Этап осознания политических интересов

2. Предъявление (артикуляция) политических интересов социальных групп политическим институтам и органам власти, принимающим политические решения. Чаще всего эта артикуляция происходит в процессе выборов. На этапе артикуляции также важное значение имеет форма правления государства.

3. Этап формирования политической воли и принятия политических решений. Здесь учитываются степень разделения власти, отношения между правящей элитой и контрэлитой или оппозицией, возможности влияния партийных структур, партийное элиты на государственные органы, а также уровень коррумпированности власти.

4. Этап реализации политических решений. Во многом он зависит от адекватности средств и методов, которые предлагаете использовать для реализации поставленных задач (насильственные и ненасильственные, идеологизированные и неидеологизированные). Многое зависит от взаимодействия центральных и местных органов власти. Также на этом этапе оказывает влияние и информационный режим.

В политологии обычно выделяют четыре возможных режима протекания политического процесса:

1 Режим конституирования или становления политических структур или институтов. Чаще всего это происходит после смены или завоевания власти.

2 Резким функционирования политического процесса и политической системы общества. В этом состоянии политический процесс отражает способность власти к простому воспроизводству отношений между элитой и электоратом. В режиме функционирования традиции и преемственность преобладают над инновациями и нововведениями. Поскольку эти отношения стабильны, то преобладающими являются традиции и преемственность.

3 Режим развития. Чаще всего он связан с перегруппировкой политических сил. Режим развития политического процесса свидетельствует о том, что власть принимает решения адек­ватные требованиям времени. Он, как правило, характеризу­ется интенсивным взаимодействием общественных и властных структур.

4 Режим упадка политического процесса. Решения властей становятся неэффективными, власть не справляется со своими функциями, а формы взаимодействия становятся неустойчивыми. (Например, ситуация в Восточной Европе в конце 80-х -начале 90-х годов.)

По объектам политического воздействия политические процессы подразделяются на внешнеполитические и внутриполитические. Внешняя политика регулирует отношения государства с другими субъектами внешнеполитической деятельности.

Содержание внутриполитических процессов зависит от форм правления и форм государственного устройства конкретных государств, существующих там демократических или недемократических политических режимов, качеств правящей элиты и других факторов. Фундаментом внутриполитического процесса любой страны является соотношение социально-экономических укладов, сложившаяся социальная структура общества, степень удовлетворенности населения своим положением.

С точки зрения участия населения в политическом процессе он подразделяется на: ангажирующий и неангажирукпций политические процессы.

Ангажирующий политический процесс. Представляет собой форму свободного участия граждан в политической жизни общества.

Неангажирующий политический процесс базируется на формах политического участия, навязанных гражданам государством. Он основывается на жестких централизованных методах руководства. Как правило, он ассоциируется с тоталитарным политическим режимом.

Можно говорить об эволюционном и революционном политических процессах. При революционном процессе используются как мирные, так и немирные средства, насилие. Преобразования осуществляются за сравнительно короткое время, имеют часто обвальный характер и далеко не всегда достигают тех результатов, на которые были рассчитаны. Основа эволюционного развития -легитимность властей, единые социокультурные ценности элиты и масс, этика согласия, наличие конструктивной аппозиции.

С точки зрения публичности осуществления, правящими кругами своих властных полномочий, принятия решений выделяются открытый и скрытый (теневой) политические процессы. При открытая политическом процессе интересы групп и граждан выявляются в программах партий и движений, в голосовании на выборах, через обсуждение проблем в средствах массовой инфор­мации, через контакты граждан с институтами власти, через учет общественного мнения. Такая практика служилась в демократических государствах.

Теневые, скрытые политические структуры и процессы располагаются на высших и средних уровнях власти. Речь идет о скрытых действиях государственных
учреждений, секретных документах, приказах, существовании органов с секретными функциями (органы безопасности) и полностью законспирированных учреждений (разведка, контрразведка и т.п.).

С точки зрения устойчивости политической системы можно говорить о стабильном и нестабильном политических процессах. Стабильный процесс основывается на устойчивой социальной структуре, повышающемся жизненном уровне населения, легитимности режима. Нестабильный политический процесс часто возникает в условиях кризиса власти, утраты ею легитимности. Причины нестабильности могут быть самые разные: спад производства, социальные конфликты, дискриминация тех или иных социальных групп, их неудовлетворенность своим общественным статусом и т.д. Нестабильность проявляется в резком колебании электоральных предпочтений, в активности оппозиции, критике правительства, в перекосах политики. Нестабильный политический процесс характерен для многих стран СНГ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: