Социальные факторы.
Мегафакторы: космос, планета, мир.
Макрофакторы: страна, общество, государство.
Мезофакторы: этнос, региональные условия (географические, природно-климатические, экономические, демографические, культурные), тип поселения, средства массовой коммуникации.
Микрофакторы: семья, сверстники, субкультуры, микросоциум, институты воспитания, общественные, государственные, религиозные и другие объединения. В результате воздействия всех этих факторов происходит процесс социализации личности — процесс усвоения и активного воспроизведения человеком социального опыта, овладения навыками практической и теоретической деятельности, преобразования реально существующих отношений в качества личности.
Биологические факторы: наследственность, условия вынашивания, внутриутробного развития и рождения ребенка. По наследству могут передаваться только определенные задатки — природная предрасположенность к той или иной деятельности. Как писал И. Кант, в человечестве заключено много задатков, задача состоит в том, чтобы пропорционально развивать природные способности и раскрывать свойства человека из самих зародышей, делая так, чтобы человек достигал своего назначения. Можно выделить две группы задатков:
|
|
— общечеловеческие задатки человека как представителя человеческого рода (задатки речи, хождения в вертикальном положении, мышления и способности к труду);
— индивидуальные различия природных данных (особенности типа нервной системы, внешнего облика и т.п.).
Пути и способы формирования психических свойств личности определяются ее природными особенностями. Не наследуются социальные качества личности: речь, нравственность, знания, умения, навыки и т.п.
Самовоспитание - качественно отличный этап в развитии личности, открывает новые возможности во взаимодействии между ней и внешним миром путем осознания личностью себя, своего места в окружающем мире и собственного поведения в нем. Признавая особенности самосовершенствования, известный украинский психолог Г. С. Костюк писал: "Самовоспитание - высшая форма выявления самодвижения развивающейся личности, в которой она выступает субъектом своего развития".
Специфика самовоспитания как фактора развития личности состоит в том, что оно среди всех других факторов в наибольшей степени опирается на индивидуальные особенности человека, его наклонности и потребности. Благодаря этому человеку удается выявить для самого себя доминирующие задатки, которые в будущем могут существенно определить весь его жизненный путь, обеспечить развитие физических, интеллектуальных и моральных качеств. Именно результаты эксперимента Б.И. Додонова доказывают, что личность становится гармоничной не учитывая "пропорциональный", и "равномерный" развитие всех его качеств, а вследствие максимального развития тех способностей, которые доминируют в ее структуре и определяют смысл его жизни и деятельности. В формировании личности различные ее ориентации бы конкурируют между собой, пока не выделяется и из них, которая объединяет вокруг себя все другие, проникая в каждую из них. Такое доминирование является не вытеснением других качеств человека, а преобразованием одной из них на лидера. "Это своеобразный вариант координации стремлений личности путем объединения вокруг самого сильного из них".
|
|