Общественное и государственное призрение в Древних Афинах

Первые греческие города-государства возникли в 3-2 тыс. до н.э. на юге Балканского полуострова в результате завоевания греками коренного населения. В 8 в. до н.э. на территории Греции возникают полисы. Они представляли собой закрытое государство. В 6-5 вв. до н.э. на первое место выдвинулись два наиболее сильных пролиса Афины и Спарта.

В греческих полисных государствах были заложены основы государственного регулирования благотворительности и призрения. В силу религиозного верования было развито гостеприимство, чужестранцы и нищие считались под особым покровительством бога Зевса. Предполагалось, что сам бог путешествует по земле под видом людей. Поэтому прибывшего гостя радушно встречали, подавали воду для омовения рук и ног, угощали и только потом спрашивали, куда и зачем идет, а при отъезде давали хорошие подарки. К нищим также проявляли сострадание, давали милостыню, приют, одежду и обувь, приглашали к участию в пиршествах. Такие отношения гостеприимства являлись обычаем и переходило от родителей к детям. Впоследствии в Коринфе и Афинах возникают первые общественные гостиницы для приежих. Размещение в гостинице не требовало денег, нужно было самому заботиться о пропитании.

В Афинах наиболее полное развитие получили частная собственность, рабство, рыночные отношения, складывается гражданское общество и античная демократия достигает вершины своего развития. Формируются основные классы:

- граждане (пользуются всеми правами, 55 % населения)

- метеки (лично свободные, но неполноправные, из числа чужестранцев, 9% населения)

- рабы (не имеющие свободы и прав, из числа военнопленных, 36 % населения).

Высшим органом власти стало народное собрание (агора), которое регулярно собиралось до 10 раз в год и в нем могли участвовать граждане-мужчины, достигшие 20 лет. В Афинах социальная помощь носит общественный и государственный характер.

К общественным обязанностям зажиточных гаражан относилось отправление литургий — личная повинность, состоящая в покрытии издержек на государственные мероприятия и религиозные праздники. Размер литургии не был конкретно определен, и зависел от того, в какой степени отдельный человек хотел снискать расположение народа. В число литургий входило: расходы на содержание священников; расходы на содержание и подготовку гимнастов; организация банкетов для жителей своего района; постройка военных кораблей.

В систему государственной социальной помощи входило:

1. Расходы на организацию народных праздников, которые включали в себя устройство зрелищ, выдачу денег, угощение зрителей. В 5 в. до н.э. в правление Перикла в силу вошел принцип, по которому в случае, если военные надобности были уже обеспечены, остатки государственного дохода могли идти на раздачу денег и устройство праздников. Раздача “зрелищных денег” со временем приобретает массовый характер.

2. Выдача социальных пособий. Солону приписывают закон, согласно которому все граждане, изувеченные на войне, содержались за счет государства. Позднее это постановление было распространено на всех неспособных к труду неимущих. Размер пособия (1-2 монеты) назначался народным собранием. Сыновья воинов, убитых на войне, также воспитывались за счет государства до своего совершеннолетия, а затем получали от государства полное вооружение. Иногда в неурожайные годы голодающим оказывалась помощь в виде бесплатной раздачи или дешевой продажи хлеба. Афинское государство выделяло бедным девушкам-гражданкам средства на приданное.

3. Отправка граждан в путешествие. Отправляли за казенный счет, чтобы путешественники могли чему-нибудь научиться в других странах.

Объектами социальной помощи в Афинах могли быть только граждане.

Таким образом, в Афинском полисе оформляется свеобразная система государственных и общественных обязанностей по призрению и благотворительности, призванная поддержать неимущих и обедневших граждан.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: