Цель: обучение методам выявления опасностей. Изучение приемов качественного и количественного анализа опасностей на основе системного подхода. Ознакомление с методикой анализа и управления риском.
Учебные вопросы:
1. Классификация опасностей по основным признакам, к которым относятся природа происхождения, воздействие на человека и природную среду.
2. Последовательность изучения опасностей с использованием системного подхода с применением цепных структур или систем (дерева происшествий).
3. Качественный и количественный анализ опасностей. Качественная оценка опасностей производится на основе системного анализа, где вся система разбивается на подсистемы первого, второго и т. д. уровней, откуда видна природа возникновения опасностей.
4. Количественная оценка опасностей включает в себя определение вероятности проявления нежелательных событий, вызванных этой опасностью за определенный промежуток времени. Количественная оценка реализуется в виде понятия «риск».
|
|
5. Методика изучения риска. Три стадии анализа опасностей и определения риска.
Изучив тему, студент должен:
знать:
· что такое таксономия и идентификация;
· последовательность изучения опасностей;
· какова последовательность изучения опасностей;
· количественный и качественный анализ опасностей;
· методика изучения риска;
· пути снижения риска на производстве;
· методы определения риска;
иметь представление:
· о роли идентификации опасностей в управлении риском;
· о роли показателей риска при прогнозировании безопасности объектов и при разработке защитных мероприятий по каждому объекту риска.
При освоении темы необходимо:
· изучить тему 2 из данного учебного пособия;
· изучить материал по данной теме из следующих источников:
1. Белов, С. В. Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов / под ред. С. В. Белова. – М.: Высш. шк., 2001 – С. 207 – 238.
2. Кукин, П. П. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств (охрана труда): учебное пособие для вузов / П. П. Кукин, Е. А. Лапин и др. – М.: Высш. шк., 1999 – С. 10 – 14.
3. Муравей, Л. А. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие для вузов / под ред. Л. А. Муравья. – М.: Юнити-ДАНА, 2002 – С. 15 – 36.
4. Акимов, В. А. Надежность технических систем и техногенный риск / В. А. Акимов, В. Л. Лапин и др. – М.: ЗАО ФНД «Деловой экспресс», 2002. –
С. 23 – 25, 34,38 – 45.
5. Акимов, В. А. Основы анализа и управления риском в природной и техногенной сферах / В. А. Акимов, В. Л. Лапин и др. – М.: Деловой экспресс, 2004. –
С. 51 – 59.
6. Рагозин, А. Л. Оценка и управление природными рисками / А. Л. Рогозин, В. А. Акимов и др. – М.: «Крук»,2003. – С. 19 – 25, 232 – 255;
|
|
· ответить на следующие контрольные вопросы:
1. Что такое таксономия?
2. По каким признакам и как классифицируются опасности?
3. Что такое идентификация?
4. В чем заключается идентификация опасностей?
5. Какова последовательность изучения опасностей?
6. В чем сущность цепных структур типа «дерево», применяемых при анализе опасностей?
7. Из каких этапов состоит процесс анализа «дерева происшествий»?
8. Что такое качественный анализ опасностей и в каких случаях он применяется?
9. Какова цель системного анализа в БЖД?
10. Что такое количественная оценка опасностей и в каких случаях она используется?
11. Что является критерием количественной оценки опасностей?
12. Сущность надежности при эксплуатации технической системы?
13. Что такое «риск» и в каких случаях он применяется?
14. Как математически интерпретируется понятие «риск»?
15. Из каких стадий состоит методика изучения риска?
16. Как может быть представлена схема управления риском?
17. Какие мероприятия используются с целью снижения риска?
18. Каковы методы определения риска?
19. Назовите и охарактеризуйте виды рисков.