Земская социальная помощь в области просвещения на Беларуси

Просветительскую деятельность земств, наряду с делами собственно общественного призрения, можно и нужно рассматривать как одну из основных форм в их благотворительной деятельности.

К 1913г. на нее затрачивалось в среднем по Российской империи до 31% земских расходов, хотя их и относили к разряду «необязательных», а в Могилевской губернии даже 36,7%. Особенно велика роль белорусских земств в развитии народ­ной школы. Они не только активно занимались строительством земских учебных заведений, но и поощряли инициативу кресть­янских обществ, выдавая им денежные субсидии на строительство школ на селе. На счету земских органов самоуправления снабже­ние школ книгами, учебниками и наглядными пособиями, откры­тие «ночных приютов» для школьников и устройство для них бесплатных или дешевых завтраков, организация публичных и учительских библиотек, народных библиотек-читален, книжных складов, издание и распространение дешевых и популярных книг и брошюр, устройство воскресных школ для детей и взрослых, подвижных музеев и многое другое. Земствам удалось создать на селе своеобразную культурную инфраструктуру: свои печатные органы, издательства, народные театры, замыкавшиеся на Народ­ный дом.

Что касается проблемы устройства школ, то земские органы стремились решить ее в комплексе: строительство школьных зда­ний, обеспечение учебниками и наглядными пособиями, подго­товка учителей; внешкольное образование. Эти проблемы решали в основном созданные в земствах школьные комиссии и школь­ные бюро. Социально важным фактором стало бесплатное обуче­ние и бесплатная раздача учебников в земских школах. Удалось не только улучшить условия и качество обучения детей, но и поднять авторитет учи­тельства, повысить заработную плату, предоставить учителю жи­лье.

Представители белорусских земств единодушно поддержали решения 1-го Общеземского съезда по народному образованию о немедленном введении в начальных школах четырехлетнего курса и постановки на очередь его дальнейшего массового повышения до 6 лет; о взятии земством в свои руки всего дела подготовки учительских кадров; о значительном повышении вознаграждения труда учителей (почти вдвое по сравнению с принятой минималь­ной платой); о расширении работы по внешкольному образова­нию, и в первую очередь по созданию параллельно со школой се­ти библиотек. Наметился переход к созданию школ «повышенного типа» с 6-летним сроком обучения, что стало важ­ным шагом к всеобщему среднему образованию.

При непосредственном участии и материальной поддержке земств открыты женские учительские семинарии в Бобруйске и Борисове, учительская семинария в Пинске. В 1910г. в Витебске, 1913г. в Могилеве, а через год в Минске открыты учительские институты с трехлетним сроком обучения. В Витебске начали ра­ботать ветиринарно-зоологический музей и ветиринарно-бактериологическая лаборатория, на базе которой впоследствии созданы высший сельскохозяйственный техникум (1921), а затем Витебский ветеринарный институт (1924).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: