Введение. Безопасность жизнедеятельности

Безопасность жизнедеятельности

Учебно-методический комплекс

Ульяновск 2006


УДК 331 (075)

ББК 65.24 я7

Утверждено редакционно-издательским советом университета в качестве учебно-методического комплекса

Рецензенты:

Тишин, В. Г.

Безопасность жизнедеятельности: учебно-методический комплекс / В. Г. Тишин; Ульян. гос. техн. ун-т. – Ульяновск: УлГТУ, 2005. –263 с.

ISBN 5-89146-670-0

Комплекс включает руководство по изучению дисциплины, учебное пособие, практикум по дисциплине. Предназначен для студентов, обучающихся по специальности 27010965 «Теплогазоснабжение и вентиляция», изучающих дисциплину «Безопасность жизнедеятельности».

УДК 331 (075)

ББК 65.24 я7

Ó В. Г. Тишин, 2005

ISBN5-89146-690-0 Ó Оформление. УлГТУ, 2005

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 5

1. РУКОВОДСТВО ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ... 6

1.1. Цели и задачи дисциплины.. 6

1.2. Методические рекомендации по изучению дисциплины.. 7

1.3. Библиографический список. 20

1.4. Глоссарий. 22

2. УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ.. 36

2.1. Взаимодействие человека и среды обитания. Опасность. Энергоэнтропийная концепция опасностей 36

2.1.1. Взаимодействие человека и среды обитания. 36

2.1.2. Опасность. 37

2.1.3. Вредные и опасные факторы среды обитания. 42

2.1.4. Основа и сущность энергоэнтропийной концепции опасностей. 43

2.1.5. Защищенность и комфортность взаимодействия человека со средой обитания. 44

2.2 Выявление опасностей. Качественное и количественное их определение. Основные положения теории риска. Методика изучения риска. Управление риском.. 51

2.2.1. Таксономия и идентификация опасностей. 51

2.2.2. Последовательность изучения опасностей. 51

2.2.3. Качественный и количественный анализ опасностей. 53

2.2.4. Методика изучения риска. 55

2.2.6. Виды рисков. 57

2.2.7. Методы определения риска. 60

2.2.8. Управление риском.. 60

2.3. Безопасность. Системы и виды безопасности. Мероприятия и средства обеспечения безопасности. 63

2.3.1. Сущность безопасности. Понятия и определения. 63

2.3.2. Системы и виды безопасности и пути их обеспечения. 63

2.3.3. Мероприятия и средства обеспечения безопасности технических систем (ТС). 66

2.3.4. Роль социальной организации в обеспечении
техноприродной безопасности (ТПБ) 69

2.4. Средства защиты окружающей среды, рабочих мест и отдельных работающих от воздействия техногенных опасных и вредных факторов. 71

2.4.1. Экобиозащитная техника. Сущность и классификация. 71

2.4.2. Варианты средств защиты атмосферы.. 76

2.4.3. Устройства для локализации и очистки вентиляционных и технологических выбросов 78

2.4.4. Примеры расчета состава атмосферного воздуха при загрязнении. 79

2.4.5. Обеспечение безопасности гидросферы.. 82

2.4.6. Примеры расчета защиты водных ресурсов. 85

2.4.7. Обеспечение безопасности литосферы.. 90

2.5. Труд. Тяжесть и напряженность труда. Работоспособность. Охрана труда. Организация охраны труда на производстве. Аттестация рабочих мест по условиям труда. 94

2.5.1. Труд. 94

2.5.2. Тяжесть и напряженность труда. 95

2.5.3. Работоспособность. 96

2.5.4. Виды режима труда и отдыха. 98

2.5.5. Охрана труда. 102

2.6. Обеспечение безопасности при строительстве и эксплуатации теплогазовентиляционных систем (ТГВС) 103

2.6.1. Краткая характеристика и особенности ТГВС.. 103

2.6.2. Обеспечение безопасности при строительстве и эксплуатации ТГВС.. 103

2.6.3. Электробезопасность. 106

2.6.4. Молниезащита зданий и инженерных сооружений. 107

2.6.5. Безопасность оборудования, работающего под давлением выше атмосферного. 111

2.6.6. Обеспечение безопасности при ведении работ с повышенной опасности при строительстве и эксплуатации ТГВС.. 111

2.6.7. Обеспечение подготовленности персонала по мерам безопасности при строительстве и эксплуатации ТГВС.. 112

2.7. Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях. 113

2.7.1. Понятия и определения. 113

2.7.2. Классификация чрезвычайных ситуаций (ЧС) 114

2.7.3. Устойчивость работы ТГВС в чрезвычайных ситуациях. 117

2.7.4. Факторы, влияющие на устойчивость жизнедеятельности объекта. 117

2.8. Противопожарная защита на объектах экономики. 119

2.8.1. Горение. 119

2.8.2. Пожарная опасность объектов и необходимые средства пожаротушения. 119

2.8.3. Защита конструкций, зданий и сооружений от огня. 122

2.8.4. Способы и средства тушения пожаров. 122

2.8.5. Пожарная сигнализация. 123

3. ПРАКТИКУМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.. 125

3.1. Тесты к темам по дисциплине. 125

3.1.1.Тесты к теме 1:Взаимодействие человека и среды обитания. 125

3.1.2. Тесты к теме 2: Выявление опасностей. Качественное и количественное их определение. Основные положения теории риска. Методика изучения риска. Управление риском.. 126

3.1.3. Тест к теме 3. Безопасность. Системы и виды безопасности. Мероприятия и средства обеспечения безопасности. 127

3.1.4. Тест к теме 4: Средства защиты окружающей среды, рабочих мест и отдельных работающих от воздействия техногенных опасных и вредных факторов. 128

3.1.5. Тест к теме 5: Труд. Тяжесть и напряженность труда. Работоспособность. Охрана труда. Организация охраны труда на производстве. Аттестация рабочих мест по условиям труда 130

3.1.6. Тест к теме 6: Обеспечение безопасности при строительстве и эксплуатации теплогазовентиляционных систем (ТГВС) 133

3.1.7. Тест к теме 7: Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных. 135

3.1.8. Тест к теме 8: Противопожарная защита на объектах экономики. 136

3.2. Лабораторная работа. 137

Цель работы.. 138

Общие сведения. 138

Подбор, изготовление и испытание грузозахватных приспособлений. 148

3.2.4. Общие требования к эксплуатации съемных грузозахватных приспособлений. 151

3.2.5. Контрольные вопросы по лабораторной работе. 152

Заключение. 171


ВВЕДЕНИЕ

Риск и опасности в развитии были, есть и будут.

И нам придется приучать себя к мысли о необходимости

жить под этим бременем.

Но это означает лишь одно: человечеству необходимо

научиться предельно снижать этот риск и опасность.

Н. Н. Моисеев

Интенсивное развитие техники, связанное с вовлечением в хозяйственный оборот все большего количества энергии, использование все более сложных технологических систем приводят к росту числа аварий и несчастных случаев на производстве.

За прошедшее столетие более половины крупных аварий произошли только за последние десятилетия. Одновременно увеличился их разрушительный эффект: на последнее десятилетие приходится почти половина погибших и более 40% пострадавших на производстве, в катастрофах и стихийных бедствиях ХХ столетия.

Единственный выход из создавшегося положения в настоящее время – создание новой идеологии, основанной на знании основных положений безопасной жизнедеятельности направленной на противодействие травматизму, катастрофам и разработке на этой основе стратегии управления рисками на всех этапах нашей жизнедеятельности.

Обеспечение безопасности человека в настоящее время стало важным этапом в государственной и международной политике.

Управление безопасностью (риском) в технике в настоящее время органически вливается в общий менеджмент предприятия.

Настоящий XXI век нередко называют веком борьбы за безопасность. Ежегодно Юнеско определяет рейтинг стран по показателю качества жизни, где безопасность является одним из ведущих показателей.

Настоящее учебное пособие направлено на ознакомление студентов с явлением системного взаимодействия человека со средой его жизнедеятельности во всех ее проявлениях и раскрывает основы безопасности этой жизнедеятельности.

Более глубокое постижение проблем безопасности жизнедеятельности (БЖД) предполагаем, произойдет на основе единого гармоничного и последовательного процесса, построенного на базе непрерывности и системности, охватывающего все формы обучения, начиная от изучением (БЖД) и заканчивая дипломным проектированием.

Важнейшей целью настоящего учебного комплекса является формирование у будущего специалиста в области проектирования, строительства и эксплуатации теплогазовентиляционных систем (ТГВС) мышления, основанного на глубоком осознании главного принципа, продекларированного в законодательстве – безусловности приоритетов безопасности при решении любых инженерных задач.

Учитывая сложность строительного процесса вообще и создание ТГВС, в частности, принимая во внимание ограниченный объем учебного пособия, мы постарались выбрать из огромного объема материала тот, изучение которого позволил бы сформировать у обучаемого четкое понимание взаимодействия в системе человек – среда обитания источников возникновения опасностей средств и мер обеспечения безопасности.

Настоящий курс предполагает органическую связь дисциплины БЖД с другими общеобразовательными и специальными дисциплинами, которые изучались раньше по учебной программе.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: