Минимальные проявления дизартрии

Минимальные проявления дизартрии в педагогической ли­тературе чаще обозначаются как «стертая дизартрия» (далее в главе оба этих термина употребляются как равноценные).

Термин «стертая дизартрия» введен в логопедию относи­тельно недавно (О.А. Токарева, 1969) и до настоящего вре­мени является дискуссионным. Все чаще стертая дизартрия обозначается в литературе как минимальные проявления дизартрии. В последнее время специалисты отмечают, что у многих детей к пяти годам жизни звукопроизношение не со­ответствует звуковой норме родного языка. Несмотря на то, что звукопроизносительные нарушения выражены негрубо, словарь и грамматические структуры соответствуют низкой границе нормы, такие дети характеризуются определенными особенностями речевого анамнеза в раннем возрасте и труд­ностями обучения письму и чтению в школе. Первые слова у них появляются с некоторой задержкой, при этом хуже ус­ваивается эмотивная лексика, в дошкольном возрасте отме­чаются ошибки в грамматическом структурировании.

Для таких детей особенно характерным является то, что у них страдает просодическое оформление устной речи. По­вествовательная интонация практически не выявляется в контекстной речи и при чтении стихов, что ведет к слиянию отдельных фраз, отсутствию завершенности интонационного высказывания. Для данной группы детей, в целом, харак­терна некоторая темпоритмическая дезорганизация устной речи.

Несмотря на то, что нет грубых отклонений от нормы в звуковом оформлении речи, тщательный логопедический анализ позволяет установить дизартрический характер этих нарушений и их связь с органическим поражением централь­ной нервной системы.

Дети со стертой дизартрией в анамнезе имеют осложнен­ные внутриутробный и родовой периоды жизни. Первый крик часто короткий, не звонкий. Гуление и лепет появляются у большинства детей своевременно. Однако репертуар звуков и их интонирование ограничены. Мышечный тонус как правило несколько снижен, главным образом, в артикуляторной, мимической и мускулатуре рук. Язык бывает вя­лым, или, напротив, спастичным, несколько ограниченным в своих движениях. Как правило, отмечается напряженность корня языка, недостаточная выраженность кончика языка. При открывании рта язык слегка оттягивается внутрь, вы­является некоторое его беспокойство. Иногда при побужде­нии к действию язык становится узким. Особенностью стер­той дизартрии является то, что у некоторых детей в мышцах языка отмечается разное их напряжение, например, при не­сколько повышенном тонусе мышц корня языка может отме­чаться одностороннее снижение тонуса его боковой части или кончика.

Моторика у детей несколько отстает в своем развитии, отличается сниженными пластичностью и грациозностью. Точность движений нарушена. Особенно страдают движения пальцев рук. При обследовании обнаруживается диспраксия разного характера.

Развитие речи несколько отстает от нормы. Слова появля­ются после полутора лет, фраза к трем годам.

Основной симптом стертой дизартрии представляет собой стойкое нарушение звукопроизношения, которое с трудом поддается коррекции. Для детей со стертой дизартрией ха­рактерна полиморфность нарушения фонетической стороны речи. Чаще всего это проявляется в наличии искажения, а также отсутствия различных групп звуков, реже — в за­менах звуков. Для них характерны следующие виды звуко-произносительных нарушений: межзубный сигматизм свис­тящих и шипящих, боковой сигматизм свистящих и шипя­щих, ротацизм, лямбдацизм, реже — дефекты оглушения, озвончения.

Чаще всего страдают звуки, связанные с тонкими движе­ниями кончика языка. У некоторых детей стертая дизарт­рия выявляется в виде нарушения произношения «р» (ве­лярное). Упрощенное произношение шипящих и свистящих «ш», «ж», «с», «з» сочетается со сложной комбинацией па­тологических артикуляций, которое приводит к сочетанным межзубному и боковому сигматизму группы звуков шипя­щих и/или свистящих.

Фонематическое восприятие парциально нарушено и каса­ется тех звуков, которые искажены или отсутствуют в устной речи. Особым свойством фонематического восприятия при дизартрии является то, что дети хорошо слышат ошибки зву­копроизношения в чужой речи и не ощущают своих.

Облигатным признаком стертой дизартрии в отличие от дислалии является то, что автоматизированный в изолиро­ванном звучании звук нарушается снова при экстренном вве­дении его в слово и тем более в связную речь.

Голос у таких детей хриплый, иногда сиплый, нередко имеется невыраженный назализованный оттенок.

Темп речи чаще ускорен. В развернутом высказывании отмечается некоторая его аритмия, связанная с ошибками пос­ледовательности произнесения слогов в словах. Внятность произношения в речевом потоке недостаточно четкая. В про­цессе речи накапливают слюну во рту. Затруднено формиро­вание автоматизации сглатывания.

Интонация несколько обеднена. Между фразами отсутс­твует пауза. Особенно затруднена повествовательная инто­нация.

Речевое дыхание замедлено в своем развитии. В процес­се связного речевого высказывания делаются дополнитель­ные вдохи, в связи с чем возникает необоснованное паузирование.

Особенностью психического развития таких детей являет­ся неточность оптико-пространственного гнозиса, затруднен­ное формирование ориентировки в схеме тела. Большинство детей неточно определяет цвета, не знает их оттенков, внима­ние недостаточно устойчиво.

Отличием детей со стертой дизартрией от детей, у которых имеются выраженные нарушения дизартрического характе­ра, является то, что у большинства из них логопедическая помощь достаточно эффективно компенсирует нарушение звукопроизносительной стороны речи. Все дети этой группы направляются в общеобразовательную школу.

Однако переход к более сложному уровню речевого раз­вития (письмо и чтение) у всех детей, имеющих в анамнезе стертую дизартрию, наблюдаются трудности формирования письма и чтения.

Обследование таких детей на первых годах обучения в шко­ле выявляет нарушение ритмической организации движений, статическую и динамическую диспраксию, несоответствие развития просодической стороны речи возрастной норме.

Наиболее частыми ошибками письма у этой группы уча­щихся являются ошибки, связанные с несформированностью анализа структуры предложения, слитное написание слов в предложении, ошибки оптического характера (сме­шения букв, имеющих одинаковые элементы начертания), недописывание элементов букв, элементы зеркального письма, каллиграфические трудности, многочисленные ис­правления, плохой, нестабильный, неряшливый почерк. Отмечается несформированность слоговых автоматизмов в устной речи и вслед за этим автоматизмов серии движений и письме.

Наблюдение 6.

Ребенок К.Е. 8 лет, ученик 2 класса. Логопедическое заключение: стертая дизартрия. Дисграфия сме­шанного характера.

Учитель отмечает большое количество ошибок письма в диктан­тах и работах при списывании текстов. Чтение формируется медлен­но. При чтении допускает много ошибок.

Обследование. Анкетные данные, собранные у родителей, свиде­тельствуют о том, что у матери отмечался токсикоз второй половины беременности. Роды были нормальными. У новорожденного отмеча­лось обвитие пуповины. Ранние этапы моторного развития проходили с незначительной задержкой, ходить стал с 1 года 2 месяца. Всегда отмечались неловкие движения на занятиях по физической культуре и музыкальных занятиях в детском саду. Рисовать и лепить не лю­бил. Первые слова появились после года, длительное время наблю­далось большое количество лепетных слов. Фразовая речь стала раз­виваться после 2-х с половиной лет. До 5 лет у ребенка было много нарушенных звуков. Был определен в специализированную группу для детей с нарушениями речи общеобразовательного детского уч­реждения. В выписке из детского сада было отмечено, что фонетико-фонематическое недоразвитие речи компенсировано. В заключении у невропатолога не отмечено никаких отклонений от нормы в состо­янии ЦНС.

Обследование состояния органов артикуляции: отклонений в стро­ении органов артикуляции не отмечается. Вытянутый вперед язык слегка отклоняется влево. Слегка снижен тонус левого бокового края языка. Двигательные пробы выявляют нарушения плавности пере­ключения и ритмичности исполнения, быструю истощаемость движений. При выполнении двигательных проб артикуляторных мышц на­блюдаются синкинезии пальцев рук правой руки, напряжение мышц шеи. С трудом выполняет артикуляционные упражнения для языка «Иголочка», «Чашечка». Обнаруживается затрудненный поиск артикуляторной позы. При выполнении артикуляторных проб отмечается подтекание слюны. Обследование общей моторики выявляет затрудне­ния переключения в серии движений, нарушение статической и дина­мической координации, плохо развитое чувство ритма.

Обследование звукопроизношения: произношение звуков в пределах нормы. Фонематическое восприятие сформировано недостаточно (ошибки при восприятии слов сложнослогового состава). Обследование произношения, словаря и грамматического строя речи: боковой вариант произношения свистящих и шипящих звуков, недостаточная четкость артикуляции в речевом потоке.

Темп речи непостоянный. Голос истощаемый. Назализованный оттенок речи обнаруживается при утомлении. Интонационно речь бедная.

Допускает много ошибок при исследовании фонемного и звуко-буквенного анализа и синтеза.

Оптико-пространственные представления неустойчивые, путает­ся и схеме тела.

Списывание текста показывает многочисленные ошибки разного характера: не выделение слов в предложении, смешение букв, имею­щих одинаковые элементы начертания, элементы зеркального пись­ма, почерк неровный.

Чтение отрывка из учебника за 2 класс общеобразовательной шко­лы выявляет значительное число ошибок, медленный темп, неполное понимание прочитанного.

В старших классах, как правило, у таких детей отмеча­ются ошибки письма и чтения, указывающие на остаточ­ные явления дизартрии. Ошибки письма в старших клас­сах, редуцируясь в своем количестве, нередко остаются на всем протяжении школьного обучения. Письменная речь формируется у них, в большинстве случаев, с трудностями. Эти трудности связаны с ограниченной лексикой, ошибками грамматического характера, что, скорее всего, свидетель­ствует о том, что помимо дизартрии у этих детей была параалалическая симптоматика и потому слабо выраженные явления общего недоразвития речи остаются длительное время. При дизартриях у детей сохраняются долго движе­ния артикуляционных органов при чтении про себя и при письме, в то время как эти явления кратковременны при норме развития речи.

В любом логопедическом диагнозе, тем более дифференци­альном, учитываются несколько факторов: физический (ана­томический), неврологический и психолого-педагогический, лингвистический.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: