Сословное призрение осуществлялось по сословным группам: крестьяне, дворяне, купцы, мещане, ремесленники, церковнослужители и т.д. При этом каждое из сословий на правах самоуправления призвано было заботиться об оказании помощи нуждающимся из своей сословной группы.
Что же касается крестьянства, то здесь российское законодательство перекладывало заботу об инвалидах, нищих, престарелых, сиротах, неимущих и т.д. на их родственников и сельские общества, одновременно освобождая от этих обязанностей помещиков (норма, введенная еще в ВКЛ, а затем в России указами Петра I).
Российское законодательство конца XIX — начала XX века в области борьбы с нищенством и бродяжничеством делило нищих на 4 категории:
1) те, которые не могут своим трудом добывать пропитание;
2) те, кто по сиротству и временным болезням впал в нужду, но может работать;
3) те, которые могут трудиться, но нищенствуют по лености и дурному поведению;
4) те, кто по случайным обстоятельствам впал в крайнюю нужду. Исходя из этого, представителям названных категорий определялись меры ответственности и социальной помощи.
|
|
Нищенство в белорусских губерниях традиционно было менее распространено, чем в целом по России. Данное явление объясняется вовсе не тем, что белорусские крестьяне жили более обеспечено, чем их русские собратья.
По количеству профессиональных нищих и временно нищенствующих, «лидерство» на Беларуси прочно удерживала Виленская губерния (40 человек на каждые 10 тыс. человек населения), далее шли: Витебская (30 чел.), Могилевская (25 чел.), Минская (20 чел.) и Гродненская (чуть более 2 чел.) губернии.
Отношение к нищим и нищенству в белорусских селах испокон веку оставалось неизменным, основываясь на общехристианских догматах о добродетели и спасении. Нищий считался лучшим молитвенным ходатаем перед богом за грехи дающего милостыню.