Филипп Дюсенберри: развлечение и эмоции

Создание телевизионной рекламы может быть опасным! В процессе съемок рекламы для фирмы Pepsi-Cola в 1984 году, центральная фигура, известная рок-звезда Майкл Джек­сон, пострадал, когда вспыхнули его волосы. Это явно незапланированное происшествие стало американской национальной новостью. Ответственным лицом за разработку этой известной рекламной кампании был Филипп Дюсенберри, вице-председатель и исполни­тельный творческий директор компании Batten, Barton, Durstin & Osbom. Другая программа Дюсенберри — BBDO — это восьмиминутный фильм о президенте Рейгане, показанный на съезде Республиканской партии летом 1984 года перед его речью с выражением согла­сия баллотироваться в президенты. В фильме были показаны обыкновенные люди — предполагаемые сторонники Рейгана, состоящие в браке, поглощающие вафельные рожки с мороженым, читающие газеты и обычно ощущающие "гордость быть американцем". Согласно Дюсенберри слишком частое напоминание о проблемах просто "надоедает'. Фильм должен был вызвать у зрителей чувство гордости и необходимости дальнейшего развития патриотизма и преданности. Этот фильм также стал национальной новостью, по­сле того как телестанции отказались его транслировать. Возражение мотивировалось тем, что он не обращается к проблемам и использует однобокий подход.

Дюсенберри считает гибкость и "отказ от стереотипов" основными принципами хорошей творческой стратегии. "Не слишком увлекайтесь первой же идеей, которая пришла вам на ум". Его стиль — интенсивное использование эмоций и искренности, создание зрелищной рекламы, привлечение звезд в качестве сторонников и знамени­тых режиссеров рекламы (таких, как Боб Джиральди (Bob Giraldi), который руководил рекламой Pepsi с Майклом Джексоном). Он использует последние достижения ™не^ матографа, включая быстрый монтаж и улавливаемые взглядом зрительные образы, создает спецэффекты, достойные Стивена Спилберга или Джорджа ^Лукаса. реклам фирмы Pepsi, названная "Археология", получила наивысший приз в рекламы на Международном кинофестивале в Каннах. В рекламе показан ш Учитель двадцать третьего века, который ведет свой класс через руины дома того века. Ученики находят бутылку Кока-колы и спрашивают, что это так°е- ^_ в замешательстве не может ответить, и тут на экране возникает фраза: "Пепси бор нового поколения" [67]. Большинство его работ сосредоточено преимуществ^ ^ на людях, которые используют продукт, и на пользе или удовольствии, которь Доставляет, а не на самом продукте. Для его стиля характерно "возвысить челов,, над продуктом" и показывать людей в жизненных и привлекательных ситуациях.Пимер, в кампании Pepsi акцент поставлен на "любителей пепси". Этот подход осо­бенно отчетливо выражен в рекламах автора для фирмы General Electric, в которой ис­пользуются близкие, домашние образы для утверждения, что "GE приносит хорошие вещи в повседневную жизнь". У этого стиля есть свои противники — некоторые спе­циалисты говорят, что такая работа слишком сильно опирается на "звезд" и мало де­лает для рекламы характеристик продукта, продажу, которого она поддерживает.

"ЛЧ а, та, n! XVHo,,',

"

The best to you each morning"

Best liked (World's favoHM

... Best flavor (Kellogg'*»ecret)

...Worst to run out of

CORN FLAKES

Рис. 13.15. Реклама кукурузных хлопьев Kellogg

Предоставлено компанией Kellogg.

Дюсенберри изображается как "неистовый фанат бейсбола" и в прошлом честолю­бивый кетчер (принимающий) в Высшей лиге. Среди многих других его достоинств — написанный им сценарий под названием Идиот, он отвергался многими режиссера­ми, пока не попался на глаза Роберту Редфорду (Robert Redford), актеру и режиссеру Редфорд поставил по нему фильм и сыграл в нем главную роль. Этот фильм имел кассовый успех, а видеокассеты с ним были очень популярны. Как мы увидим мно­гие из гигантов творчества в рекламе сделали подобный ощутимый творческий'вклад в другие отрасли. Сын бруклинского таксиста, Дюсенберри, рано оставил колледж и до того, как стать составителем рекламных объявлений, был профессиональным пев­цом, затем — диск-жокеем.

Длительное время BBDO считали консервативным агентством, и выразительная фраза "Выбор нового поколения" из кампании Pepsi была знаменательным разрывом с традиционным стилем. Как сказал один из обозревателей: "давно знакомая тема противопоставления Кока-колы против бутылки пепси, на которой можно лучше от­бить такт, или изобразить людей, развлекающихся на пикнике, наконец-то скончалась или, по меньшей мере, вступила в период затишья" [68]. Это была попытка обратить­ся к молодому поколению на его языке, а не с помощью традиционных рекламных текстов. Кроме Майкла Джексона, использовались пародии на популярные научно-фантастические фильмы, такие как Е. Т. и Контакты третьего рода (Close Encounters of the Third Kind). Во многом этот переворот в стиле — заслуга Аллена Розеншайна (Allen Rosenshine), председателя BBDO, главного исполнительного директора и бывшего творческого директора агентства. Согласно Розеншайну:

Когда разрабатываются творческие стратегии для аналогичных продуктов, они полу­чаются похожими. Использование расширения продуктовой линии и сегментации рынка с целью обнаружить различия только добавит проблем. Все хотят быть более влиятель­ными, конкурентоспособными и убедительными при объяснении, почему один продукт лучше другого. Для BBDO стало ясно, что путь к продвижению заключается в отказе от рациональной продажи. В настоящее время мы больше предпочитаем концепцию, ут­верждающую, что реклама должна формировать отношение потребителя к марке. Мы стали более восприимчивы и заботимся о том, чтобы знакомство с маркой доставляло удовольствие, было приятным, человечным, теплым и волнующим, хотя и не забываем о необходимости содействия продаже [69].

Ли Клау: непочтительность

Клау называют "авторитетом, стоящим за некоторыми наиболее знаменитыми амери­канскими рекламными кампаниями в последние годы" [70]. Среди главных его достиже­ний — шестидесятисекундный мини-фильм для Apple Computer's Macintosh. Хотя он был показан только один раз, но создшт чрезвычайную рекламу. Следующая за ним рекламная кампания, названная "Лемминги", хотя и не была столь успешной, но ввела непочтитель­ный стиль, ставший торговой маркой Apple в рекламе. Гениальным творцом, стоявшим за этой рекламой, был Ли Клау (Lee Clow), вице-президент и творческий директор агентства Chiat/Day/Mojo в Лос-Анджелесе.

Другие крупные рекламные кампании, с которыми был связан Ли Клау — это рек­лама таких товаров, как спортивная одежда Nike, вагончики для пиццы фирмы PepsiCo и автомобили марки Porsche. В одной из известных кампаний щитовой рекламы для ^фир­мы Nike он использовал, не называя имен, перспективных спортсменов — Олимпийские надежды США — в привлекающих внимание позах, — например, преодолевающими барьеры на трассе. Реклама была выполнена на массивных щитах, укрепленных на сте­нах домов, а имя спонсора, Nike, было лишь указано мелким шрифтом. Ли Клау харак­теризуют как обладающего уникальной способностью улавливать идею и понимать, как она будет работать. Обсуждая свой творческий стиль, Клау настаивает на необходимости вызывать доверие и проявлять инициативу, развивая идею.


Если вы не демонстрируете уверенность в себе, то другие люди очень легко потеряют доверие к вашему продукту. Например, реклама Apple 1984 была идеей, которая очень легко могла вызвать раздражение. Если кажется, что у вас возникли некоторые опасе­ния или изменилось мнение о чем-то, то людям, еще меньше втянутым в творческий процесс, легко засомневаться в надежности вашей рекламы. Большинство идей кажутся немного странными, а если это не так, то это вовсе и не идея [71].

Приемный сын работника авиакосмической промышленности из округа Лос-Анджелеса, Клау ведет поразительно традиционный образ жизни и является страст­ным телезрителем. Интересно, что Клау считает, что реклама DDB и Фольксвагена оказала на него наибольшее воздействие, подтолкнувшее его к занятию рекламным бизнесом, он и до сих пор считает эту кампанию "единственной величайшей реклам­ной работой в истории этого бизнеса". Реклама Фольксвагена была выпущена в пери­од так называемой творческой революции 1960-х годов, когда Клау познакомился с творчеством таких знаменитостей, как Битлз, Энди Уорхол (Andy Warhol). В это же время произошли такие значительные события этого периода, как убийство президен­та Кеннеди и Мартина Лютера Кинга, а также подготовка полета на Луну. Все это имело огромное влияние на творческое развитие личности Ли Клау. Тот факт, что он работает в рекламе, а значит, отвергает многие ценности, существовавшие в то время, похоже, не беспокоил его.

Хотя общеизвестно, что Клау фактически не составлял лично многие рекламные объявления, он был только генератором идей, на которых базируются многие извест­ные рекламные кампании Chiat/Day. Его стиль — создание импульса, он подчеркивает необходимость честного диалога с потребителем и глубокого уважения его интеллекта.

Если вы думаете, что ваша мышеловка, или автомобиль, или рубашка, или что-либо еще, о чем вы решили сообщить людям, лучше других, я не считаю, что это следует делать с об­маном, или нанесением ущерба, или обращаясь к людям свысока. Я полагаю, это может быть честный диалог с потребителем. Хорошая реклама — это беседа с людьми... Силь­нейшая реклама — та, которая позволяет донести все самое лучшее и уважает интел­лект потребителя. Это реклама, которая позволяет им сделать свой вклад в процесс об­щения, в отличие от некоторых наиболее обосновано критикуемых работ в нашей отрасли, в которых пытаются вдолбить в бедные головы домохозяек преимущества мыла или полу­фабрикатов, повторяя это 37раз за 30 секунд [72].

Хэл Райни: сердечное тепло провинциального городка

Возможно, вы не слышали о Хэле Райни (Hal Riney), но, вероятно, видели и по­смеивались над Френком Бартлесом (Frank Bartles) и его не слишком разговорчивым другом Эдом Джеймсом (Ed Jaymes), когда они рекламировали ведерко для льда от Бартлеса и Джеймса (фактически выпускаемый фирмой Gallo Winery) и "благодарили вас за поддержку". Это одна из наиболее успешных рекламных кампаний 80-х годов; действующие лица и построение сюжета были детищем специалиста по рекламе Хэла Райни, который в настоящее время руководит своим агентством в Сан-Франциско. Появление двух образов простых парней на самом деле чистая случайность: вначале было решено поставить на новое ведерко инициалы, которые подошли бы для заказа его в баре (вроде J&B Scotch); остановились на B&J; затем расширили инициалы до имен Бартлес и Джеймс, выбрав их из телефонной книги; а потом стали придумывать образы, подходящие для этих имен. Первоначально выбранные герои были двумя по­трепанными торговцами Мадерой (вино) в Лондоне, которым нужно было избавиться от своих запасов вина, но потом они превратились в двух фермеров-скотоводов. Райни затем обеспечил работой одного старого приятеля, взяв его на роль молчаливого увальня Эда, и настоящего скотовода из Орегона — на роль Френка [73]. Рекламные серии (в которых проигрывались более 100 различных сценок) начались с Френка объясняющего, что для начала собственного бизнеса по производству ведерок для ох­лаждения вина Эд "вторично перезаложил свой дом и написал письмо в Гарвард для получения звания Master of Business Administration — MBA". Поскольку платежи по залогу Эда были очень высокими, Френк просил людей начать покупать их ведерки для охлаждения вина и благодарил за поддержку, что стало стандартной завершающей фразой. Кампания была настолько успешной, что помогла марке переместиться с 40-го на 1-е место по продажам охладителей вина через несколько месяцев после запуска ее в 1985 году и даже получила несколько чеков от людей, которые хотели помочь Эду избавиться от бремени непомерных залоговых платежей.

Кроме кампании по рекламе ведерок для охлаждения вина Бартлеса и Джеймса, агентство Riney ответственно также за кампанию Gallo Wines, в которой реклама игра­ла на родственных чувствах, моментально пронизывающих зрителя, используя музы­ку, подобную церковной из "Vangelis" вместе с рекламой "Все самое лучшее" от Gallo. Другая рекламная кампания была подготовлена для фирмы Perrier. В ней короткие сюжеты о детях и природе убеждали вас в том, что если что-то должно было произой­ти, чтобы доказать правоту Perrier, то это уже произошло. Как и Фил Дюсенберри, Riney участвовал в рекламной кампании по переизбранию Рональда Рейгана в 1984 году, показывая сентиментальные сюжеты из жизни американской провинции, объе­диненные фразой: "Снова утро в Америке". Позднее агентство Riney создало извест­ную рекламную кампанию для автомобилей марки Saturn под девизом "Новый вид компании. Новый вид автомобиля". Все эти рекламные кампании объединяет сенти­ментальный, эмоциональный настрой, который играет на сердечных струнах, воскре­шая в памяти ряд сцен, с мягкой настойчивостью, тихими голосами, натурализмом провинциального городка, легким остроумием и очень часто с личными авторскими комментариями осипшим голосом Хэла Райни. Агентство Riney также обычно воздер­живается от изучения рынка, часто предпочитая полагаться на собственную интуицию в каждой конкретной ситуации.

Райни известен как добивающийся во всем совершенства человек, создающий сложную рекламу похожую на фильмы, используя монтаж, перекрывающийся диалог и другие элементы в целях создания особого настроения. Другая характерная черта его стиля — реалистический замысел и использование реквизита в сценах. Для рекла­мы пива Генри Вайнарда (Henry Weinard) он переделал старую бревенчатую хижину в полутора часах езды от ближайшей трассы на салун 1882 года, вместо того, чтобы конструировать ее на студии. (Сценарный щит для пива Генри Вайнарда воспроизве­ден на рис. 13.16). Для рекламного ролика пива, создаваемого для эскимосов, Райни вместе с директором Джо Питка (Joe Pytka) ездил за Полярный круг в поисках подхо­дящих лиц для участия в съемках [74]. Такой реализм считается решающим, посколь­ку он облегчает доступ к искренним человеческим чувствам. Райни удачно использо­вал этот реализм в недавно выпущенной кампании для автомобилей фирмы Saturn.

Райни вырос в провинциальном Орегоне. Мать его — школьная учительница, отец — коммивояжер, который оставил семью, когда Райни было шесть лет. Он на­чал работать в рекламном бизнесе в Сан-Франциско в середине 50-х годов, в фирме BBDO, затем с маленьким рекламным агентством под названием Botsford Ketchum, а затем — с Ogilvy & Mather. В 1976 году с благословения Огилви он открыл собственное агентство. Его стиль наряду со стилем Chiat/Day в Лос-Анджелесе (рассмотренным Ранее) и Weiden and Kennedy в Портланде Орегон (который создал очень успешную рекламу "Во knows" (Бо знает), представляющей Бо Джексона, для фирмы Nike) при­вел к возникновению отдельной школы рекламы "West Coast", которая в последние годы подчеркивает необходимость брать на себя творческий риск для создания запо­минающейся и (часто, но не всегда) повышающей продажи рекламы.

Что важнее: исполнение иди содержание?...........

Несомненно, есть много других рекламных агентств, творческих подходов и стилей, которые можно было бы обсудить. Однако те из них, которые рассматривались в этой главе, четко предсташтяют творческие направления, по крайней мере, в ведущих агент­ствах. Разумеется, есть десятки других творцов рекламы, сотрудничающих с преуспе­вающими агентствами, и образцы рекламной продукции, достойные внимания.

Диапазон творческих стилей в рекламе можно рассматривать как неразрывное един­ство широких взглядов — от утверждения "решающим является содержание" (например, стиль USP Ривеса) до "решающей является форма" (представлено более свободными творческими стилями Клау и Райни). Рассмотрев эти позиции в рамках данной книги, мы полагаем, что важны оба фактора: сообщение должно иметь достойное "содержание" и высокохудожественную "форму" передачи этого сообщения. Несмотря на то, что в этой главе наибольшее внимание уделено значению творческого процесса, мы должны отметить, что согласно исследованиям Дэвида Стьюарта и Дэвида Фурса (David Furse), единственным наиболее важным фактором в определении влияния рек­ламного объявления на восприятие, запоминание и понимание сообщения является четкое определение преимуществ марки — а это относится к содержанию, а не к форме выполнения рекламы [75]. Но даже самое подходящее содержание затеряется в совре­менных переполненных теле- и радиоканалах и на страницах прессы, если оно не вы­сказано смело, с привлечением творческой отваги [76].

Следовательно, наилучшая реклама сочетает выразительное содержание и блестя­щее творческое исполнение. В то время как стратегическая часть поддается строгому анализу (подобно изложенному в этой книге), творческая составляющая настолько ху­дожественна и гениальна, как мастерство, которое ставит рекламный бизнес в сущест­венную зависимость от таланта людей, подобных описанным в этой книге.

Резюме

Творческий процесс связан с переводом отличительных свойств товара в вер­бальные и визуальные образы, которые будут передавать сущность предложения убедительными методами, привлекающими внимание. Работая в единой команде, составители текста рекламы и художественные редакторы стараются придержи­ваться творческих идей, которые позволяют избежать хаоса в процессе создания рекламы. Генерация идей — процесс, требующий чрезвычайного напряжения, и для облегчения этого процесса были разработаны различные методики. Наилуч­шей идеей является та, которая соответствует стратегии и весьма своеобразна по мастерству исполнения.

Оценивая предложенную рекламу, важно помнить о том, что наиболее риско­ванной рекламой часто оказывается та, в которой совсем нет элементов риска — безопасное обыгрывание может сделать рекламу неэффективной. Следовательно, "правила" составления рекламы нельзя почитать до такой степени, чтобы никогда не нарушать их: иногда наилучшей рекламой оказывается та, которая ломает все стандарты. Однако это не означает, что мы не должны учиться на опыте выдаю­щихся исполнителей, или на исследованиях в области рекламы. Такой опыт и ис­следования сообщили нам многое о том, что полезно для хорошей рекламы в пе­чати, на радио, на телевидении, на улицах, в розничной торговле, в деловой рек­ламе, что кратко было рассмотрено в этой главе.

"CHUCK WAGON"

COOK: Come and gel it-

VO Bar* whe.n theWsstwas young.

COWBOY: НегууУ*

VO; in tect. to get the West's f nest Ьэсг..

2rC COWBOY. Henry Weinhard's?

VC: 8ut whie It may wen unj*ja! tr

so mur.h зте and trouDle just tor a better beer.

COOK: Nw for sbpper.

VO: ttfealy wasn't

COOK: There * a few things thaf s not sr the

tegular rrenu

COOK: Our trcsh 6sh tcrwjM is t/ook icoul е1п!(лиЛпе

:60 Commercial

CQW6GY Whare'c you nave ю sent) to ic

get thai saddle?

VD: Getting just about anything K>oX a lot of

vo Even a gooc beer was a rarity COOK Anybotfv want a Henr/s?

VO Because i', would utttif hundreds oi mies away. COWBOY: Where'd tney ha^e to st lo cet that beer? 2nd COWBOY. O

VO Even;hen Westerners alwaystriec toco everything in a very special way.

ССОЧ: in addition tc the

CO//3OY: Where'd Ihey have Ic send м

toyetlhalo

2nd COW3OY Lo

Рис. 13.16. Одна из рекламных кампаний Хэла Райни: Пиво Henry Weinhard

Предоставлено компанией Blitz Weinhard Brewing


Как и в искусстве, две или несколько творческих личностей могут, рассматривая одну и ту же проблему, создавать совершенно разные рекламы. Эти различия определяют творче­ский стиль индивидуальности или рекламного агентства. Несмотря на различия, любая реклама и разворачивающие ее кампании могут быть "успешными". Например, стили Вильяма Бернбача и Россера Ривеса очень отличаются как по подходу, так и по исполне­нию, но каждый из них ассоциируется с преуспевающей рекламой. Мы представили и об­судили в этой главе семь очерков о ведущих создателях рекламы и агентствах, с которыми они связаны. Первая четверка — Дэвид Огилви, Вильям Бернбач, Россер Ривес и Лео Барнет — выдающиеся деятели по созданию стандартов творческого стиля в ранних 50— 60-х годах. Три следующих — Филипп Дюсенберри, Ли Клау и Хэл Райни — представляют современных лидеров в аналогичных современных ведущих рекламных агентствах.

Хотя описание творческих стилей — довольно сложный процесс, имеющий тенден­цию к преувеличению и созданию стереотипов, тем не менее, полезно сравнить их меж­ду собой. В биографических очерках можно получить дополнительную информацию, которая освещает другие аспекты деятельности личности, чтобы дать представление из­нутри — кем являются творческие люди и откуда они пришли в рекламный бизнес.

Вопросы для обсуждения.................

1. Выберите две печатные рекламы, ориентированные на потребителя, которые были вы­пушены недавно (в журнале или газете), одну из которых вы считаете "хорошей", а другую "плохой". Затем напишите на одну страницу свое суждение о них, подтвер­ждающее вашу оценку.

2. Повторите упражнение из пункта 1, выбрав соответственно пару радиореклам, пару теле­визионных реклам, пару реклам на месте продажи и пару деловых реклам.

3. Возьмите описание позиционирования товара на рынке, основанное на ситуационном анализе марки и категории товара, для которых вы, возможно, разрабатывали план мар­кетинга, и попытайтесь придумать пять творческих идей, которые можно было бы ис­пользовать для создания рекламы выбранной вами марки.

4. Теперь выберите одну из этих творческих идей для дальнейшей разработки и создайте задиристую или пародийную рекламу (рекламное объявление в печати, телевизионный сценарий, сценарий для радиорекламы), которая построена на выбранной вами идее.

5. Огилви, Бернбач, Ривес и Барнет — гиганты творчества в области рекламы, которые уда­лились от дел или занялись чем-то другим. Найдите общее и различия в их стилях по сравнению со стилями Дюсенберри, Клау и Райни — современных лидеров в этой об­ласти. Кто из них с кем схож? В чем это сходство?

6. Творческие стили Бернбача и Ривеса, вероятно, кардинально противоположны, но при этом оба они используются в преуспевших агентствах и кампаниях. Можно заключить, что творческий стиль не влияет на успех. Согласны ли вы с этим? Ответ аргументируйте.

7. Предположим, вы председатель агентства, имеющего миллионный бюджет и вам надо выбрать одного из трех кандидатов на пост творческого директора. Обсудите качества, которые вы ищете в людях для приема на это место. Каковы характеристики творческой личности высшего класса?

Примечания

1. Burke R.R., Rangaswamy A., Wind J., Eliashberg J. A Knowledge-Based System for Advertising Design // Marketing Science. - 1990. - 9, № 3. — P. 212-229.

2. Osborn A.F. Applied Imagination (3rd ed.). — New York: Scribner's, 1963. — P. 11.

3. Burnett L. Keep Listening to That Wee, Small Voice // Communications of an Advertising Man, © 1961 by Leo Burnet Company, Inc. (из речи в клубе Chicago Copywriters Club). — 1960, October 4. — P. 160.

4-. The Art of Writing Advertising / Ed. D. Higgens. — Chicago: Grain Books, 1965. — P. 43.

5. Osborn A.F. Your Creative Power. — New York: Dell, 1948. — P. 135.

6. Tauber E.M. HIT: Heuristic Ideation Technique — A Systematic Procedure for New Product Search // Journal of Marketing. — 1972. - 36, № 1. - P. 58-61.

7. Osborn A.F. Your Creative Power. - New York: Dell, 1948. - P. 294.

8. Рассматривается в работе Kotler P. Marketing Management: Analysis, Planning, and Control. — Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall, 1967. - P. 256.

9. Keil J.M. The Creative Mystique: How to Manage It, Nurture It, and Make It Pay. — New York: John Wiley, 1985. См. также Popular Myths About Creativity Debunked// Advertisin» Age. - 1985. - May 6. - P. 48.

10. Caples J. How to Make Your Advertising Make Money. — Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall, 1983.

11. Caples J. A Dozen Ways to Develop Advertising Ideas // Advertising Age. — 1983. — November 14. - P. M-4ff.

12. См., например, Motes W.H., Hilton C.B., Fielden J.S. Language, Sentence, and Structural Variations in Print Advertising // Journal of Advertising Research. — 1992. — 32, № 5. — P. 63-77.

13. Beltramini R.F., Blasko V.J. An Analysis of Award-Winning Advertising Headlines // Journal of Advertising Research. - 1986. — № 3. — P. 48-52.

14. Vnnava Rao H., Bumkrant R.E. An Imagery Processing View of the Role of Pictures in Print Advertisements // Journal of Marketing Research. — 1991. — 28,.4» 5. — P. 226-231; Houston M.J., Childers T.L., Heckler S.E. Picture-Word Consistency and the Elaborative Processing of Advertisements // Journal of Marketing Research. - 1987. - 24, № 12. — P. 359-369.

15. Bums A.C., Biswas A., Babin L.A. The Operation of Visual Imagery as a Mediator of Advertising Effects // Journal of Advertising. — 1993. — 22, № 2. — P. 71-85.

16. Schmitt B.H., Tavassoli N.T., Millard R.T. Memory for Print Ads: Understanding Relations Among Brand Name, Copy and Picture // Journal of Consumer Psychology. — 1993. — 2,.V° 1. — P. 55-81.

17. См. работу Bone P.F., Ellen P.S. The Generation and Consequences of Communication-evoked Imagery // Journal of Consumer Research. — 1992. — 19, X» 6. — P. 93-104; Debevec K., Romeo J.B. Self-Referent Processing in Perceptions of Verbal and Visual Commercial Information // Journal of Consumer Psychology. — 1992. — 1,.Vs 1. — P. 83-102.

18. Picture-based Persuasion Process and the Moderating Role of Involvement/ P.V. Miniard et al. // Journal of Consumer Research. — 1991. — 19, Л° 6 — P. 92-107.

19. Bryce WJ., Yalch R.F. Hearing versus Seeing: A comparison of Consumer Learning of Spoken and Pictorial Information in Television Advertising // Journal of Current Issues and Research in Advertising. - 1993. — 15,.V«1. — P. 1-20.

20. Young C.E., Robinson M. Visual Connectedness and Persuasion// Journal of Advertising Research. - 1992. - 32, \» 2. - P. 51-55.

21. McLachlan J., Logan M. Camera Shot Length in TV Commercials and their Memorability and Persuasiveness // Journal of Advertising Research. — 33,.N» 2. — P. 57—61.

22. Meyers-Levy J., Peracchio L. Getting an Angle in Advertising: The Effect of Camera Angle on Product Evaluations // Journal of Marketing Research. — 1992. - 29, -V» 11. — P. 454-461.

23. Stewart D.V., Furse D.F. Effective Television Advertising: A Study of 1000 Commercials.— Lexington, MA: Lexington Books, 1986.

24. Miller D.W., Marks L.J. Mental Imagery and Sound Effects in Radio Commercials // Journal of Advertising. — 1992. - 21,.V» 4. — P. 83-97.

25. Ahemathy A.M., Gray J.I., Rotfield H.J. Combinations of Creative Elements in Radio Advertising // Journal of Current Issues and Research in Advertising. — 1993. — 15, -V 1. — P. 87-98.

26. Donthu N., Cherian J., Bhargava M. Factors Influencing Recall of Outdoor Advertising // Journal of Advertising Research. — 1993. — 33, x° 3. — P. 64-80.

27.

28. 29. 30.

31. 32. 33.

34. 35. 36.

37.

38. 39. 40. 41.

42. 43. 44.

45. 46. 47. 48. 49. 50.

51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59.

Chamblce R., Sandier D.M. Business-to-Business Advertising: Which Layout Style Works

Best? // Journal of Advertising Research. — 1992. — 32, № 6. — P. 39~48.

Wall Street Week. — 1993 — October 1. — P. B6.

Nisenholtz M. How to Market on the Net // Advertising Age. — 1994 — July 11. — P. 28.

Cues! L. Status Enhancement as a Function of Color in Advertising // Journal of Advertising Research. - 1966. - 6, № 6. - P. 40-44. Там же. — С. 44.

Baker S. Advertising Layout and Art Direction. — New York: McGraw-Hill, 1959. — P. 3. Feaslcy F.C., Stuart E.W. Magazine Advertising Layout and Design: 1932—1982// Journal of Advertising. - 1987. - 16, № 2. — P. 20-25; Chamblee R., Sandier D.M. Business-to-Business Advertising: Which Layout Style Works Best? // Journal of Advertising Research. — 1992. ~ 32, № 6. - P. 39-48.

Janishewski C. The Influence of Nonattended Material on the Processing of Advertising Claims // Journal of Marketing Research. - 1990. - 27, № 8. - P. 263-278.

См. интересную книгу о создании телевизионной рекламы: Arlen M.J. Thirty Seconds. — New York: Farrar, Straus & Giroux, 1980.

Book A.C., Gary N.D. The Television Commercial: Creativity and Craftsmanship. — New York: Decker Communication, 1970.

Laskey H.A., Day E., Crask M.R. Typology of Main Message Strategies for Television Commercials // Journal of Advertising. — 1989. - 18, № 1. — P. 36-41.

. Ogilvy D. Confessions of an Advertising Man. — New York: Atheneum, 1964. —P. 100—102.

. Там же. — С. 102.

. Там же. — С. 151.

. Там же. - С. 116-117. Там же. — С. 93-103.

Mayer M. Madison Avenue, U.S.A. — New York: Pocket Books, 1958. — P. 64, Femina Delia J. From Those Wonderful Folks Who Gave You Pearl Harbor / Ed. C. Spokin. — New York: Simon & Schuster, 1970. — P. 29.

The Art of Writing Advertising / Ed. D. Higgens. — Chicago: Grain Books, 1965. — P. 117-118.

Mayer M. Madison Avenue, U.S.A. — New York: Pocket Books, 1958. — P. 66.

Rowsome F. (Jr.) Think Small. - New York: Ballantine Books, 1970. — P. 81.

Там же. — С. 12.

Mayer M. Madison Avenue, U.S.A. — New York: Pocket Books, 1958. — P. 65.

Интерпретацию результатов кампании, где приводились эти комментарии, см в работе

Femina D. J. From Those Wonderful Folks Who Gave You Pearl Harbor / Ed. C. Spokin. —

New York: Simon & Schuster, 1970. — P. 38-39.

Там же. - С. 26.

Rowsome F. (Jr.) Think Small. — New York: Ballantine Books, 1970. — P. 116. Там же. — С. 117.

The Art of Writing Advertising / Ed. D. Higgens. — Chicago: Grain Books, 1965. — P. 120. Там же. - С. 117-118.

Mayer M. Madison Avenue, U.S.A. — New York: Pocket Books, 1958. — P. 59-61.

Там же. - С. 52.

The Art of Writing Advertising / Ed. D. Higgens. — Chicago: Grain Books, 1965. — P. 124.

Описано в работе Mayer M. Madison Avenue, U.S.A. — New York: Pocket Books, 1958. — P. 300.

60. Burnett L. Keep Listening to That Wee, Small Voice // Communications of an Advertising Man, © 1961 by Leo Burnet Company, Inc. (из речи в клубе Chicago Copywriters Club). — 1960, October 4.

61. The Art of Writing Advertising / Ed. D. Higgens. — Chicago: Grain Books, 1965. — P. 17.

62. Там же. — С. 44.

63. Burnett L. Keep Listening to That Wee, Small Voice // Communications of an Advertising Man, © 1961 by Leo Burnett Company, Inc. (из речи в клубе Chicago Copywriters Club). — 1960, October 4. — P. 154.

64. Mayer M. Madison Avenue, U.S.A. — New York: Pocket Books, 1958. — P. 70.

65. The Art of Writing Advertising / Ed. D. Higgens. — Chicago: Grain Books, 1965. — P. 45.

66. Femina Delia J. From Those Wonderful Folks Who Gave You Pearl Harbor / Ed. C. Spokin. — New York: Simon & Schuster, 1970. — P. 141.

67. The New York Times. - 1990. — November 16. - P. F29.

68. Alter S. Ad Age Honors BBDO as Agency of Year // Advertising Age. - 1985. — March 28. — P. 3ff.

69. Там же. — С. 4.

70. Pendleton J. Bringing New Clow-T to Ads, Chiat's Unlikely Creative // Advertising Age. — 1985 - February 7, - P. Iff.

71. Там же. — С. 5.

72. Там же.

73. Insight. - 1987. - September 14. - P. 38-40.

74. The New York Times Magazine. — 1986. — December 14. - P. 52-74.

75. Stewart D.W., Furse D.F. Effective Television Advertising: A Study of 1000 Commercials. — Lexington, MA: Lexington Books, 1986.

76. CM. Advertising Age. — 1993. — July 5. — P. 27.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: