double arrow
Сущность, цели и общая характеристика Шенгенского соглашения, применение на практике

14 июня 1985 г. в г. Шенгене (Люксембург) ФРГ, Франция, Бельгия, Нидерланды и Люксембург подписали Соглашение о поэтапной отмене контроля на общих Граниных, основной целью которого было облегчение перемещения через общие границы стран-участниц их граждан, товаров и услуг. Шенгенским соглашением предусматривается, в частности, координация визовой политики, отмена контроля за перемещением лицами совместных границ и перенесение его на внешние границы, т. е. создание единого визового пространства

Страны, входящие в Шенгенскую зону: 1. Австрия; 2. Бельгия; 3. Германия; 4. Греция; 5. Дания; 6. Исландия;7. Испания; 8. Италия; 9. Нидерланды; 10. Норвегия; 11. Португалия; 12. Финляндия; 13. Франция; 14. Швеция; 15. Люксембург В ЕС 27 стран!.

Согласно Шенгенскому соглашению, обладатель визы одной из стран, входящих в Шенгенскую зону, может путешествовать по всем остальным странам, не оформляя визу каждой из них в отдельности. За визой необходимо обращаться в посольство той страны, которая является основной целью поездки. Если поездка захватывает несколько стран и определить основную невозможно, необходимо получить визу той страны, которая будет первой в маршруте. Шенгенские визы выдаются на срок не более 90 дней. Также действует ограничение на суммарный срок пребывания в странах Шенгенской зоны в теч года теже 90 дней.

Отсутствие Великобритании в Шенгенской зоне объясняется тем, что в этой стране не получил широкого развития институт паспортного контроля за перемещением граждан на территории. В связи с чем, открыв свою границу для въезда и выезда не только законопослушных граждан Европейского Союза, но и граждан третьих стран, Великобритания могла столкнуться с наплывом нежелательных лиц внутри британской территории. Что касается Ирландии, то неприсоединение этой страны к Шенгенскому процессу объясняется ее тесными историческими, экономическими и культурными узами с Великобританией, в связи с чем вступление Ирландии в Шенгенскую зону без Великобритании потребует разрыва указанных связей. Вместе с тем, с 29 мая 2000 года – Великобритания, а с 28 февраля 2002 года и Ирландия участвуют в Шенгенском соглашении частично – в вопросах сотрудничества полиции и судов по уголовным делам, борьбы с наркотиками в рамках Шенгенской информационной системы (SIS). Дания участвует в Шенгенском соглашении, рассматривая его как международное соглашение, а не соглашение в рамках Европейского Союза. В связи с такой позицией Дания вправе самостоятельно решать, какие новые решения, принимаемые в соответствии с Договором о Европейском Сообществе, она будет применять. В частности, Дания связана определенными условиями в рамках общей визовой политики. Такая позиция Дании объясняется опасениями, что маленькая страна (5, 1 млн. человек) растворится в супер – государстве Европейский Союз с населением 470 млн. человек. С 1992 года Дания имеет особый статус и не участвует в общей политике обеспечения безопасности, в создании единой валюты, формировании наднациональной полиции и единого гражданства. На правах ассоциированных членов к Шенгенским соглашениям присоединились Исландия и Норвегия, не являющиеся членами Европейского Союза. Причина принятия Исландии и Норвегии в Шенгенскую зону объясняется тем, что в 1957 году эти страны, а также Дания, Финляндия и Швеция подписали Конвенцию об отмене паспортного контроля на границах между Северными странами, и в рамках Северного совета создали между собой безвизовое пространство – Северный паспортный союз.






Но в реальности все оказалось гораздо сложнее. 1. Чтобы убедиться в этом, достаточно рассмотреть простой пример. Допустим, две страны, А и Б, полностью “снимают” контроль на своей общей границе (которая и так - в случае стран ЕС - в целом уже стала “прозрачна” для пересечения ее гражданами государств-членов). Однако если отменяются проверки на границах, то последние становятся “прозрачными” не только для граждан, но и для неграждан. Таким образом, если, например, страна А установила более жесткие, чем Б, условия получения въездных виз для граждан “третьих” стран, то они фактические теряют свою эффективность. Чтобы проникнуть в А, теперь достаточно получить разрешение на въезд в Б. Отсюда первая проблема: открытие внутренних границ требует введения единых правил пересечения границ внешних, то есть со странами, не входящими в интеграционную группировку. 3. Далее, границы открываются не только для законопослушных граждан, но и для преступных элементов (будь то местных или иностранных). Совершив преступление в стране Б, преступник теперь может легко скрыться на территории А. Использование средств и механизмов, предоставляемых соглашениями о взаимной правовой помощи, Интерполом и Европолом, может попросту оказаться слишком долгим. А преступник тем временем будет гулять на свободе. Как видно, унификация правил передвижения через внешние границы стран Шенгенской зоны проводится отнюдь не по стандарту тех государств, где эти правила были относительно “либеральными”. Скорее наоборот, общие правила становятся более строгими, более сложными. Меньшая проницаемость внешних границ как бы компенсирует открытость границ внутренних. Правда, это мало помогает в противодействии незаконной иммиграции - проблеме, которая приобретает с каждым годом все большую остроту для современной Европы, включая Европейский союз.






Сейчас читают про: