жизни взрослых людей. Выяснилось, что проблема номер один - собственное здоровье. А вот на втором месте оказалось искусство общения, искусство человеческих отношений. Большинство опрошенных изъявили желание изучать «предмет» преуспевания в жизни и влияния на окружающих...

Джон Д. Рокфеллер говорил, что «умение общаться с людьми - такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе. И я готов платить за это умение больше, чем за какой-либо другой товар в этом мире». С этим высказыванием можно не соглашаться, но нельзя отрицать, что знания по психологии общения помогают лучше понять свои проблемы и трудности, причины своих успехов и неудач в общении, помогают найти пути и способы перестроить себя, свое мышление и поведение, что в конечном счете приводит к более успешному общению.

Существуют профессии, в которых общение занимает большую часть времени - это журналисты, врачи, педагоги. К таким профессиям, безусловно, относится деятельность сотрудников правоохранительных органов, в которой примерно 20% занимает оформление документации, в то время как остальные 80% составляет общение (в том числе с гражданами).

При выполнении своих профессиональных функций сотрудники органов внутренних дел вступают в общение с разными категориями граждан: с потерпевшими, свидетелями, подозреваемыми, обвиняемыми и т.п.

Нередко в силу специфики профессиональной деятельности общение с гражданами принимает конфликтный характер, что, безусловно, оказывает негативное влияние на результаты всей деятельности. Учитывая данное обстоятельство, сотрудникам ОВД следует выбирать оптимальный вариант собственного поведения в каждой конкретной ситуации и находить индивидуальный подход в общении с гражданами.

Кроме того, актуальными становятся вопросы связанные с умением ведения переговоров с преступниками, захвативших заложников.

Во взаимоотношениях сотрудников органов внутренних дел и граждан важную роль играют социальные нормы, приоритетными из которых в таком взаимодействии признаются нормы права и морали.

Нередко сферы моральных и правовых отношений совпадают, поскольку у права и морали могут быть одни и те же задачи, одна общественная цель: способствовать формированию отношений между людьми.

Несмотря на то, что области действия права и морали часто пересекаются, каждая из этих норм является самостоятельным регулятором общественных отношений. Сотрудники ОВД, признавая важную роль правовых норм, иногда недооценивают нравственную сторону во взаимоотношениях с гражданами.

Подобное упущение нередко объясняется строгой регламентацией служебной деятельности сотрудников ОВД законами, приказами, инструкциями. Но не следует забывать, что такое отношение к нормам морали может привести к развитию конфликтной ситуации, что в результате снижает эффективность выполняемой сотрудниками ОВД (милиции) деятельности.

Кроме того, сотрудникам ОВД необходимо владеть знаниями по психологии общения, которые помогают лучше понять свои проблемы и трудности, причины успехов и неудач в общении, позволяют найти пути и способы повышения эффективности общения, а также перестроить свое мышление и поведение. При этом происходит лучшее понимание и прогнозирование поведения других людей, что в результате приводит к более успешному общению с окружающими.

Эти обстоятельства послужили основанием для обсуждения проблем взаимоотношений сотрудников органов внутренних дел с разными категориями граждан. Разделение граждан на данные категории соответствует УПК РФ (ст. 46, 52, 53, 155) и представляется наиболее удобным для обсуждения поставленных в данном пособии проблем.

Изучение этих вопросов может представлять не только теоретический, но и практический интерес, поскольку изложенные в настоящем пособии рекомендации и предложения позволят успешнее выполнять возложенные на сотрудников органов внутренних дел (милиции) задачи.

С уважением

 
доктор психологических наук, профессор


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: