Минимизации затрат и увеличению прибыли способствует оптимизация выбора между собственным производством и приобретением комплектующих деталей, запасных частей, полуфабрикатов, услуг и т.д. Для решения проблемы «производить или покупать» также может быть использован маржинальный анализ.
Например, для ремонта техники требуются соответствующие детали. Если их изготовлять собственными силами, то постоянные затраты на содержание оборудования составят 200 000р в год, а переменные расходы на единицу продукции — 100р. Готовые детали в неограниченном количестве можно приобрести по 150р за единицу. Какое решение более выгодно? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо приравнять затраты по обоим вариантам.
Стоимость приобретенных деталей можно выразить следующим образом:
З = р ´ х,
где р – цена за единицу продукции; х — требуемое количество деталей в год.
Себестоимость производства деталей будет включать постоянные и переменные затраты:
З = а + b ´ х
Определим, при какой потребности в деталях стоимость их приобретения и производства совпадет:
|
|
рх = а + b ´ х ® 150р ´ x = 200 000р + 100р ´ х ® 50 ´ x = 200 000р ® х = 4000 шт.
Расчеты показывают, что при годовой потребности в 4000 единиц расходы на закупку деталей совпадут с себестоимостью их производства. При потребности свыше 4000 единиц в год более экономным является собственное производство, а при меньшей потребности для предприятия более выгодно их покупать (рис. 8.3).
Обоснование решения «производить или покупать»
Для окончательного принятия решения нужно учитывать такие факторы, как мощность предприятия, качество продукции, колебания объемов, создание или сокращение рабочих мест и т.д.
4. Методика обоснования варианта технологии производства.
Важным источником сокращения затрат и увеличения суммы прибыли является выбор оптимальной технологии производства. Рассмотрим на практическом примере два варианта.
Вариант А. Компания приобретает детали, производит сборку готовых изделий, а затем их продает. Затраты при этом составляют: постоянные — 400 000р в год, переменные — 170р на единицу продукции.
Вариант Б. Компания дополнительно покупает оборудование, которое позволяет выполнить некоторые технологические операции в собственных помещениях. При этом затраты составят: постоянные — 925 000р, переменные — 100р на единицу продукции.
Проценты по облигациям включены в постоянные затраты. Максимально возможная производственная мощность по двум вариантам — 10 000 изделий в год. Цена реализации одного изделия – 250р.
Как видим, вариант А имеет более высокие переменные, но более низкие постоянные затраты. Более высокие постоянные затраты по варианту Б включают дополнительные суммы амортизации нового оборудования и помещений, а также расходы на выплату процентов по облигациям, которые были выпущены для мобилизации средств на закупку оборудования. Расчетный объем производства не дан. Максимальный спрос ограничен производственной мощностью 10 000 единиц. Поэтому мы можем определить по каждому варианту максимальную прибыль и безубыточный объем продаж:
|
|
Вариант А | Вариант Б | |
Цена реализации | $250 | $250 |
Переменные затраты | $170 | $100 |
Маржа покрытия на изделие | $80 | $150 |
Маржа покрытия на выпуск в 10 000 шт. | $800 000 | $1 500 000 |
Постоянные затраты | $400 000 | $925 000 |
Прибыль | $400 000 | $575 000 |
Безубыточный объем продаж, шт. | 400 / 80 = 5 000 шт. | 925 / 150 = 6 167 шт. |
Вариант Б обеспечивает более высокую прибыль. Однако при первом варианте технологии порог рентабельности более низкий, а это значит, что при росте спроса прибыль будет получена быстрее. Кроме того, при малых объемах спроса вариант А дает более высокую прибыль или меньшие убытки.
Если вариант А более доходный при малых объемах реализации, а вариант Б – при больших объемах, то должна быть какая-то точка пересечения, в которой оба варианта имеют одинаковую суммарную прибыль при одинаковом общем объеме реализации продукции. Для ее нахождения можно применять графический и аналитический методы.
Построение графика зависимости прибыли от объема реализации по каждому варианту основывается на следующих данных:
при нулевой реализации маржинальный доход равен 0, а компания несет убытки в размере постоянных затрат (вариант А $ 400 000., вариант Б - $ 925 000);
при объеме реализации 10 000 единиц прибыль уже рассчитана (по варианту А – $ 400 000., по варианту Б '- $575 000).
С помощью графика определяем порог рентабельности (безубыточный объем реализации продукции) и максимальную прибыль по каждому варианту. Из рис. 8.4 видно, что прибыль по обоим вариантам одинаковая при объеме реализации 7500 единиц, и при больших объемах вариант В становится более выгодным, чем вариант А.
Обоснование эффективности разных вариантов технологии
Аналитический способ расчета. Допустим, что объем реализации, при котором оба варианта дают одинаковую прибыль, равен х единиц. Суммарная прибыль есть суммарная маржа покрытия минус постоянные затраты, а суммарная маржа покрытия — маржа покрытия на единицу продукции, умноженная на * единиц. Отсюда прибыль равна:
по варианту А: $80´х – $400 000;
по варианту Б: $150´x – $925 000.
С учетом того, что при объеме реализации х единиц прибыль одинаковая, получим:
80х – $400 000 = 150´x – $925 000 ® 70x = 525 000 ® х = 7500 шт.
Таким образом, вариант А является более выгодным до 7500 единиц. Если же ожидается, что спрос превысит 7500 единиц, то более выгодным будет вариант Б. Поэтому нужно изучить и оценить спрос на этот вид продукции.