Направления деятельности белорусских земств, особенности финансирования и организации

Ко второй половине XIX века в условиях утверждения на территории Российской империи капиталистических отношений значительную остроту приобрел вопрос о реорганизации дела об­щественной помощи различным категориям нуждающихся.

Среди реформ 60-70-х гг. в России, вызвавших резкий каче­ственный рост благотворительного движения, особое место при­надлежит земской реформе. Земства — выборные органы местного самоуправления в губерниях и уездах.

Со­гласно Положению о губернских и уездных земских учреждениях от 1 января 1864г., введение органов земского самоуправления перешли дела приказов общественного призрения.

Оформляется система социальной помощи на осно­ве территориального принципа. Приняв у приказов подчинен­ные им благотворительные заведения (богадельни, больницы, до­ма умалишенных и инвалидные дома, детские приюты и т.д.), земства взяли под свою опеку строительство новых благотвори­тельных заведений, доставление нуждающимся крова, пищи и ухода, призрение и воспитание детей, устройство бараков и вре­менных помещений для переселенцев и отхожих рабочих, странноприимных домов и других учреждений общественного призре­ния.

Уже через несколько лет земствам удалось значительно улучшить качество обслуживания социально-уязвимых слоев населения, увеличить количество благотворительных заведений, найти и применить на практике новые формы социальной помощи нуждающимся. К на­чалу 90-х г. число лиц получивших помощь в губерниях, в кото­рых действовали земства, в 9-10 раз превысило их количество в неземских губерниях. Земская система призрения была более мо­бильна и имела более широкую сеть услуг, чем приказная.

Необходимо отметить, что понятие «общественное призре­ние» в то время распространялось прежде всего на такие катего­рии нуждающихся, как нищие и нетрудоспособные. Главные расходные ста­тьи земских бюджетов составляли затраты на строительство и ра­боту народных школ, медицинских учреждений и т.д.

По примеру городских попечительств о бедных, земства соз­дали аналогичные попечительства на селе, где участок совпадал с границами низшей территориальной единицы в составе уезда — волости. В состав земских попечительств входили землевладель­цы, должностные лица крестьянского самоуправления, выборные из крестьян, обязательно — священник, врач и учитель. Всего — 11 человек. Введение в белорусских уездах земских попечи­тельств о бедных значительно индивидуализировало социальную помощь нуждающимся в соответствии с имевшимся уже в этой сфере социальной работы отечественным и зарубежным передо­вым опытом. Попечительства должны были, во-первых, тщатель­но обследовать положение каждого семейства, просящего пособия; во-вторых, определить вид и размер требуемой помощи; в-третьих, приискивать для удовлетворения нужд мест­ные средства, состоящие из пожертвований, субсидий земских, городских и других учреждений, и, в-четвертых, заказывать са­мую помощь, т. е. производить пособия. Реально участковые по­печительства оказывали нуждающимся различные виды услуг в самых разнообразных формах: выдача денежных пособий, устрой­ство на работу, врачебное консультирование, помещение в бога­дельни и дома призрения, направление в санатории, предоставле­ние ночлежных мест и т.п.

Земства стремились к открытым формам призрения, ис­пользуя малейшую возможность оставить призреваемого в кругу семьи или родственников, снабдить его работой на дому или в специально организованных мастерских. Они сотрудничали друг с другом в организации приютов для слепых, глухонемых, калек, паралитиков и т.д. Именно земцам принадлежит идея воспитания сирот у приемных родителей. Сегодня мы называем это семейным детским домом.

На Беларуси в соответствии с Положением об управлении земским хозяйством земства стали вводиться с 1903г. в Витебской, Могилевской губерниях. В остальных губерниях в 1911г. Белорусские «земства» не обладали той полнотой прав, которые были у земств центральных российских губерний.

Столь позднее введение земств в белорусских губерниях (кроме Виленской и Гродненской) объяснялось боязнью царского правительства предоставить права местного самоуправления гу­берниям с «преобладающим числом польского населения».

В Минске и Могилеве стали выходить периодические печатные издания — Вестники губернских земств, в которых регулярно помещались материалы о наиболее сущест­венных фактах благотворительной деятельности, расходовании значительных (по сравнению с собственно российскими земства­ми) средств на социальную поддержку неимущих, новых формах призрения детей, предупреждения обнищания населения.

Белорусские земства с первых дней своего существования взяли под свою опеку социальный патронаж детей, который осуществляли земские врачи, учителя и священники, развивали по­семейное призрение. Они открывали приюты, сиротские дома, ясли и детские сады, ремесленные классы, устраивали земледель­ческие колонии, помогали исправительно-воспитательным при­ютам, осуществляли трудовую и другие виды помощи.

Средства местных органов самоуправления в основном скла­дывались за счет земских сборов с населения (1/20 доля с земель, домов, промышленных предприятий, торговых заведений), а так же из пени и штрафов семи видов, различных поступлений, по­шлин и так называемых «случайных доходов». Средства эти были весьма незначительны, а доходы неустойчивы. На общественное призрение удавалось расходовать не более 2-3% бюджета. Положение несколько улучши­лось с 1907г., когда земства стали получать определенные де­нежные дотации от государства, освобождаться от казенных по­винностей. Соответственно, появилось больше возможностей для выделения средств на просветительские и соответственно благо­творительные цели.

Просветительскую деятельность земств, наряду с делами собственно общественного призрения, можно и нужно рассматривать как одну из основных форм в их благотворительной деятельности.

Вторым по значению направлением в деятельности земств стало заведование земскими лечебными и благотворительными учреждениями


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: