Наблюдение 7. Таня М. 15 лет

В анамнезе у девочки родовая травма, простудные заболевания до 3 лет. Развивалась с небольшим отставанием от нормы: ходить начала после года, первые слова к 1,5 годам. Первые фразы к 3 годам. Росла с бабушкой, детский сад не посещала. До 5 лет речь была настолько невнятная, что никто из окружающих не понимал малышку, кроме мамы. Однако, родители не искали помощи у спе­циалистов, надеясь на то, что «израстет», «никто без речи не оста­вался».

Во время еды часто поперхивалась, кушала медленно, до 4 лет предпочитала жидкую пищу. До 6 лет девочка не умела сама одевать­ся, застегивать пуговицы, зашнуровывать ботинки, завязывать пла­точек на голове. Росла тихой, спокойной. Родители отмечали трудно­сти засыпания. В школе училась с трудом, особенно по письму.

На момент обследования выглядит старше своих лет, рослая, вес превышает возрастные нормативы.

При обследовании обнаружена минимальная неврологическая сим­птоматика: сглаженность правой носогубной складки, правая глазная щель несколько шире левой, спастичность языка (при открытом рте язык лежит комом в глубине рта, оттянут кзади), при инструкции вы­сунуть язык вперед — произвольных движений не было.

При выполнении координаторных проб дрожат пальцы рук, вы­являются расстройства восприятия и воспроизведения ритма движе­ний. Моторная память плохая. Музыкальный слух и музыкальная память неразвиты.

Отмечается дефектное звукопроизношение, несильные головные боли, плохой сон с частыми ночными страхами. Считает, что наруше­ние речи мешает ей иметь друзей и подруг.

Интеллект у девочки соответствует возрасту, внимание неустой­чиво, память несколько снижена, на вопросы, касающиеся круга интересов, отвечает формально. Мимика адекватна, но недостаточно выразительна.

Речевое состояние: темп речи замедленный. Речь смазанная, невы­разительная, с назализованным оттенком. Артикуляция крайне нечет­кая. Нарушено звукопроизношение всей группы шипящих и свистя­щих звуков (боковые и межзубные варианты произношения), соноров («л» — искаженный вариант, увулярное «р»). Ощущает затруднения при произношении звуков (На вопрос логопеда: «Что ты ощущаешь, когда говоришь?» — Девочка ответила: «Мне больно!» и показала на область лица и груди). Речевое общение быстро утомляет девочку.

В старших классах стала учиться хорошо по всем предметам, кро­ме русского языка и литературы. По характеру недоверчивая, повы­шенно подозрительная. В старших классах любой свой неуспех свя­зывает с враждебным воздействием сверстников, считает себя очень способной, самой умной в классе. В течение 2-х последних лет снятся сны «кошмарного» содержания: одноклассники преследуют ее. Один из одноклассников дергает ее за волосы. В школу ходить не хочет, объясняя это недружелюбным отношением одноклассников, пресле­дованиями с их стороны. Одиночеством не тяготится, много читает книг религиозного содержания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: