Общие этические принципы общения сотрудника правоохраниетльынх органов

Как уже отмечалось, профессиональное общение проявляется в различных звеньях социального взаимодействия, и в каждом имеются специфические этические регуляторы поведения его участников.

Пытаясь сформулировать общие этические принципы профессиионального общения, необходимо учесть ряд моментов. Во-первых, сформулированные положения не должны противоречить существующим в конкретном обществе нравственным нормам поведения людей. Во-вторых, эти принципы должны распространяться на все виды и уровни профессионаьного общения. В-третьих, их соблюдение должно быть выгодно всем участникам делового взаимодействия и выступать в качестве действенного регулятора их поведения.

В литературе имеют место попытки классифицировать общие этические принципы делового общения. В учебнике “Психология и этика делового общения”, под редакцией В.Н. Лавриненко, всеобщим этическим принципом делового общения называется положение, гласящее: “В деловом общении при принятии решения о том, какие ценности следует предпочесть в данной ситуации, поступай так, чтобы максима твоей воли была совместима с нравственными ценностями других сторон, участвующих в общении, и допускала координацию интересов всех сторон”. Это положение является частным проявлением библейского принципа, рекомендующего людям относиться к окружающим так, как хотелось бы, чтобы они относились к ним. Авторы учебника предлагают конкретизировать названный принцип применительно к трем сферам (направлениям) профессионального общения: сфере “руководитель – подчиненный” (“сверху – вниз”); сфере “подчиненный - руководитель” (“снизу-вверх”); сфере “сотрудник – сотрудник” (“по горизонтали”).

В профессиональном общении в сфере “руководитель - подчиненный” ведущее правило этики гласит: “Относитесь к своему подчиненному так, как вы хотели бы, чтобы к вам относился руководитель”. На практике этот принцип реализуется через следующие требования к руководителю.

1. Укреплять у подчиненных чувство собственного достоинства (каждый стремится быть индивидуальностью и хочет, чтобы его уважали таким, какой он есть). Не лениться лишний раз поощрить их материально и морально. Соблюдать принцип справедливости: чем больше заслуги, тем больше должно быть вознаграждение. Поощрять коллектив даже в том случае, если успех достигнут благодаря руководителю. Относиться к себе и к сотрудникам с одинаковыми мерками, не обрастать любимчиками. Доверять сотрудникам и признавать собственные ошибки.

2. Стремиться превратить свою организацию в сплоченный коллектив с высокими моральными нормами общения. Приобщать сотрудников к целям организации. Человек только тогда будет чувствовать себя нравственно комфортно, когда произойдет его идентификация с коллективом.

3. Руководитель никогда не должен давать сотрудникам возможность заметить, что не владеет ситуацией, если желает сохранить их уважение. Не советовать подчиненному, как поступать в личных делах. Выбирать правильную и этически верную форму распоряжения, учитывая а) наличие времени и б) личность подчиненного – кто он, добросовестный работник или человек, которого нужно подталкивать на каждом шагу.

4. Если сотрудник не выполнил какого-либо распоряжения, необходимо дать ему понять, что руководителю известно об этом, иначе он может решить, что провел его. Критиковать действия подчиненного, а не его личность. Делать ему замечания один на один. Заканчивать разговор на дружеской ноте и чуть позже поговорить с человеком, чтобы показать ему, что на него не держат зла.

Основной этический принцип в сфере “подчиненный – руководитель” гласит: “Относитесь к своему руководителю так, как вы хотели бы, чтобы к вам относились ваши подчиненные”. Этот принцип реализуется в требованиях соблюдать в деловом общении с начальником доброжелательность, справедливость, вежливость, тактичность, преданность, надежность, и др. Одновременно считается этичным избегать подхалимства, обращения “через голову” к руководителю руководителя, навязывания начальнику своей точки зрения.

В сфере профессионального общения “сотрудник – сотрудник” главенствует этический принцип: “Относитесь к своему коллеге так, как вы хотели бы, чтобы он относился к вам”. Он требует от сослуживцев взаимного уважения и признания, доброжелательности и честности, четкого разделения прав и ответственности, верности своему слову, добросовестности и др.

Настоящих профессионалов в каждом типе деятельности не так много как хотелось бы. Настоящий профессионал службы по поддержанию правопорядка формируется только при условии его стремления к нравственному самосовершенствованию, при сохранении преданности своему делу, чувства моральной удовлетворенности от своей работы, при обязательном наличии у него определенного морального «стержня» повседневного поведения, нравственной устойчивости, т.е. «активности субъекта по организации и управлению своей деятельностью, общением и поведением».

Современный этап в жизни нашего общества обусловлен противоречивостью, глубиной кризисных явлений во всех сферах жизнедеятельности общества и личности, им порождаются сложные профессиональные нравственные ситуации, когда сотрудники милиции находят и принимают решения в сложных служебно-оперативных ситуациях благодаря нравственной устойчивости личности – этой духовной опоре, своеобразному «внутреннему» кодексу совести и долга, профессиональной и человеческой чести. Это помогает преодолевать трудности службы, неустроенность быта, физическое перенапряжение, психическое и моральное давление со стороны правонарушителей, а в минуты смертельной опасности - не отступить от служебного долга.

В кодексе чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел МВД России заложена основа для единых требований к профессионально-нравственным качествам сотрудников, которые являются своеобразным «камертоном», по которому должен сверять свою деятельность каждый сотрудник правоохранительных органов, в том числе и во взаимодействии с различными категориями граждан, интересы которых они ипризваны защищать.

По мнению ряда ученых в обобщенном виде моральные требования к сотруднику ОВД состоят в следующем:

-отношение к человеку как высшей ценности, уважение и защита прав, свобод и человеческого достоинства в соответствии с международными правовыми нормами, общечеловеческими принципами морали;

-глубокое понимание социальной значимости профессиональной деятельности и своей роли как работника правоохранительной системы, от высокого уровня профессионализма, самоотдачи которого в решающей степени зависит общественная безопасность, защита и охрана жизни, здоровья и законных интересов людей, их правовая защищенность;

-принципиальность и бескомпромиссность в борьбе с преступностью;

-объективность и непредвзятость в принятии решений, разумное и гуманное использование предоставленных законом сотруднику ОВД прав, применяемых в соответствии с принципами социальной справедливости, гражданского, служебного и нравственного долга;

-сознательная дисциплина, исполнительность и инициатива, профессиональная солидарность, взаимопомощь и взаимоподдержка, морально-психологическая готовность к действиям в сложных ситуациях, самоотверженность, смелость и способность разумному риску;

-безупречность личного поведения на службе и в быту, честность и неподкупность, забота о профессиональной чести, общественной репутации сотрудника милиции;

-постоянное совершенствование профессионального мастерства, расширение интеллектуального кругозора и своих знаний.

«Из этики и деонтологии (учения о должном, как о требованиях нравственности, которые выступают в форме предписаний), - отмечает С.П.Безносов (2004), - известно, что морально-этические нормы представляют собой очень мощные регуляторы всей жизнедеятельности личности. Это справедливо как для норм общей этики, так и для отдельного ее раздела - трудовой морали, которая призвана ориентировать людей в более узкой сфере трудовых взаимоотношений. В еще более узкой области - в профессиональной деятельности – функционируют так называемые нормы профессиональной этики и деонтологии. Особенно велика их роль в такой профессиональной сфере, которая имеет дело с людьми».


m n

Глава 2
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ

КАК ТЕХНОЛОГИЯ ДОСТИЖЕНИЯ

ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛИЧНОСТИ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: