Необходимость государственного регулирования инновационных процессов

Государственная инновационная политика

· Необходимость государственного регулирования инновационных процессов

· Прямые методы государственного регулирования инновационных процессов

- Административно-ведомственная форма

- Программно-целевая форма государственного регулирования инноваций

· Косвенные методы государственного регулирования инновационных процессов

· Государственно-частные партнерства в инновационной сфере

Необходимость государственного регулирования инновационных процессов

Научно-технический прогресс, являясь важнейшим фактором экономического развития, часто связывается с понятием инновационного процесса. Этот процесс объединяет науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Он простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая таким образом весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления.

Существует множество форм управления инновациями на самых разных уровнях: от подразделений корпораций до государства, в целом призванного в современных условиях осуществлять специально-экономическую политику.

Цель государственной инновационной политики – стимулирование инновационной активности и развитие научно-технического потенциала.

Место и роль инновационной политики в структуре государственного регулирования экономики определяются особенностями инновационного процесса как объекта управления.

Инновационный процесс в большой степени связан с товарно-денежными отношениями. Основная масса инновационных процессов реализуется частными компаниями разного уровня и масштаба, и такие процессы выступают не как самоцель, а как средство решения производственных и коммерческих задач компании, добивающейся высокой прибыльности. Инновация изначально нацелена на практический коммерческий результат.

Вместе с тем, существенная специфика вложений в инновации состоит в том, что она связана с повышенной угрозой их потери, т.к. инновации носят рисковый характер. Коммерческий успех достигается лишь в 10% начатых проектов, следовательно, уровень неудачи можно оценить в 90%. Иными словами, отдача от вложения капитала в инновационный процесс имеет мало общего с гарантированными выплатами процента на капитал в банке или дивиденда на акции. Такая отдача может при удачной реализации инновации оказаться сказочно большой, а при неудаче – отсутствовать вовсе, более того, погибнет и вложенный капитал.

Какие же побудительные силы заставляют предпринимателей идти на столь значительный риск? Силы эти для любой экономической системы (малая инновационная фирма; крупная корпорация; "объединения" фирм, университетов, правительственных лабораторий и т.д.) могут быть подразделены на внутренние и внешние либо на имеющие объективную и субъективную природу.

К числу внутренних побудительных мотивов к инновациям можно отнести необходимость замены устаревшего оборудования (объективная причина) или стремление группы талантливых сотрудников реализовать свой творческий потенциал (субъективная причина). Набор внутренних побудительных мотивов инновационной активности индивидуален для каждой компании и в некоторых случаях играет решающую роль в принятии решения об инновациях.

Однако, зачастую внутренние причины оказываются недостаточно весомыми. Многим компаниям свойствен довольно устойчивый консерватизм в инновационной политике. Так, крупные монополии, добившиеся преобладания на рынке, обычно имеют пониженные внутренние побудительные мотивы к риску, связанному с инновациями. Тут решающим стимулом могут выступить причины внешнего характера, в частности, обусловленные соответствующими мерами экономической политики государства.

Государственная инновационная политика должна быть направлена на создание благоприятного экономического климата для осуществления инновационных процессов и является связующим звеном между сферой "чистой" (академической) науки и задачами производства.

В целом роль государства в области поддержки инноваций можно свести, к следующим моментам:

· государство способствует развитию науки, в т.ч. прикладной, и подготовке научных и инженерных кадров (основной источник инновационных идей);

· в рамках большинства правительственных ведомств существуют программы, направленные на повышение инновационной активности бизнеса;

· государственные заказы, преимущественно в форме контрактов, на проведение НИОКР обеспечивают начальный спрос на многие новшества, которые затем находят широкое применение в экономике страны;

· фискальные и прочие элементы государственного регулирования формируют стимулирующее воздействие внешней среды, которые обусловливают эффективность и необходимость инновационных решений отдельных фирм;

· государство выступает в роли посредника в деле организации эффективного взаимодействия академической и прикладной науки, стимулирует кооперацию в области НИОКР промышленных корпораций и университетов.

Меры воздействия государства в области инноваций можно подразделить на прямые и косвенные (рисунок 1). Соотношение их определяется экономической ситуацией в стране и избранной в связи с этим концепцией государственного регулирования – с упором на рынок или на централизованное воздействие. Как правило, в период экономического спада характерно преобладание "кейнсианского" подхода к государственной экономической политике, предполагающего активное вмешательство государства в экономическую жизнь общества; в период подъема экономики берет верх философия консерватизма, отдающего предпочтение рыночным силам.

Рисунок 1 – Государственные меры воздействия на инновационную деятельность


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: