Атонически-астатическая форма дизартрии

Наиболее четко синдром атонически-астатической дизар­трии выражен при мозжечковой форме детского церебраль­ного паралича. Отчетливые симптомы очаговых поражений мозжечка и его проводящих путей нередко наблюдаются у де­тей при смешанных формах дизартрии.

На первый план при этих нарушениях выступает мышечная гипотония и нарушение координации движений органов, с сокращением мышц, принимающих участие в осуществлении ды­хательных движений и фонации. При этом наблюдаются парадоксальное напряжение и расслабление диафрагмальной мышцы: в момент речевого выдоха она спазматически напря­жена и, наоборот, расслаблена в момент вдоха. Такие нару­шения, а также наличие в этой мышце гиперкинезов не поз­воляют развить грудо-брюшной тип дыхания и речевой вы­дох, тем более автоматизировать эти виды дыхания. У таких детей в процессе высказывания идет добор воздуха не только на каждое слово, но иногда на каждый слог и даже звук.

Наблюдается значительная разница в осуществлении врожденных голосовых реакций и голосовых реакций, разви­вающихся онтогенезе. Крик, плач, смех реализуются доста­точно громким и звонким голосом, который может меняться по высоте и силе, т.е. Быть выразительным. У этого же ребен­ка в процессе речи голос слабый, быстро истощающийся, от­рывистый. Произвольные голосовые модуляции недоступны. В начале высказывания голос может быть относительно звон­ким, но вскоре становится глухим, а речь малоразборчивой. Темп речи быстрый, непостоянный. Резко нарушены ритм речепроизводства, плавность речи, она толчкообразна, пре­рывиста, быстро утомляет ребенка. Акценты и в целом мело­дика речи искажены.

Специфические нарушения темпоритмической организа­ции устной речи, несформированность речевого дыхания, на­личие гиперкинезов артикуляторных и мимических мышц, зависимости выраженности этих симптомов от эмоционально­го состояния ребенка имеют много сходства с заиканием, что нередко требует проведения дифференциальной диагностики.

У детей имеются трудности дифференциации близких по зву­чанию фонем, а в связи с этим нарушается понимание значений слов. При этом в процессе речевого онтогенеза у детей развива­ется понимание глубинного смысла речевого сообщения.

Дизонтогенез речи при этой форме дизартрии проявляет­ся еще и в том, что у таких детей формируется правильное произношение изолированных звуков, но в речевом потоке произношение грубо нарушается в связи с трудностями пере­ключения артикуляторных программ, гиперкинезами и на­рушением подключения голоса.

Расстройства связной речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста во многом связаны с харак­тером и локализацией гиперкинезов.

Гиперкинезы могут быть выражены по-разному в пере­дних, средних и задних отделах языка. В зависимости от этого будет страдать произношение переднеязычных, задне­язычных или среднеязычных звуков. Гиперкинезы в губной мускулатуре нарушают произношение всех губных звуков. Степень нарушения звукопроизношения, разумеется, будет зависеть в большой степени от тяжести гиперкинезов.

При тяжелой степени органического поражения подкорко­вых образований ЦНС у детей наблюдается анартрия. Чаще же наличие тремора, дискинезии и дистонии не бывает резко выраженным. Речь таких детей развивается достаточно пол­ноценно. Интеллектуальных нарушений у таких детей не от­мечается.

Выводы

Симптомокомплекс гиперкинетической формы дизар­трии включает дистонию (неустойчивость мышечного тонуса), дискинезию (неплавность переключения арти­куляторных движений).

Основным симптомом подкорковой дизартрии являет­ся нарушение просодической стороны речи: изменчи­вый характер темпа и ритма речи, нарушение голосо-образования и речевого дыхания.

Произношение речевых звуков неустойчиво. Нарушен­ные звуки сосуществуют наряду с нормальными вари­антами, что в большой степени зависит от распростра­ненности и тяжести гиперкинезов и эмоционального состояния в момент речевой деятельности.

Гиперкинетическая форма дизартрии у детей практи­чески не бывает изолированной и чаще всего сочетает­ся со спастическим симптомокомплексом.

Речевое развитие — на границе возрастной нормы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: