Выбор системы набора корпуса – ответственная задача, от решения которой зависят надежность конструкции и технико-экономические показатели корпуса.
При выборе системы набора следует основываться на конструктивных особенностях, связанных с назначением и архитектурным типом судна, размерениях, особенностях применяемого материала корпуса с учетом действующих нагрузок. При этом следует учитывать положительные и отрицательные характеристики различных систем набора.
При решении этого вопроса можно воспользоваться материалами; /1/, §9; /2/, § 15.
В курсовом проекте следует указать, какая система набора применяется на данном судне (по районам и перекрытиям) и обосновать ее выбор.
На современных судах применяется комбинированная система набора. Только комбинации систем набора на различных судах – разные.
Традиционно используются следующие варианты системы набора.
· сухогрузы – комбинированная система набора: на ВП и днище в средней части – продольная система набора (что связано со значительными напряжениями в данных районах от общего продольного изгиба); на бортах, внутренних палубах и в оконечностях - поперечная система набора (т.к. напряжения от общего продольного изгиба здесь меньше, и главную роль начинают играть местные нагрузки – ледовые, давление воды и др.)
|
|
· крупные танкеры – комбинированная система набора: средняя часть корпуса – продольная, в оконечностях поперечная система набора (соответственно распределению напряжений при общем продольном изгибе);
· малотоннажные танкеры (длиной примерно до 80 м) - комбинированная система набора: на ВП и днище в средней части – продольная система набора; на бортах, продольных переборках и в оконечностях - поперечная система набора (по аналогии с сухогрузными судами);
· балкеры - комбинированная система набора: на днище и ВП – продольная система набора (днище может иметь клетчатую или стрингерную систему набора для усиления при разгрузке грейфером); подпалубная цистерна – по продольной системе набора, скуловая цистерна может иметь продольную или поперечную систему набора (в зависимости от длины судна), в средней (по высоте) части борта – поперечная система набора. Такое сочетание различных систем набора связано, в первую очередь, с распределением напряжений от общего продольного изгиба, а также с воздействием местных нагрузок – от тяжелого перевозимого груза, специфики разгрузки и др.;
· ролкеры - комбинированная система набора: на днище и палубах - продольная система набора, на бортах и в оконечностях – поперечная система набора (по аналогии с остальными сухогрузными судами).