Отношение к нищим в белорусской деревне в XVIII- XIX вв. Развитие основных форм помощи и взаимопомощи

Наиболее распространенными формами помощи и взаимопомощи у белорус­ских крестьян были:

- поочередное кормление нуждающихся по домам;

- отдача призреваемого на полное содержание одного из членов сельского общества;

- выдача пособий «натурой» или день­гами;

- помещение в благотворительные заведения различного про­филя. К помощи «натурой» относили и наем для призреваемого квартиры или позволение жить в общественном здании. Обычно это были сторожки при церквах и хлебозапасных магазинах.

В зависимости от местных условий в различных белорус­ских губерниях преобладали те или другие формы общественного призрения и благотворительности. В целом же дело помощи нуж­дающимся крестьянам, как свидетельствуют документы, было поставлено лучшее в Могилевской и Минской губерниях.

Под «трудовой помощью» крестьяне понимали, прежде все­го, известную на Беларуси издревле «толоку» — выполнение оп­ределенной хозяйственной работы общинниками в одном из кре­стьянских дворов (общественная обработка земли беспомощных стариков, вдов и малолетних сирот, оказание помощи погорель­цам в строительстве дома, подвоз стройматериалов или выделение подвод для этой цели, обеспечение соломой для крыши, строи­тельные работы и т.д.).

Что же касается общественной помощи погорельцам, то, как свидетельствуют земские начальники из Минской губернии, чаще использовалась такая форма, как общественная «ссыпка хлеба» в пользу пострадавших.

В целом же по Российской империи денежные пособия в виде единовременных или периодических ежемесячных (ежегод­ных) выдач были мало распространенной в крестьянской среде формой благотворительной помощи в основном из-за слабого раз­вития товарно-денежных отношений на селе. Положение жителей Могилевской и Гродненской губерний в этом отношении выгляде­ло более предпочтительным. Крестьянские общества выдавали денежные пособия в случаях смерти одного из членов семьи (на погребение и проч.), пожара, болезни, падежа скота, а также пре­старелым, сиротам, новобранцам, неимущим девицам при выходе в замужество и т.д. Более всего прижилась эта форма помощи на Могилевщине. Если судить по различным материалам и документам конца XIX — начала XX века, то создается впечатление, что Могилевская губерния использовалась в качестве некой «эксперименталь­ной площадки» для опробования новых форм социальной помо­щи. Ее постоянно называют одной из лучших в России по распространению «закрытого» (богадельни, приюты, колонии, интернаты и проч.) и «открытого» (помощь вне общественных заведений) призрения, по развитию частной, сословной и прочей благотворительности.

На средства сельских обществ в губернии повсеместно возводились так называемые «дома призрения». Обычно в домах призрения проживали неиму­щие и нетрудоспособные вдовы и очень редко малолетние сироты. Кроме бесплатного питания и одежды, призреваемые получали по 2 руб. в месяц на руки. Средства на содержание этих домов полу­чали в основном от целевых мирских сборов и штрафов, налагае­мых волостным судом и учреждениями по крестьянским делам.

Стариков и детей в белорусских селах относили к одной социовозрастной группе, исходя из общепринятой типологии деле­ния на «старых и малых», пользуясь признаком «сиротства», ко­гда субъект оставался без попечения близких родственников.

Своеобразной формой сословной взаимопомощи, социально­го патронажа детей можно считать распространенный на белорус­ских землях в XVI — начале XVIII века обычай «дзядзькавання», когда шляхта за определенную, чаще натуральную плату отдавала своих детей на воспитание в крестьянские семьи.

К мирской помощи сироте относилась такая форма, по характеру совпадающая с помощью немощным стари­кам, когда ребенок переходил из дома в дом на кормление.

В XIX веке законодательно был утвержден институт «опеки». При этом преследуются чаще интересы опекунов, желающих пополь­зоваться оставшеюся по смерти родителей малолетнего землею, чем забота о самом опекаемом. Выход стали искать в устройстве на селе детских приютов. В начале века к ним относили получавшие все большее распро­странение ясли, приюты (прообраз современного «детского сада») и ясли-приюты для сирот и приходящих различных типов: днев­ного, смешанного, платные и бесплатные, с обеспечением одеждой и пастельным бельем и без такового. Обычно они функционирова­ли посезонно, во время полевых работ. На территории современ­ной Беларуси одни из первых сельских яслей появились в Сло­нимском уезде Гродненской губернии. Организаторами этих детских благотворительных заведений были обычно сельские учи­тельницы, фельдшерицы, жены земских врачей, священников, псаломщиков, «полуинтеллигентные крестьянские девушки» и т.п. Средства на содержание яслей и приютов поступали от сбо­ров, организуемых по решению крестьянских обществ, а позд­нее — от земств.

К призрению детей относили и «сельский патронат», когда бедные крестьянские семьи принимали на вскармливание из вос­питательных домов или от губернских органов общественного призрения грудных младенцев за порой весьма незначительную плату и по истечении определенного времени (от 1 года до 3 лет, а иногда и позже — в зависимости от региона) возвращали их об­ратно или в редких случаях усыновляли.

Таким образом, к формам общественного призрения и взаи­мопомощи у белорусских крестьян на рубеже веков относятся: общинное или родственное призрение; подаяние, милостыня (в основном продуктами и одеждой); единовременные, периодиче­ские или постоянные денежные пособия; распределение на сель­ское общество платежей неимущих крестьян; помещение детей, престарелых, инвалидов и т.п. в учреждения призрения; «талака» или трудовая помощь в полевых и других работах.

Что касается новых для белорусского села форм социальной помощи детям, то они приживались медленно. Но все же под­вижки в этом деле были. Крестьянские общества, например, ока­зывали помощь в создании и содержании на своей территории «земледельческих приютов самопомощи» - прообраза современ­ных детских домов семейного типа. Они появились в России в начале XX века, устраивались по западноевропейскому образцу и считались одной из самых прогрессивных форм детского призре­ния. Из крестьян подбиралась добродетельная семейная пара или почтенная, уважаемая на селе вдова для воспитания нескольких (8-10) сирот с использованием передовых для того времени прин­ципов семейной педагогики. Общественная организация-учредитель проводила краткосрочное обучение воспитателей, вы­деляла основную часть средств на содержание приюта, осуществ­ляла непрерывный контроль и последующий патронат воспитан­ников.

Главным и основным источником поступления средств на организацию социальной помощи и взаимопомощи в деревне были отчисления волостных и сельских обществ из так называе­мых «общественных денежных сумм». Далее по значению шли: пожертвования частных лиц (на селе они были значительно более редким явлением, чем в городах); различного рода денежные сбо­ры («с ревизской души» или «кружечные») целевого назначения на строительство, организацию и содержание благотворительных заведений, помощь погорельцам, выдачу ссуд и проч.; использо­вание части общественного имущества (здания, земли, хлебные запасы и др.); натуральные повинности как обязательное испол­нение тех или иных работ по постановлениям сельских сходов, так и в виде предоставления продуктов, одежды, обуви для не­имущих «однообщественников», в первую очередь для «бедных сирот или неспособных к труду»; всевозможные складчины в пользу призреваемых; штрафные деньги; остатки от расходов по смете и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: