Законодательный процесс есть урегулированный Конституцией РФ и регламентами палат Федерального Собрания РФ порядок (процедуры) обсуждения, принятия и опубликования федеральных законов. От законодательного процесса следует отличать законотворчество - деятельность представительного (законодательного) органа государственной власти, связанную с выявлением потребности в принятии законов и по принятию законов.
Законодательный процесс есть совокупность предусмотренных законодательством последовательных процедур: разработка, внесение на рассмотрение; принятие и введение в действие законов. Основную нагрузку в законодательном процессе несут субъекты права законодательной инициативы и особенно федеральный орган законодательной власти, а также его структуры - палаты, комитеты, согласительные комиссии, правовые управления аппаратов палат. Существенная роль в законодательном процессе принадлежит ученым-юристам, различным юридическим учреждениям, различным организациям, осуществляющим подготовку проектов законов и проводящим их экспертизу.
Согласно ст. 104 Конституции РФ правом законодательной инициативы обладают:
1) Президент РФ;
2) Совет Федерации;
3) члены Совета Федерации;
4) депутаты Государственной Думы;
5) Правительство РФ;
6) законодательные (представительные) органы субъектов РФ;
7) Конституционный Суд РФ по вопросам своего ведения;
8) Верховный Суд РФ по вопросам своего ведения;
9) Высший Арбитражный Суд РФ по вопросам своего ведения.