В качестве постулата теория справедливости принимает тот факт, что люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям и затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. Если сравнение показывает дисбаланс и несправедливость при получении вознаграждения, т.е. работник считает, что его коллега получил за такую же работу большее вознаграждение, то у него возникает психологическое напряжение. В результате для повышения мотивации к труду у этого работника, необходимо снять возникшее напряжение и для восстановления справедливости устранить возникший дисбаланс.
Назовите основные подходы к мотивации в современном менеджменте.
Современные подходы к мотивации формировались под влиянием трех основных теоретических направлений.
К первому типу относятся содержательные теории мотивации, которые, в первую очередь, стараются определить потребности, побуждающие людей к действию, особенно при определении объема и содержания работы. При закладке основ современных концепций мотивации наибольшее значение имели работы четырех человек: Абрахама Маслоу, Фредерика Герцберга, К. Алдерфера и Дэвида МакКлелланда.
|
|
Второй тип – процессуальные теории мотивации, основываются, в первую очередь, на том, как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания, и концентрируются на изучении умственных процессов, которые влияют на поведение человека, на объяснении того, какими способами работники стремятся к вознаграждению. Основные процессуальные теории, которые мы будем рассматривать, – это теория ожидания, теория справедливости и модель мотивации Портера-Лоулера. Хотя эти теории и расходятся по ряду вопросов, они не являются взаимоисключающими.
И наконец, теория подкрепления оставляет в стороне вопрос потребностей и процесс познания работников и привлекает внимание менеджмента к анализу взаимосвязей между поведением сотрудников организации и его последствий. Приверженцы теории исследуют проблемы изменения поведения людей в процессе работы и вопросы адекватного использования немедленного вознаграждения или наказания.
Какие факторы определяют необходимость функции контроля?
1. Неопределенность среды (недостаток информации для принятия рационального решения)
2. Предупреждение возникновения кризисных ситуаций
3. Подержание успеха