Первые греческие города-государства возникли в 3-2 тыс. до н.э. на юге Балканского полуострова в результате завоевания греками коренного населения. В 8 в. до н.э. на территории Греции возникают полисы. Они представляли собой закрытое государство. В 6-5 вв. до н.э. на первое место выдвинулись два наиболее сильных пролиса Афины и Спарта.
В греческих полисных государствах были заложены основы государственного регулирования благотворительности и призрения. В силу религиозного верования было развито гостеприимство, чужестранцы и нищие считались под особым покровительством бога Зевса. Предполагалось, что сам бог путешествует по земле под видом людей. Поэтому прибывшего гостя радушно встречали, подавали воду для омовения рук и ног, угощали и только потом спрашивали, куда и зачем идет, а при отъезде давали хорошие подарки. К нищим также проявляли сострадание, давали милостыню, приют, одежду и обувь, приглашали к участию в пиршествах. Такие отношения гостеприимства являлись обычаем и переходило от родителей к детям. Впоследствии в Коринфе и Афинах возникают первые общественные гостиницы для приежих. Размещение в гостинице не требовало денег, нужно было самому заботиться о пропитании.
|
|
В Афинах наиболее полное развитие получили частная собственность, рабство, рыночные отношения, складывается гражданское общество и античная демократия достигает вершины своего развития. Формируются основные классы:
- граждане (пользуются всеми правами, 55 % населения)
- метеки (лично свободные, но неполноправные, из числа чужестранцев, 9% населения)
- рабы (не имеющие свободы и прав, из числа военнопленных, 36 % населения).
Высшим органом власти стало народное собрание (агора), которое регулярно собиралось до 10 раз в год и в нем могли участвовать граждане-мужчины, достигшие 20 лет. В Афинах социальная помощь носит общественный и государственный характер.
К общественным обязанностям зажиточных гаражан относилось отправление литургий — личная повинность, состоящая в покрытии издержек на государственные мероприятия и религиозные праздники. Размер литургии не был конкретно определен, и зависел от того, в какой степени отдельный человек хотел снискать расположение народа. В число литургий входило: расходы на содержание священников; расходы на содержание и подготовку гимнастов; организация банкетов для жителей своего района; постройка военных кораблей.
В систему государственной социальной помощи входило:
1. Расходы на организацию народных праздников, которые включали в себя устройство зрелищ, выдачу денег, угощение зрителей. В 5 в. до н.э. в правление Перикла в силу вошел принцип, по которому в случае, если военные надобности были уже обеспечены, остатки государственного дохода могли идти на раздачу денег и устройство праздников. Раздача “зрелищных денег” со временем приобретает массовый характер.
|
|
2. Выдача социальных пособий. Солону приписывают закон, согласно которому все граждане, изувеченные на войне, содержались за счет государства. Позднее это постановление было распространено на всех неспособных к труду неимущих. Размер пособия (1-2 монеты) назначался народным собранием. Сыновья воинов, убитых на войне, также воспитывались за счет государства до своего совершеннолетия, а затем получали от государства полное вооружение. Иногда в неурожайные годы голодающим оказывалась помощь в виде бесплатной раздачи или дешевой продажи хлеба. Афинское государство выделяло бедным девушкам-гражданкам средства на приданное.
3. Отправка граждан в путешествие. Отправляли за казенный счет, чтобы путешественники могли чему-нибудь научиться в других странах.
Объектами социальной помощи в Афинах могли быть только граждане.
Таким образом, в Афинском полисе оформляется свеобразная система государственных и общественных обязанностей по призрению и благотворительности, призванная поддержать неимущих и обедневших граждан.