Задачи и методические особенности гимнастики

Гимнастика — исторически сложившаяся совокупность специ­фических средств и методов гармонического физического воспита­ния людей. Она является дисциплиной спортивно-педагогической.

Существует несколько толкований понятия «гимнастика». Одни считают, что оно произошло от греческого слова гимнос — нагой (древние греки занимались физическими упражнениями обнажен­ными). В первом издании БСЭ происхождение понятия «гимна­стика» связывается с греческим словом гимназо — упражняю. В тре­тьем издании БСЭ это понятие получает дополнительное толко­вание: упражняю, тренирую, — что, с нашей точки зрения, бо­лее правильно отражает суть и назначение гимнастики.

Задачи гимнастики:

1. Укрепление здоровья занимающихся, содействие их физи­ческому развитию, физической подготовленности, формированию правильной осанки.

2. Обогащение занимающихся специальными знаниями в обла­сти гимнастики, формирование гигиенических навыков, приуче­ние к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Обу­чение новым видам движений, обогащение занимающихся двига­тельным опытом, а через него и опытом эстетическим, эмоцио­нальным, волевым, общения, нравственным, трудовым и др.

3. Формирование организаторских и профессионально-приклад­ных умений и навыков, необходимых для успешной педагогиче­ской деятельности.

4. Развитие двигательных (мышечная сила, быстрота и др.) и психических (ощущения, восприятия, представления, внимание, память на движения и др.) способностей, необходимых для ус­пешного овладения гимнастическими упражнениями различной



сложности, бытовыми, профессиональными, военно-прикладны­ми двигательными умениями и навыками.

5. Воспитание эстетических, волевых, нравственных качеств и прежде всего добросовестного, глубоко осознанного отноше­ния к учебным и спортивным занятиям, к общественной работе, к труду, чувства товарищества, коллективизма, патриотизма, го­товности к защите Родины.

6. Подготовка высококвалифицированных спортсменов по спортивной, художественной гимнастике и акробатике как само­стоятельным видам спорта.

Успешное решение перечисленных выше задач предусматрива­ет разностороннее педагогическое воздействие на личность зани­мающегося в целом, на индивидуальные свойства, относящиеся ко всем ее подструктурам, и достигается специфическими для гимнастики средствами и методами.

Средствами гимнастики являются гимнастические упражнения, музыкальное сопровождение занятий, естественные силы природы, гигиенические процедуры, слова педагога, оказывающие психо-регулирующее воздействие, и др. К основным средствам относят­ся гимнастические упражнения, музыка и слово педагога. Все сред­ства гимнастики можно уподобить хорошему инструменту в руках грамотного и опытного педагога.

Методы — это способы применения гимнастических упражне­ний и других средств гимнастики с целью специально запланиро­ванного воздействия на занимающихся. Способ выполнения уп­ражнения характеризуется следующим: сколько раз выполнять уп­ражнение, как при этом дышать, как сочетать напряжение рабо­тающих мышц с их расслаблением, как восстановить силы после интенсивной и продолжительной мышечной работы.

Гимнастические упражнения отличаются от других видов фи­зических упражнений тем, что не все они заимствованы из жиз­ненной практики людей, как в игре, туризме и спорте. Большин­ство из них специально разработано для более целенаправленного и эффективного воздействия на отдельные органы и системы орга­низма, психические и личностные свойства занимающихся, для обогащения их опытом — двигательным, эстетическим, эмоцио­нальным, волевым, нравственным и др. Комбинации из сложных гимнастических упражнений — прекрасное зрелище!

Гимнастике присущ метод строго регламентированного упраж­нения и организации деятельности занимающихся на уроке по зара­нее разработанной учителем программе обучения. Им же создаются оптимальные условия для успешного овладения новыми упражне­ниями путем планирования их в соответствии с принципами дидак­тики; предусматривается эмоциональный фон занятий; активизиру­ется воля, мыслительная и двигательная деятельность; формируется положительное отношение занимающихся к овладению изучаемы-


ми упражнениями и к занятию в целом. Этот метод реализуется в следующих методических особенностях гимнастики:

1. Возможность разложить каждое упражнение на части, фазы и изучать его сначала по этим частям, а затем и в целом. Например, на брусьях соскоку ноги врозь с концов жердей обучают в следу­ющей последовательности. На низких брусьях изучается размахи-' вание в упоре; размахивание с разведением ног в стороны в ко­нечной точке маха назад и подачей плеч вперед относительно кон­цов жердей; соскок с перемахом через одну жердь, затем через другую; соскок ноги врозь через обе жерди с помощью, а затем самостоятельно; соскок ноги врозь на высоких брусьях с помо­щью, а затем и самостоятельно, соединяя его с другими вначале несложными, а затем и все более сложными элементами.

2. Аналитический характер упражнений позволяет применять их для решения конкретных педагогических или оздоровительных за­дач. С их помощью можно избирательно развивать мышечную силу, повышать функциональные возможности отдельных органов и си­стем организма, воздействовать на психические и личностные свой­ства занимающихся, формировать двигательные умения и навыки.

3. В гимнастике существует бесчисленное множество самых раз­личных по структуре движений, способам выполнения, энергети­ческому, информационному, психологическому обеспечению уп­ражнений. Из них могут составляться комплексы для решения мно­гих оздоровительных, образовательных, воспитательных и приклад­ных задач. Кроме того, каждое отдельное упражнение в зависимости от метода его выполнения может быть многофункциональным. С по­мощью одного и того же упражнения за счет изменения способа его выполнения и дозировки нагрузки можно целенаправленно воздей­ствовать на разные функции организма, психические и личностные свойства занимающихся, развивать у них способности к тому или иному виду учебной, спортивной, профессиональной деятельности. Например, бег можно использовать с целью разминки, активного отдыха, повышения функциональных возможностей органов и сис­тем организма, развития выносливости к мышечной работе, воли и др. Бег — это один из видов легкоатлетических упражнений.

4. Можно определять пульсовую стоимость каждого включен­ного в урок упражнения, на ее основе составлять примерную кри­вую физиологической нагрузки при написании конспекта и уп­равлять ее величиной в ходе урока.

5. Возможность усложнять упражнения за счет изменения ис­ходных положений, соединения их в связки, включения в комби­нации, выполнения в условиях мышечного, умственного утомле­ния, эмоционального возбуждения или угнетения, на разных сна­рядах, в разных условиях внешней среды.

6. Возможность выполнять упражнения под музыкальное сопро­вождение, подбирать упражнения под характер музыкального про-





г


изведения или, наоборот, музыкальное произведение под комби­нацию упражнений, индивидуальный стиль исполнения на со­ревнованиях.

7. Возможность строгой регламентации педагогического про­цесса, позволяющего четко организовывать занятия и активизи­ровать деятельность занимающихся на уроке.

Методические особенности органически взаимосвязаны и при­меняются в соответствии с основными задачами, решаемыми гим­настикой.

Гимнастика в отечественной системе физического воспитания является самым доступным для широких масс населения средством и методом разностороннего физического, эстетического и нрав­ственного воспитания. Поэтому ею занимаются в дошкольных уч­реждениях, в школах, в средних и высших специальных учебных заведениях, на производстве и в быту. Гимнастика — это один из наиболее популярных видов спорта.

Эффективность влияния на занимающихся с помощью гимна­стических упражнений зависит не только от умелого подбора их педагогом, но и от его словесных воздействий, от характера му­зыкального сопровождения занятий и внешних условий, в кото­рых они проводятся.

Длительные занятия гимнастикой, как и любым другим видом., деятельности, накладывает на занимающихся специфический от­печаток. Гимнасты отличаются от других категорий спортсменов разносторонней физической подготовленностью. Особенно хоро­шо у них развиты способность управлять своими движениями, гибкость, мышечная сила, прыгучесть, ориентировка в простран­стве, целеустремленность, настойчивость в достижении постав­ленной цели, самообладание, дисциплина, привычка тщательно продумывать технику исполнения упражнения. Они более органи­зованны, внешне собраны и подтянуты, отличаются корректно­стью в общении с окружающими. Все это помогает им в учебе, трудовой деятельности, несении воинской службы.

Конечно, каждый вид спорта имеет свои преимущества в воз­действии на занимающихся. Спортигровики превосходят гимнас­тов в способности распределять и переключать внимание, в опе­ративном и тактическом мышлении. Пловцы, бегуны и лыжники превосходят гимнастов в выносливости.

Такова гимнастика как предмет познания с учетом ее места в системе физического воспитания человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: