Управленческое консультирование (консалтинг)

Управленческое консультирование – это вид профессиональной деятельности, содержанием которой является помощь руководителям в решении их проблем и внедрении достижении науки в практику управления.

Объектом данного вида деятельности является организация (система клиента) со всеми ее составляющими и процессами, субъектом – управленческие звенья, организации и персонал.

Цели управленческого консультирования – повышение обоснованности управленческих решений руководителей путем привлечения консультантов обеспечивающих разработку и реализацию практических рекомендаций по проблемам управления.

Основная цель консалтинга – изменение сложившегося положения в организации к лучшему и достижение высоких конечных результатов через комплексную оценку организации и выполнение рекомендаций. Все изменения в организации отражаются на ее экономических показателях.

Задача консалтинга – оказание эффективной помощи работникам организации путем доведения необходимых идей и решений до практической их реализации.

Среди основных функций управленческого консультирования выделяют:

исследовательскую, которая предполагает выявление проблем в организации-заказчике, создание гипотез, оценку теоретических положений, разработку методик, сбор информации, анализ данных, выработку рекомендаций;

производственную, которая предполагает выполнение ряда профессиональных обязанностей в качестве работника аппарата управления в обследуемой организации;

консультационную, которая предполагает оказание консультационной помощи сотрудникам и руководителям организаций-клиентов по различным вопросам.

Консалтинговую деятельность осуществляют специалисты-консультанты по вопросам управления. О. К. Елмашев дает следующее определение понятия «консультант»: «это специалист в конкретной области общественной деятельности, приглашаемый на основе специально принятого решения для выполнения работы, требующей специальных знаний или практических навыков». Суть работы консультанта по вопросам управления состоит в повышении эффективности системы управления в организации на основе рационализации ее структуры, организационных форм, приемов и методов управления. Консультант, используя свои знания, навыки и опыт исследуя организацию-заказчика, выявляет ее проблемные области и разрабатывает практические рекомендации для принятия заказчиков конкретных управленческих решений.

Психолог-консультант может занимать несколько ролевых позиций в организации-клиенте: исследователя, эксперта, преподавателя, психотренера. Основными областями деятельности, в которых часто специализируются психологи-консультанты, выступают:

• организационная диагностика и проектирование совершенствования структур управления;

• консультации в области кадрового менеджмента;

• психологические аспекты управления;

• выработка и принятие коллективных решений;

• деловые игры, тренинги, обучение руководящих кадров и персонала.

Специалисты в области консалтинга выделяют два основных вида деятельности управленческого консультанта – внешний консалтинг и внутренний консалтинг [18].

Внутренний консалтинг Внутренний «консультант» Внешний консалтинг Внешний «консультант»
В штат организации включена должность консультанта (обычно психолога – организационный психолог) Осуществляется путем работы консультанта со стороны (из агентства или частного) с организацией-заказчиком  
Позволяет сэкономить организации средства, не теряя при этом качества Считается более объективным, более компетентным, менее пристрастным
Может получить более широкие полномочия и привлекается для осуществления изменений в фирме Имеет богатый опыт работы в других компаниях  
Постепенно приучает организацию помнить о важности психологических факторов Ему всегда ясна задача не укоренен в организации, только деловые интересы
  Способен взглянут на положение дел организации со стороны  

До сих пор идут дискуссии о том, кто качественнее выполнит работу «внутренний» или «внешний» консультант. Тем не менее, все чаще в крупных компаниях выполнение заданий осуществляется совместными группами «внутренних» и «внешних» консультантов. Такое сочетание:

• уменшает расходы организации на консалтинговые услуги;

• помогает внешним консультантам быстрее и подробнее собрать всю необходимую информацию об организации-клиенте;

• облегчает выполнение задания;

• способствует обучению внутренних консультантов [18].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: