Атонически-астатическая форма дизартрии. Наиболее четко синдром атонически-астатической дизар­трии выражен при мозжечковой форме детского церебраль­ного паралича

Наиболее четко синдром атонически-астатической дизар­трии выражен при мозжечковой форме детского церебраль­ного паралича. Отчетливые симптомы очаговых поражений мозжечка и его проводящих путей нередко наблюдаются у де­тей при смешанных формах дизартрии.

На первый план при этих нарушениях выступает мышеч­ная гипотония и нарушение координации движений органов

Артикуляции. Язык тонкий, распластанный в полости рта, его подвижность ограничена, темп движений замедлен. Все движения органов артикуляции ограничены. В то же время существенно то, что наряду с атонией присутствуют как про­извольные, так и непроизвольные движения, что принципи­ально отличает вялый паралич при мозжечковых нарушени­ях от бульбарных параличей. При этом, несмотря на резкое снижение тонуса мышц, не отмечается атрофических явле­ний в мышцах языка. Движения языка неточные, отмечает­ся как избыточность, так и недостаточность объема движе­ний (гипер- или гипометрия). Иногда отмечаются провисания мягкого нёба.

Помимо снижения тонуса наиболее ярким симптомом по­ражения мозжечка является дискоординация речевых дви­жений, что проявляется в атаксии, адиадохокинезии и аси­нергии. Все эти явления вызывают нарушения плавности речи: ненормативную ритмику речи, ее толчкообразность, немотивированное замедление и ускорение, отсутствие пра­вильной модуляции, немотивированные колебания громкос­ти и звучности, иногда тремор голоса.

Метафорически речь больных с поражением мозжечка называют скандированной, т.е. Речью, в которой утрирова­ны ритмические структуры (рубленая речь), которая иног­да сопровождается «выкриками» отдельных слов или сло­гов. Именно нарушения просодических характеристик речи придают ей ненормативные черты. Голос монотонный, про­извольные звуковысотные модуляции недоступны. Нерече­вая фонация (непроизвольный вскрик, восклицания, плач) характеризуются достаточно звонким голосом. Нарушается восприятие интонации. У детей нарушено формирование ин­тонационных структур, их восприятие и реализация.

Характерным для речи детей с поражением мозжечка яв­ляются нерегулярность расстройства артикуляции в процессе контекстной речи, равная выделенность слогов, искажения гласных, однообразная громкость голоса. Дискоординация в работе мышц речевого аппарата замедляет переключения импульсаций с иннервации тех или иных мышечных групп агонистов на иннервацию антагонистических мышечных групп, что ведет к замедлению темпа речи, удлинению времени про­изнесения слогов речи, напряженность речевых движений.

Отмечаются трудности удержания артикуляторной позы. Нарушаются речевые звуки, требующие четких и достаточно напряженных сокращений мышц артикуляторного аппара­та, т.е. Переднеязычные, губно-губные, взрывные.

Поскольку органическое поражение мозга при церебраль­ном параличе возникает рано, просодические программы, которые, как известно, формируются в норме в младшем до­школьном возрасте, то у детей с явлениями мозжечковой ди­зартрии просодическая сторона речи развивается замедленно на протяжении многих лет и требует специального коррекционного обучения.

Так как у детей поражение мозжечка при церебральном параличе, как правило, сочетается со спастической симпто­матикой и грубыми нарушениями локомоторных функций и двигательной стороны устной речи, то выявление мозжеч­ковой симптоматики затруднено. Нередко на фоне спастичес­кого паралича, нарушении развития всей двигательной сфе­ры выявляются особенности психики, свидетельствующие о нарушении лобных мозжечково-корковых связей в виде ду­рашливости, некритичности, «клоунады».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: