Важнейшей особенностью коммуникации является ее осуществления с участием разных сенсорных систем: зрения, слуха, кожно-тактильного чувства, вкуса, обоняния. В связи с этим выделяют различные ее виды: акустическая, включающая экстралингвистические (паузы, кашель, вдох, смех, плач) и просодические характеристики (темп, тембр, высота, громкость); оптические, состоящие из кинесики, включающая выразительные движения (мимика, позирование, жесты, походка, контакт глазами) и физиогномику (строение лица и черепа, строение туловища); тактильно-кинестезические — такесика (рукопожатие, поцелуй, поглаживание, похлопывание); ольфакторные — запахи.
Миогимнастика
Целесообразно сочетать выполнение массажа лицевой мускулатуры с элементами мимической гимнастики. С целью развития мимических мышц необходимо выполнять дифференцированные мимические движения и осуществлять за ними контроль. Для этого перед зеркалом детей обучают открывать и закрывать глаза, подмигивать поочередно, надувать щеки с перемещением воздуха из одной половины рта в другую, «набирать» воздух под верхнюю губу, под нижнюю и т.д. При этом можно использовать игры «Обезьянки», «Зеркало».
|
|
Вначале все движения выполняются с опорой на образец (логопед показывает нужное выражение лица или нужное движение мимических мышц). Ребенок, подросток, взрослый повторяют, глядя на картинку, на которой изображено требуемое движение. Постепенно переходят к выполнению по словесной инструкции и без контроля зрения.
Наиболее дифференцированных движений мышц лицевой мускулатуры и полного их объема можно достичь при выполнении символических поз (выражений лица: «удивление», «радость», «грусть» и т. п.). Большой эмоциональный интерес вызывает у детей и школьников при выполнении мимических поз использование не только иллюстрированных детских мимических выражений, но и соотнесение предложенных сюжетов стихотворной формой. Например:
Наш сластена очень рад,
Семь пирожных съел подряд
Это каждому понятно,
На цветы смотреть приятно.
Способствует созданию веселого, радостного выражения лица.