Как обосновывается решение «производить или покупать»?

Минимизации затрат и увеличению прибыли способствует оп­тимизация выбора между собственным производством и приобре­тением комплектующих деталей, запасных частей, полуфабрикатов, услуг и т.д. Для решения проблемы «производить или покупать» так­же может быть использован маржинальный анализ.

Например, для ремонта техники требуются соответствующие детали. Если их изготовлять собственными силами, то постоянные затраты на содержание оборудования составят 200 000р в год, а переменные расходы на единицу продукции — 100р. Готовые де­тали в неограниченном количестве можно приобрести по 150р за единицу. Какое решение более выгодно? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо приравнять затраты по обоим вариантам.

Стоимость приобретенных деталей можно выразить следующим образом:

З = р ´ х,

где р – цена за единицу продукции; х — требуемое количество деталей в год.

Себестоимость производства деталей будет включать постоян­ные и переменные затраты:

З = а + b ´ х

Определим, при какой потребности в деталях стоимость их при­обретения и производства совпадет:

рх = а + b ´ х ® 150р ´ x = 200 000р + 100р ´ х ® 50 ´ x = 200 000р ® х = 4000 шт.

Расчеты показывают, что при годовой потребности в 4000 еди­ниц расходы на закупку деталей совпадут с себестоимостью их про­изводства. При потребности свыше 4000 единиц в год более эконом­ным является собственное производство, а при меньшей потребно­сти для предприятия более выгодно их покупать (рис. 8.3).

Обоснование решения «производить или покупать»

Для окончательного принятия решения нужно учитывать такие факторы, как мощность предприятия, качество продукции, колеба­ния объемов, создание или сокращение рабочих мест и т.д.

4. Методика обоснования варианта технологии производства.

Важным источником сокращения затрат и увеличения суммы прибыли является выбор оптимальной технологии производства. Рассмотрим на практическом примере два варианта.

Вариант А. Компания приобретает детали, производит сборку готовых изделий, а затем их продает. Затраты при этом составляют: постоянные — 400 000р в год, переменные — 170р на единицу продукции.

Вариант Б. Компания дополнительно покупает оборудование, которое позволяет выполнить некоторые технологические операции в собственных помещениях. При этом затраты составят: постоян­ные — 925 000р, переменные — 100р на единицу про­дукции.

Проценты по облигациям включены в постоянные затраты. Максимально возможная производственная мощность по двум ва­риантам — 10 000 изделий в год. Цена реализации одного изделия – 250р.

Как видим, вариант А имеет более высокие переменные, но бо­лее низкие постоянные затраты. Более высокие постоянные затра­ты по варианту Б включают дополнительные суммы амортизации нового оборудования и помещений, а также расходы на выплату процентов по облигациям, которые были выпущены для мобилиза­ции средств на закупку оборудования. Расчетный объем производ­ства не дан. Максимальный спрос ограничен производственной мощностью 10 000 единиц. Поэтому мы можем определить по каждо­му варианту максимальную прибыль и безубыточный объем продаж:

  Вариант А Вариант Б
Цена реализации $250 $250
Переменные затраты $170 $100
Маржа покрытия на изделие $80 $150
Маржа покрытия на выпуск в 10 000 шт. $800 000 $1 500 000
Постоянные затраты $400 000 $925 000
Прибыль $400 000 $575 000
Безубыточный объем продаж, шт. 400 / 80 = 5 000 шт. 925 / 150 = 6 167 шт.

Вариант Б обеспечивает более высокую прибыль. Однако при первом варианте технологии порог рентабельности более низкий, а это значит, что при росте спроса прибыль будет получена быстрее. Кроме того, при малых объемах спроса вариант А дает более высо­кую прибыль или меньшие убытки.

Если вариант А более доходный при малых объемах реализации, а вариант Б – при больших объемах, то должна быть какая-то точка пересечения, в которой оба варианта имеют одинаковую суммарную прибыль при одинаковом общем объеме реализации продукции. Для ее нахождения можно применять графический и аналитичес­кий методы.

Построение графика зависимости прибыли от объема реализа­ции по каждому варианту основывается на следующих данных:

при нулевой реализации маржинальный доход равен 0, а ком­пания несет убытки в размере постоянных затрат (вариант А $ 400 000., вариант Б - $ 925 000);

при объеме реализации 10 000 единиц прибыль уже рассчита­на (по варианту А – $ 400 000., по варианту Б '- $575 000).

С помощью графика определяем порог рентабельности (безубы­точный объем реализации продукции) и максимальную прибыль по каждому варианту. Из рис. 8.4 видно, что прибыль по обоим вари­антам одинаковая при объеме реализации 7500 единиц, и при боль­ших объемах вариант В становится более выгодным, чем вариант А.

Обоснование эффективности разных вариантов технологии

Аналитический способ расчета. Допустим, что объем реализа­ции, при котором оба варианта дают одинаковую прибыль, равен х единиц. Суммарная прибыль есть суммарная маржа покрытия ми­нус постоянные затраты, а суммарная маржа покрытия — маржа по­крытия на единицу продукции, умноженная на * единиц. Отсюда прибыль равна:

по варианту А: $80´х – $400 000;

по варианту Б: $150´x – $925 000.

С учетом того, что при объеме реализации х единиц прибыль одинаковая, получим:

80х – $400 000 = 150´x – $925 000 ® 70x = 525 000 ® х = 7500 шт.

Таким образом, вариант А является более выгодным до 7500 еди­ниц. Если же ожидается, что спрос превысит 7500 единиц, то более выгодным будет вариант Б. Поэтому нужно изучить и оценить спрос на этот вид продукции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: