Содержание государственного управления в сфере использования и охраны недр

Правовой институт государственного управления в сфере использования и охраны недр является центральным институтом горного права. Его содержание составляют функции государственного управления.

К их числу относятся:

1) лицензирование пользования недрами;

2) государственный учет и государственная регистрация работ по недропользованию;

3) государственная экспертиза запасов полезных ископаемых;

4) государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых;

5) государственный баланс запасов полезных ископаемых;

6) государственный контроль за рациональным использованием и охраной недр;

7) государственный надзор за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами.

1)Лицензирование пользования недрами. Пользование недрами допускается на основании лицензии на пользование недрами. Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Постановлением Верховного Совета РФ от 15 июля 1992 г. утверждено Положение о порядке лицензирования пользования недрами*. Предоставление участка недр в пользование на условиях соглашения о разделе продукции также оформляется лицензией на пользование недрами. Лицензия удостоверяет право недропользования на условиях соглашения, определяющего все необходимые условия пользования недрами в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции» и законодательством Российской Федерации о недрах.

Лицензия — документ, удостоверяющий право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых, использованию отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использованию недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образованию особо охраняемых геологических объектов, сбору минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

В лицензии содержатся следующие сведения: данные о пользователе недр и органах, предоставивших лицензию, основание предоставления лицензии; данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами; пространственные границы участка недр, предоставляемого в пользование; границы земельного отвода или акватории; сроки действия лицензии и сроки начала работ; условия платежей, взимаемых при пользовании недрами, земельными участками, акваториями; согласованный уровень добычи минерального сырья, право собственности на добытое минеральное сырье; соглашение оправе собственности на геологическую информацию; условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ; порядок и сроки подготовки проектов ликвидации или консервации горных выработок и рекультивации земель.

Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускаются только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.

Лицензии на пользование участками недр выдаются:

федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом совместно с органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ (в отношении участков недр, расположенных на территориях субъектов РФ);

федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом совместно с органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ по согласованию с федеральным органом государственного горного надзора или его территориальным органом;

федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом (в отношении участков недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа РФ).

Лицензии на пользование участками недр могут предоставляться для осуществления как отдельного вида пользования участками недр, так и для нескольких видов пользования участками недр (совмещенные лицензии).

Организационное обеспечение государственной системы лицензирования возлагается на федеральный орган управления государственным фондом недр и его территориальные органы — Минприроды России.

2)Условия перехода права пользования недрами. Статья 171 Закона РФ «О недрах» определяет порядок перехода права пользования участками недр и переоформления лицензий на пользование участками недр.

Право пользования участками недр переходит к другому субъекту предпринимательской деятельности в случаях:

реорганизации юридического лица — пользователя недр путем его преобразования — изменения его организационно-правовой формы;

реорганизации юридического лица — пользователя недр путем присоединения к нему другого юридического лица или слияния его с другим юридическим лицом в соответствии с законодательством РФ;

реорганизации юридического лица — пользователя недр путем его разделения или выделения из него другого юридического лица в соответствии с законодательством РФ, если вновь созданное юридическое лицо намерено продолжать деятельность в соответствии с лицензией на пользование участками недр, предоставленной прежнему пользователю недр;

когда юридическое лицо — пользователь недр выступает учредителем нового юридического лица, созданного для продолжения деятельности на предоставленном участке недр в соответствии с лицензией на пользование участком недр. Должно быть соблюдено условие, что новое юридическое лицо образовано в соответствии с законодательством РФ и ему передано имущество, необходимое для осуществления деятельности, указанной в лицензии на пользование участком недр, в том числе из состава имущества объектов обустройства в границах лицензионного участка. Необходимо также, чтобы имелись разрешения (лицензии) на осуществление видов деятельности, связанных с недро-пользованием, и доля прежнего юридического лица — пользователя недр в уставном капитале нового юридического лица на момент перехода права пользования участком недр составляла не менее половины уставного капитала нового юридического лица;

При переходе права пользования участком недр лицензия на пользование участком недр подлежит переоформлению. В этом случае условия пользования участком недр, установленные прежней лицензией, пересмотру не подлежат. Передача права пользования участками недр, предоставленными субъектам предпринимательской деятельности на основании соглашений о разделе продукции, и переоформление лицензий на пользование участками недр осуществляются в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции».

3)Государственный учет и государственная регистрация работ по недропользованию. Порядок осуществления данной функции государственного управления регулируется ст. 28 Закона РФ «О недрах». Государственному учету и включению в государственный реестр подлежат работы по геологическому изучению недр, участки недр, предоставленные для добычи полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с их добычей, и лицензии на пользование недрами. Государственный учет и ведение государственного реестра осуществляются по единой системе в порядке, устанавливаемом федеральным органом управления государственным фондом недр.

4)Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых. В целях создания условий для рационального комплексного использования недр, определения платы за пользование недрами, границ участков недр, предоставляемых в пользование, запасы полезных ископаемых разведанных месторождений подлежат государственной экспертизе.

Предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после государственной экспертизы их запасов. Заключение государственной экспертизы о промышленной значимости разведанных запасов полезных ископаемых является основанием для их постановки на государственный учет.

Государственная экспертиза может проводиться на любой стадии геологического изучения месторождения при условии, что представляемые на государственную экспертизу геологические материалы позволяют дать объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых, их народнохозяйственного значения, горнотехнических, гидрогеологических, экологических и других условий их добычи.

Государственной экспертизе подлежит также геологическая информация об участках недр, пригодных для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых. Предоставление таких участков недр в пользование разрешается только после государственной экспертизы геологической информации. Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр осуществляется специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации и субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.

Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых ведется в целях обеспечения разработки федеральных и региональных программ геологического изучения недр, комплексного использования месторождений полезных ископаемых, рационального размещения предприятий по их добыче, а также в других народнохозяйственных целях.

Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых должен включать в себя сведения по каждому месторождению, характеризующие количество и качество основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, содержащиеся в них компоненты, горно-технические, гидрогеологические, экологические и другие условия разработки месторождения, содержать геолого-экономическую оценку каждого месторождения, а также сведения по выявленным проявлениям полезных ископаемых.

5)Государственный баланс запасов полезных ископаемых. Для того чтобы иметь объективную информацию о состоянии минерально-сырьевой базы страны, ведется государственный баланс запасов полезных ископаемых. В нем содержатся сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, об их размещении, о степени промышленного освоения, добыче, потерях и об обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых на основе классификации запасов полезных ископаемых, которая утверждается в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Постановка запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса осуществляются в порядке, установленном федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с органами государственного горного надзора.

Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственный баланс запасов полезных ископаемых составляются и ведутся Минприроды России на основе геологической информации, представляемой предприятиями, осуществляющими геологическое изучение недр, в федеральный и территориальные фонды геологической информации в соответствии, а также на основе государственной отчетности предприятий, ведущих разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, представляемой в указанные фонды в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Понятие и состав земель лесного фонда

Земли лесного фонда занимают более половины территории России 59 %. Правовой режим земель лесного фонда во многом обусловлен правовым режимом расположенных на них лесов. Согласно статье 3 ЗК РФ к отношениям по охране лесов, вод применяется соответственно лесное и водное законодательство. Базовым актом лесного законодательства является ЛК РФ, который устанавливает правовые основы рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, повышения их экологического и ресурсного потенциала.

Объектами лесных отношений закон называет лесной фонд РФ, участки лесного фонда, леса, не входящие в лесной фонд, древесно-кустарниковую растительность и земли лесного фонда. Рассмотрим состав объектов лесных отношений.

Лесной фонд. Все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях населенных пунктов, а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные и нелесные земли), образуют лесной фонд.Границы лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от иных земель. Включение земель в состав земель лесного фонда и их изъятие из него осуществляется в порядке, установленном лесным, земельным законодательством РФ.

Земли лесного фонда. В этот фонд входят лесные земли и нелесные земли. К лесным землям отнесены земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, погибшие древостои, редины, пустыри, прогалины и иные). Под нелесными землями понимаются земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (земли, занятые просеками, дорогами, сельскохозяйственными угодьями и др.), а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда (земли, занятые болотами, каменистыми россыпями, и другие неудобные для использования земли).

Участки лесного фонда. Это – участки леса, а также участки лесных земель, не покрытых растительностью, и участки нелесных земель. Границы участков лесного фонда должны быть обозначены в натуре с помощью лесохозяйственных знаков или указаны в планово-картографических материалах (лесных картах).

Леса, не входящие в лесной фонд. Это леса, расположенные на землях обороны и городские леса.

Древесно-кустарниковая растительность, не входящая в лесной фонд. Ею признается та, что расположена на: землях сельскохозяйственного назначения, в том числе на землях, предоставленных для садоводства и личного подсобного хозяйства; землях транспорта; землях населенных пунктов, в том числе предоставленных для дачного, гаражного и иного строительства; землях водного фонда; землях иных категорий.

Перевод лесных земель в нелесные

Наиболее актуальный вопрос на сегодняшний день – это перевод лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства или пользованием лесным фондом. Ежегодно десятки тысяч гектаров изымаются из земель лесного фонда для строительства дач, коммуникаций, для градостроительства. Перевод лесных земель в нелесные согласно ЛК РФ осуществляется в лесах первой группы Правительством РФ, а в лесах второй и третьей групп – органом государственной власти субъекта РФ.

С граждан и юридических лиц, в интересах которых производится такой перевод, взимается плата на основании кадастровой оценки переводимого или изымаемого участка лесного фонда, которая направляется лесхозу на возмещение потерь лесного хозяйства.

Проведение на землях лесного фонда строительных работ, добычи полезных ископаемых, прокладки коммуникаций и выполнение иных работ, не связанных с ведением лесного хозяйства и не требующих перевода лесных земель в нелесные, осуществляется на основании разрешения лесхоза. В разрешении должны быть указаны наименование работ, сроки их выполнения, правила охраны окружающей среды. Если выполнение работ связано с рубкой леса, лесхоз выписывает лесорубочный билет. При переводе лесных земель в нелесные возмещаются потери лесного хозяйства на основании пункта 6 статьи 58 ЛК РФ. В связи с участившимися случаями изъятия земель лесного фонда МПР России 21 февраля 2001г. направило своим территориальным органам письмо о государственной экологической экспертизе материалов, обосновывающих перевод лесных земель в нелесные земли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: