Билет 6 Понятие личности в отечественной педагогике

Личность — проявление социальной сущности человека. В понятие «личность» входит не только ее роль в обществе, но и особенности ее психологии: направленность, мотивация, спо­собности, характер, темперамент.

Ребенок в момент рождения не является личностью, он станет ею только в человеческом обществе. Все маугли, встречавшиеся в чело­веческой истории (кроме сказочного киплингского), не были лично­стями и, вернувшись в человеческое общество, не смогли восстано­вить свою социальную сущность.

Личность существует, проявляется и формируется в деятельнос­ти и общении. Развивая личностные качества, человек включается в систему общественных отношений и творчески осваивает общест­венный опыт. Индивидом рождаются, личностью становятся, инди­видуальность отстаивают — классический тезис формирования лич­ности человека. В каждую историческую эпоху возникает свой определенный тип личности.

Культура, включающая в себя мотивационную, информационную и операциональную культуру, формируется в процессе развития лич­ности. Мотивационная культура представляет собой социальные ус­тановки личности, ее желания, интересы, ценностные ориентации, убеждения и т.п., которые закладываются воспитанием. Система зна­ний всех видов и уровней (представления, понятия, учения, концеп­ции, суждения, гипотезы, теории, законы) — это информационная культура, она является результатом образования. Система умений всех видов и уровней (навыки, привычки, приемы, способы, методи­ки, методы) образует операциональную культуру, она — результат обучения и воспитания. Из трех слагаемых культуры личности зако­номерно выводится единство трех основных педагогических процес­сов: образования, воспитания и обучения. Воспитание выступает сво­еобразным механизмом управления процессами социализации.

Социализация — это взаимодействие человека с обществом, в про­цессе которого происходит интеграция личности в социальную среду, приспособление (адаптация) к ней. Это процесс самоактуализации Я-концепции, самореализация личностью своих потенций и творческих способностей, нередко требующая преодоления влияния среды для сохранения своей независимости, индивидуальности, свободы, собст­венной позиции. В результате происходит взаиморазвитие и обогаще­ние как личности, так и общества. Социализация осуществляется в ус­ловиях стихийного взаимодействия человека со средой и длится всю его жизнь. Воспитание по отношению к социализации может быть оп­ределено как процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации, как механизм определенного управления ее процессами. Оно упорядочивает влияния на личность и создает условия для уско­рения процессов социализации.

Противоречия, разрешение которых происходит через формиро­вание более высоких уровней деятельности и появление новых по­требностей, являются движущей силой развития личности.

Существуют, согласно В.А. Крутецкому, противоречия между:

— новыми потребностями, порождаемыми деятельностью, и воз­можностями их удовлетворения;

— возросшими физическими и духовными возможностями ре­бенка и старыми, ранее сложившимися формами взаимоотношений и видами деятельности;

— растущими требованиями со стороны общества, группы взрос­лых и уровнем развития личности.

На развитие и становление личности большое влияние оказыва­ют социальные и биологические факторы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: