Прямые методы государственного регулирования инновационных процессов

Прямые методы государственного регулирования инновационных процессов осуществляются преимущественно в двух формах:

1) административно-ведомственной;

2) программно-целевой.

Административно-ведомственная форма проявляется в виде прямого дотационного финансирования, осуществляемого в соответствии со специальными законами, принимаемыми с целью непосредственного содействия инновациям. Так, в США в 1980 г. был принят закон "О технологических нововведениях", предусматривающий меры стимулирования промышленных инноваций:

· создания для их изучения и стимулирования специальных организаций в рамках аппарата исполнительной власти;

· оказание содействия в обмене научным и техническим персоналом между университетами, промышленностью и федеральными лабораториями;

· поощрение частных лиц и корпораций, вносящих большой вклад в развитие науки и техники.

Примером дотационного государственного финансирования служит открытие в США в 1985 г. института промышленной технологии при Мичиганском университете. На его организацию местными и федеральными властями было выделено 17 млн.долл.. Основная задача – разработка и опытная эксплуатация гибких интегрированных производственных систем и иных средств автоматизации производства.

Из 133 млрд. долл., расходуемых в США на НИОКР в 1988 г. на долю федерального правительства приходилась – 49,3%.

Программно-целевая форма государственного регулирования инноваций предполагает конкретное их финансирование посредством государственных целевых программ поддержки нововведений, в т.ч. и в малых наукоемких фирмах; создается система государственных контрактов на приобретение тех или иных товаров и услуг, фирмам предоставляются кредитные льготы для осуществления нововведений и т.д.

Контрактное финансирование реализуется когда государство выступает в роли заказчика-потребителя НИОКР, а фирма-исполнитель НИОКР является подрядчиком. В договоре предусматриваются сроки завершения работ, разделение труда между исполнителями, характер материального вознаграждения. Строго оговариваются взаимные обязательства и экономические санкции. В США таким образом финансируются 77% федеральных затрат на НИОКР.

Особое место в системе "прямых" мер воздействия государства на инновационный бизнес занимают мероприятия, стимулирующие кооперацию промышленных корпораций в области НИОКР и кооперацию университетов с промышленностью.

Вторая из этих форм кооперации вызвана необходимостью, с одной стороны, доведения передовых научных идей до стадии их коммерческой реализации, с другой, – создания условий для заинтересованности промышленности в финансировании академических исследований. В этом направлении государственной инновационной политики отчетливо проявляется ее перспективная направленность, заинтересованность в научной новизне промышленных инноваций, что нередко является вторичным для промышленных компаний, решающих в первую очередь производственные и коммерческие задачи. Часто, рынок не дает эффекта в ситуациях, когда есть нужда в осуществлении крупных инвестиционных проектов, с длительными сроками окупаемости, высокой неопределенностью в отношении будущей нормы прибыли.

Создание консорциумов, инженерных центров, научных и технологических парков и других перспективных формирований, успешно реализующих сложные инновационные идеи, – наглядный пример эффективности государственной поддержки таких идей, благодаря которой различные организации не только осознают необходимость совместной реализации инновационного цикла, но и реально ощущают преимущества совместной работы. Государственная поддержка создания таких организационных формирований осуществляется в развитых промышленных странах преимущественно в виде специальных программ различных правительственных ведомств (в США это в основном Министерство энергетики и Национальный Научный Фонд - ННФ).

В настоящее время ННФ осуществляет 4 программы по организации сотрудничества научно-исследовательских учреждений и промышленных фирм США.

Первая из них – "Промышленно-университетские кооперативные исследовательские центры" – реализуется с 1973 г. Она предусматривает создание кооперативных университетско-промышленных центров на базе разработки и реализации исследовательской программы, в которой участвует несколько промышленных фирм и один университет. В 1984 г. в США насчитывалось более 100 таких центров, причем 20 из них были организованы целиком на средства ННФ. В 1985 г. в рамках этой программы ННФ приступил к реализации новой формы кооперации. Возникли "Центры инженерных исследований", основной целью которой является помощь в повышении их эффективности и конкурентоспособности. Характерно, что государство охотнее использует свою финансовую помощь в качестве стимула при создании совместных центров по изучению научно-технических проблем, которые в силу ряда причин не являются достаточно привлекательными для промышленности.

Вторая программа направлена на организацию кооперации промышленности с университетами в выполнении исследовательских проектов, финансируемых ННФ в интересующих правительство областях. Партнерам по совместной исследовательской работе ННФ предоставляет субсидии.

Третья программа ставит своей задачей предоставление финансовой помощи отдельным лицам или фирмам в сфере мелкого бизнеса, обязующимся в течение полугода провести исследования какой-либо научной идеи.

Четвертая программа содействует развитию фундаментальных знаний о процессе технологических нововведений и оценке механизма поддержки совместно ведущихся исследований промышленности и университетов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: