Наиболее распространенными формами помощи и взаимопомощи у белорусских крестьян были:
- поочередное кормление нуждающихся по домам;
- отдача призреваемого на полное содержание одного из членов сельского общества;
- выдача пособий «натурой» или деньгами;
- помещение в благотворительные заведения различного профиля. К помощи «натурой» относили и наем для призреваемого квартиры или позволение жить в общественном здании. Обычно это были сторожки при церквах и хлебозапасных магазинах.
В зависимости от местных условий в различных белорусских губерниях преобладали те или другие формы общественного призрения и благотворительности. В целом же дело помощи нуждающимся крестьянам, как свидетельствуют документы, было поставлено лучшее в Могилевской и Минской губерниях.
Под «трудовой помощью» крестьяне понимали, прежде всего, известную на Беларуси издревле «толоку» — выполнение определенной хозяйственной работы общинниками в одном из крестьянских дворов (общественная обработка земли беспомощных стариков, вдов и малолетних сирот, оказание помощи погорельцам в строительстве дома, подвоз стройматериалов или выделение подвод для этой цели, обеспечение соломой для крыши, строительные работы и т.д.).
|
|
Что же касается общественной помощи погорельцам, то, как свидетельствуют земские начальники из Минской губернии, чаще использовалась такая форма, как общественная «ссыпка хлеба» в пользу пострадавших.
В целом же по Российской империи денежные пособия в виде единовременных или периодических ежемесячных (ежегодных) выдач были мало распространенной в крестьянской среде формой благотворительной помощи в основном из-за слабого развития товарно-денежных отношений на селе. Положение жителей Могилевской и Гродненской губерний в этом отношении выглядело более предпочтительным. Крестьянские общества выдавали денежные пособия в случаях смерти одного из членов семьи (на погребение и проч.), пожара, болезни, падежа скота, а также престарелым, сиротам, новобранцам, неимущим девицам при выходе в замужество и т.д. Более всего прижилась эта форма помощи на Могилевщине. Если судить по различным материалам и документам конца XIX — начала XX века, то создается впечатление, что Могилевская губерния использовалась в качестве некой «экспериментальной площадки» для опробования новых форм социальной помощи. Ее постоянно называют одной из лучших в России по распространению «закрытого» (богадельни, приюты, колонии, интернаты и проч.) и «открытого» (помощь вне общественных заведений) призрения, по развитию частной, сословной и прочей благотворительности.
|
|
На средства сельских обществ в губернии повсеместно возводились так называемые «дома призрения». Обычно в домах призрения проживали неимущие и нетрудоспособные вдовы и очень редко малолетние сироты. Кроме бесплатного питания и одежды, призреваемые получали по 2 руб. в месяц на руки. Средства на содержание этих домов получали в основном от целевых мирских сборов и штрафов, налагаемых волостным судом и учреждениями по крестьянским делам.
Стариков и детей в белорусских селах относили к одной социовозрастной группе, исходя из общепринятой типологии деления на «старых и малых», пользуясь признаком «сиротства», когда субъект оставался без попечения близких родственников.
Своеобразной формой сословной взаимопомощи, социального патронажа детей можно считать распространенный на белорусских землях в XVI — начале XVIII века обычай «дзядзькавання», когда шляхта за определенную, чаще натуральную плату отдавала своих детей на воспитание в крестьянские семьи.
К мирской помощи сироте относилась такая форма, по характеру совпадающая с помощью немощным старикам, когда ребенок переходил из дома в дом на кормление.
В XIX веке законодательно был утвержден институт «опеки». При этом преследуются чаще интересы опекунов, желающих попользоваться оставшеюся по смерти родителей малолетнего землею, чем забота о самом опекаемом. Выход стали искать в устройстве на селе детских приютов. В начале века к ним относили получавшие все большее распространение ясли, приюты (прообраз современного «детского сада») и ясли-приюты для сирот и приходящих различных типов: дневного, смешанного, платные и бесплатные, с обеспечением одеждой и пастельным бельем и без такового. Обычно они функционировали посезонно, во время полевых работ. На территории современной Беларуси одни из первых сельских яслей появились в Слонимском уезде Гродненской губернии. Организаторами этих детских благотворительных заведений были обычно сельские учительницы, фельдшерицы, жены земских врачей, священников, псаломщиков, «полуинтеллигентные крестьянские девушки» и т.п. Средства на содержание яслей и приютов поступали от сборов, организуемых по решению крестьянских обществ, а позднее — от земств.
К призрению детей относили и «сельский патронат», когда бедные крестьянские семьи принимали на вскармливание из воспитательных домов или от губернских органов общественного призрения грудных младенцев за порой весьма незначительную плату и по истечении определенного времени (от 1 года до 3 лет, а иногда и позже — в зависимости от региона) возвращали их обратно или в редких случаях усыновляли.
Таким образом, к формам общественного призрения и взаимопомощи у белорусских крестьян на рубеже веков относятся: общинное или родственное призрение; подаяние, милостыня (в основном продуктами и одеждой); единовременные, периодические или постоянные денежные пособия; распределение на сельское общество платежей неимущих крестьян; помещение детей, престарелых, инвалидов и т.п. в учреждения призрения; «талака» или трудовая помощь в полевых и других работах.
Что касается новых для белорусского села форм социальной помощи детям, то они приживались медленно. Но все же подвижки в этом деле были. Крестьянские общества, например, оказывали помощь в создании и содержании на своей территории «земледельческих приютов самопомощи» - прообраза современных детских домов семейного типа. Они появились в России в начале XX века, устраивались по западноевропейскому образцу и считались одной из самых прогрессивных форм детского призрения. Из крестьян подбиралась добродетельная семейная пара или почтенная, уважаемая на селе вдова для воспитания нескольких (8-10) сирот с использованием передовых для того времени принципов семейной педагогики. Общественная организация-учредитель проводила краткосрочное обучение воспитателей, выделяла основную часть средств на содержание приюта, осуществляла непрерывный контроль и последующий патронат воспитанников.
|
|
Главным и основным источником поступления средств на организацию социальной помощи и взаимопомощи в деревне были отчисления волостных и сельских обществ из так называемых «общественных денежных сумм». Далее по значению шли: пожертвования частных лиц (на селе они были значительно более редким явлением, чем в городах); различного рода денежные сборы («с ревизской души» или «кружечные») целевого назначения на строительство, организацию и содержание благотворительных заведений, помощь погорельцам, выдачу ссуд и проч.; использование части общественного имущества (здания, земли, хлебные запасы и др.); натуральные повинности как обязательное исполнение тех или иных работ по постановлениям сельских сходов, так и в виде предоставления продуктов, одежды, обуви для неимущих «однообщественников», в первую очередь для «бедных сирот или неспособных к труду»; всевозможные складчины в пользу призреваемых; штрафные деньги; остатки от расходов по смете и т.д.