Изучение ошибок письма можно проводить с помощью схемы Р.И. Лалаевой (1992) и Е.Н. Российской (1999) на основе анализа письменных работ школьников. Анализ проводится по следующим критериям:
а) ошибки письма, связанные с недостаточностью фонематического восприятия (смешение согласных по глухости-звонкости, смешение аффрикат, смешение согласных по твердости-мягкости, смешение гласных под ударением);
б) ошибки письма, связанные с несформированностью фонематического анализа и синтеза (пропуск гласных букв, пропуск согласных букв, перестановка букв и слогов, повтор слога в слове);
в) ошибки письма, связанные с несформированностью анализа структуры предложения (слитное написание предлога со словом, разрыв слова на части, слитное написание слов, раздельное написание приставки со словом);
г) ошибки письма, связанные с неумением выделять предложение из текста (отсутствие заглавной буквы, отсутствие точки в конце предложения);
д) ошибки письма оптического характера (смешение букв по оптическому сходству, зеркальное изображение букв, зеркальное написание части слова, элементы зеркального изображения букв);
е) трудности каллиграфического характера (неряшливый почерк, поправки, исправления до нечитаемости, недописывание элементов букв).