Однородные члены предложения — одно из проявлений структурно-семантической категории синтаксиса — однородности, которая обнаруживается и на уровне сложного
предложения.
Однородными могут быть все члены предложения: Мелькают мимо и, бабы.
Однородными могут быть компоненты членов предложения, чаще всего сказуемых: Счастье не может, не должн.п быть одинаковым (Н. Дубов); Создание языка былсГ^Г остается процессом познавательным (В. Брюсов); Язык должен быть прост и изящен (А. Чехов).
Как показывают примерыТоднородные члены предложения обычно имеют одинаковое морфологическое выражение, однако они могут быть выражены различными частями речи и разными формами какой-либо части речи. В ряд с однородными членами могут входить фразеологические сочетания, словосочетания и даже придаточные предложения (чаще с помощью указательного слова): Говорил Жух-рай ярко, четко, понятно, простым языком (Н. Островский); Говорил он спокойно, без грусти, без жалобы в голосе и так, точно он сам внимательно вслушивался в свою речь, проверяя ее мысленно (М. Горький).
|
|
Однородные члены предложения характеризуются набором следующих признаков: 1) занимают позицию одного члена предложения; 2) связаны с одним и тем же членом предложения подчинительной связью; 3) связаны между собой сочинительной связью; 4) часто имеют одинаковое морфологическое выражение; 5) обычно выражают однотипные понятия.
Запятая ставится | Запятая не ставится |
1. Между двумя или более однородными членами, не соединёнными союзами: Звуки росли, крепли, полнели, становились всё более и более властными, захватывали сердца объединённой и замиравшей толпы. (Кор.) 2. Между однородными членами, соединёнными повторяющимися соединительными пли разделительными союзами (и — и, ни — ни, да — да, или — или, либо — либо, то — то, не то — не то): I) И берег, и море молчали, (Кор.) 2) В знакомой, сакле огонек то трепетал, то снова гас. (Л.) 3. Между однородными членами, соединёнными противительными союзами а, но, да (= но): 1) Он [ребёнок] был тонок и слаб, но ходил и даже бегал свободно по всему дому. (Кор.) 2) Поворчал он, да не посмел ослушаться. (Кор.) 4. Перед второй частью двойного союза, соединяющего однородные члены (как—-так и, не только — но и): Пушкин создал замечательные реалистические произведения как (не только) а стихах, так и (но и) в прозе. | 1.Между однородными членами, связанными одиночным соединительным или разделительным союзом (и, да, (=и), или, либо): 1) Лодка качнулась, поднялась и исчезла. (Кор.)'2) Однажды Лебедь, Рак. да Щука везти, с поклажей еоз взялись. (Кор.) 2,- Внутри групп однородных членов, соединённых попарно: Дети собирали в лесу лечебные травы и ягоды, грибы и орехи. 3. В цельных выражениях с повторяющимся союзом: а то и её, ни то ни сё, ни свет ни заря, и так и сяк, и туда и сюда, и холод и голод, ни рыба ни мясо, ни днем ни ночью, ни дать на взять, ни взад ни вперёд и т. д.: 1) На другой день ни свет ни заря Лиза уже проснулась. (П.) 2) Иван Никифорович был ни жив ни мёртв. (Г.) |
Примечания. 1. Вместо запятой для разделения распространенных однородных членов, особенно если внутри них уже есть запятые, может употребляться точка с запятой: Лаврецкий отстаивал молодость и самостоятельность России; отдавал себя, своё поколение в жертву, но заступался за новых людей, за их убеждения и желания. (Т.) 2. Если в предложении больше двух однородных членов, а союз и (да, пли) стоит не перед каждым из них, но хотя бы только перед двумя, то запятая ставится между всеми однородными членами, в том числе и перед первым и (да или): Татьяна верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям луны. (П.) |
Двоеточие ставится | Тире ставится |
1.После обобщающего слова, перед однородными членами: Ничего не заметно было оживляющего картину; ни отворявшихся дверей, ни выходивших откуда-нибудь людей, никаких живых хлопот и забот дома, (Г.) 2. После однородных членов предложения, если впереди них уже стоит обобщающее слово (и двоеточие), а предложение не заканчивается этими однородными членами: Всюду: вверху и внизу—пели жаворонки. (Ч.) | 1.После однородных членов, перед обобщающим словом: Стол, кресла, стулья — всё было самого тяжёлого и беспокойного свойства. (Г.) Иногда после обобщающего слова в таких случаях употребляются союзы как-то, а именно, вводное слово например и т. д.; тогда за обобщающим словом ставится запятая, а двоеточие употребляется после этих союзов или вводных слор: В числе посуды привозят много глиняных и стеклянных игрушек, как-то: уточек, гуськов, дудочек и брызгалок. (Акс.) 2. Перед перечислением однородных членов и без обобщающего слона, главным образом и в деловой и научной речи: Собрание постановляет: 1) работу ревизионной комиссии одобрить; 2) вынести благодарность члена.» комиссии. |
Примеры из текста:
|
|
- настоящей, верной, вечной любви
- красива и умна
- беспокойно одеваясь, расчесывая
- серенькое небо, а под ним беззвучная стая грачей.
- не то баня, не то черт знает что
- ни дуновения ветерка, ни шевеления облака и ни живой души.
Произведение в произведении как прием усложнения содержания и внутренней формы. «Роман в романе» у М.А. Булгакова. Способы создания «проницаемой границы» времен. Анализ «временной координаты» в предложенном эпизоде.
Интертекст - родовое понятие, определяющее, что смысл художественного произведения формируется полностью или частично посредством ссылки на иной текст, который отыскивается в творчестве того же автора, в смежном искусстве, в смежном дискурсе или в предшествующей литературе.
Романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита" представляет собой весьма специфический жанр - роман в романе, где роман 1 - это "Роман Мастера", а роман 2 - это "Роман о Мастере". Каждый роман имеет свои повествовательные и жанровые особенности. За счет введения третьего текста (Библии) одномерность дидактического смысла снимается и производится его коррекция в сторону "открытия" смысла. Происходит одновременно и своего рода растворение унитарного смысла в усложняющейся форме. Третий текст способствует преодолению однозначности содержания, за счет осуществляемого им напластования форм. Троичные (многочленные) внутритекстовые конструкции одновременно и сужают, и расширяют смысл, задают разные перспективы чтения. Интертекстуальная структура такой конструкции основана именно на введении закодированных фрагментов в ткань произведения.
|
|
Тема "Романа Мастера" — реальное (в понимании и изображении автора) историческое событие, происшедшее в Ершалаиме четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в правление пятого прокуратора Иудеи Понтия Пилата. Автор (Мастер) как будто не сочиняет художественный текст, а воссоздает историю буквально такой, какой она была на самом деле. Форма его повествования актуализует достоверность содержания. Иешуа Га-Ноцри является центральным персонажем всего романа. Образ Иешуа восходит к библейскому образу Иисуса Христа. Но М.Булгаков трансформирует этот библейский образ, создавая своеобразную интерпретацию событий, переосмысление которых становится нравственно-философской основой для всего произведения.
Ершалаимские сцены "Мастера и Маргариты" представляют собой изложение ранней истории христианства, весьма далекое от канонической версии Евангелий.
Ершалаимские сцены в романе являются наиболее яркой частью “Мастера и Маргариты”. Из мозаики разнообразных деталей Булгаков создал исторически достоверную панораму жизни людей другой эпохи, которые вместе с тем оказываются так близки и понятны нам сегодня. В этих главах заключается философская линия романа, его наивысшая этическая точка.
Каждому из трех основных пространственных миров булгаковского романа – соответствует и своя шкала времени. В ершалаимском мире основное действие разворачивается в течение одного дня с воспоминаниями о предшествовавших событиях и предсказаниями будущих, которые мы наблюдаем лишь в заключительной главе романа. Еще более сконцентрировано время в потустороннем мире, где оно фактически остановилось, слилось в едином миге, что символизирует часами длящаяся полночь на балу у сатаны. Только в московском мире, где действие охватывает четыре дня, время более размыто и течет сравнительно плавно, подчиняясь воле рассказчика.
|
|
Московский (реальный мир) наполняется фантастическими событиями(Иван бездомный в кальсонах с ладанкой по Москве ходит; по городу разъезжают грузовики с чиновникаим, поющими песни; карнавальные переодевания героев; гротескные превращения червонцев в этикетки), а выдуманный мир Мастера подчинён строгим законам бытового правдоподобия. Луна, солнце, гроза, тьма- важнейшие лейтмотивы романа, пронизывающие всю его структуру и объединяющие Москву и Ершалаим.