Развитие благотворительности в Междуречье

Еще в 4 тысячелетие до н.э. в южной части Двуречья начало развиваться земледелие. Начиная с 22 века до н.э. на территории между Тигром и Ефратом существовало единое Вавилонское царство, достигшее своего расцвета при правлении царя Хаммурапи.

В Междуречье благотворительность и социальное призрение основывались на законах царя Ур-Намму; Законах Хаммурапи; законах среднеасирийского царства. В законах Ур-Намму подчеркивалось, что нововведения царя призваны гарантировать существование справедливых порядков: “Дабы сирота не был отдаваем во власть богатого.” В законах Хаммурапи среди грехов назывались такие, как не оказание помощи нуждающемуся, внесение раздоров в семью, неподчительное отношение к старшим. Были отражены и представления о социальной справедливости: “Размер оплаты за услуги врача напрямую зависел от социального положения пациента. При успешной хирургической операции врач получал 40 монет, если больной был представителем знати, и только 2 монеты, если рабом.”

В законах Хаммурапи вводилось понятие усыновление, которое осуществлялось в двух формах: с назначением усыновленного наследником и для рабочей силы. Усыновленный с правом наследования терял право наследования в своей родной семье. Усыновленный без права мог вернуться к своим родителям бесприпятственно.

В Среднеассирийских законах вводился институт “оживления”, заключающийся в принятие на содержание члена голодающей семьи, обычно девушки. Принявшая девушку семья, пользовалась ее трудом, распоряжалась ее судьбой, выдавала замуж.

Закон рабам разрешал иметь семью, дом и имущество, их дети считались полноправными. Более тяжелым было положение рабов из числа преступников, военнопаленных, они могли продаваться, при этом их семейное положение не учитывалось. Закон Хаммурапи запрещал укрывать беглых рабов и воровать рабов.

Женщины обладали меньшими правами, чем в Египте. Законы Хаммурапи свидетельствуют о господстве моногамной семьи с заключением брачного контракта, в котором оговариывались права обеих сторон. Одним из распрастраненных условий брака была выкупная плата, вносимая женихом за невесту в качестве компенсации потери рабочей силы. Нельзя было покидать супругу, если ее постигнет тяжелая болезнь. Муж не мог ввести в дом наложницу, если бездетная жена предлагала ему рабыню, жена при этом оставалась хозяйкой. Замужняя женщина могла иметь свое имущество, сохраняла право на приданное, имела право на развод. Сестра получала такое же наследство, как и братья. В соответствии с моральными требованиями дети должны были полностью подчиняться требованиям родителей, уважать их и помогать по хозяйству. Неповеновение каралось по закону.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: