double arrow

Сущность педагогической культурологии и ее роль в научном осмыслении процесса включения человека в мир культуры

Создание нового научного направления – педагогической культурологии – сегодня представляется важнейшей проблемой, поскольку процесс общекультурного развития личности, при всей его значимости в условиях перехода на новый этап цивилизационного прогресса, в наст. время не является самост. предметом исследования ни одной из наук.

Пед. К. – это область науки и соц. практики, кот. интегрирует в себе основы культурологии и педагогики и, опираясь на их взаимодействие и взаимовлияние, раскрывает методику соц.-культ. просвещения и вовлечения индивида в культ. деят-ть, способствующую преобразованию знаний о К. в нравственно-эстетические убеждения, в нормы и принципы дух. жизни.

Целевая установка пед. К. – вовлечение чел. в мир К., а методика осуществления поставленной цели строится на принципах педагогики, на технологии педагогики сотворчества. В 80-е – 90-е годы в отеч. пед. и псих. активно проявила себя идея личностно ориентированного воспитания и обучения, кот. исходит из необходимости преобразовать традиц. знаниевую ориентацию учебно-воспит. процесса в личностно ориентированное образование. Для пед. К. принципиально важно увидеть и реализовать конструктивное ядро этой парадигмы, видящей в воспитании и образовании средство становления чел., обретения им своего образа, неповторимой индивидуальности и духовности.

Предметом пед. К. выступает соц.-пед. процесс разностороннего развития Л. посредством ее вовлечения в систему соц.-культ. просвещения и свободного творчества, результатом которого становятся ценности К., обновленная культурная среда и новые, соц. значимые качества людей.

Пед. К. раскрывает механизм инкультурации, методику овладения чел. умениями и навыками сверхприродной культурной деят., технологию вовлечения Л. в мир К.

Становление индивида как чел., Л., индивидуальности связано с освоением ценностей и нормативов К.. Все это не носит характер первооткрытия, а строится по веками сформированным в общест. сознании и традициях образцам К. Раскрыть эти образцы, вооружить чел. умениями и навыками следовать им, приучить его всегда соизмерять себя с требованиями К., включить индивида в различные формы СКД – генеральная функция пед. К.

На всех этапах становления Л. (Х., соц., инкул., индивидуализация): содержание этих процессов предопределяется фундаментальной и прикладной К., а методика вовлечения чел. в мир К. строится в соответствии с требованиями пед. К. Пед. К., обеспечивая реальные процессы Х., соц., инкул. и самореализации Л., концентрируется на нормативных образцах, отражающих сложившиеся в Об. эталоны, на которые равняются и которым стремятся подражать.

К процессу формирования К. личности, естественно, необходимо подключать семью, труд. коллектив, СМИ, учреждения искусств и иные соц. институты, но центром и ведущей базой реализации принципов пед. К. должна оставаться школа, т. к. в отличие от иных институтов, наделенных рядом различных функций, последняя концентрирует свое внимание на одной – включение формирующейся Л. в мир К.

Т. о., как прикладная наука пед. К. представляет органичную составную часть прикл. К. У нее тот же объект и тот же (правда, несколько более узкий предмет). Она не претендует на обоснование методологии и методики культ. политики, разработки культ. программ, создания культ. среды или подготовки специалистов СКС. В рамках прикл. К. она принимает на себя методику СК просвещения и механизм вовлечения людей в культ. деят., способствующую преобразованию знаний о К. в нравственно-эстетические убеждения, в нормы и принципы дух. жизни, в умения и навыки креативной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: