double arrow

Тема 3.2 Организация системы землеустройства и управления земельными ресурсами в городах

Понятие, принципы и виды землеустройства

.

В настоящее время землеустройство является эффективным'
механизмом в руках государства по переустройству земельных от­
ношений, в связи с проводимой в стране земельной реформой

. Это вполне закономерно, так как землеустройство, с одной стороны, рассматривается как социально-экономическое явление, ход которого диктуется потребностями общества, а с другой - как система государственных мероприятий, состав и очередность кото­рых диктуется конкретными задачами развития земельных отноше­ний на современном этапе.

В соответствии со статьей 68 Земельного кодекса РФ земле­устройство включает в себя мероприятия:

по изучению состояния земель;

планированию и организации рационального использования зе­мель и их охраны;

образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности;

организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства;

а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Вос­тока Российской Федерации.

Внешним результатом землеустроительного действия являются:

правовое обоснование землепользования;

границы землепользования;

режим (характер и порядок) использования земельного участка.

Поэтому землеустройство обычно воспринимается как техни­ческое мероприятие по закреплению на местности определенных прав владения и пользования землей.




Основная цель землеустройства как одной из функций государственного управления землями - реализация решений госу­дарства в сфере регулирования земельных отношений, опосредо­ванных правовыми нормами в рамках этой основной цели перед землеустройством стоит ряд конкретных задач:

Упорядочение границ существующих земельных участков;

образование (установление границ) новых земельных участков;

закрепление границ земельных участков в натуре (на местности);

подготовка материалов к принятию решений об установленных границ административно-территориальных образований и вынос из границ в натуру после принятия соответствующего решения;

подготовка материалов для принятия решений об установлении обременении и ограничений прав в использовании земельного участка, техническое обеспечение исполнения указанных решений на местности;



подготовка материалов для разрешения земельных споров, тех­ническое обеспечение исполнения решений по земельным спорам;

техническое обеспечение разграничения государственной соб­ственности на землю на федеральную собственность, собственность субъектов РФ и муниципальную собственность;

подготовка землеустроительной документации, необходимой для принятия органами государственной власти РФ, субъектов РФ, органами местного самоуправления решений по управлению зе­мельными ресурсами.

В основе землеустройства, проводимого с целью обеспечения рационального использования земли, заложены следующие прин­ципы.

Первый принцип землеустройства состоит в соблюдения требований земельного законодательства, реализации законных прав субъектов земельных отношений.

Второй принцип землеустройства заключается в том, что­бы в процессе организации рационального использования земли обеспечить приоритет экологических требований.

Третий принцип землеустройства состоит в сочетании об­щегосударственных интересов с интересами отдельных землевла­дельцев и землепользователей.

Четвертый принцип землеустройства заключается в учете природных, социальных и экономических условий.

Все многообразие землеустроительных действий можно свести к двум видам: территориальное землеустройство и внутрихозяйст­венное землеустройство.

При проведении территориального землеустройства выпол­няются следующие виды работ:

образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства;

межевание объектов землеустройства.

Образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства проводятся в случаях:

изменения границ объектов землеустройства, в том числе в це­лях устранения недостатков в их расположении;

восстановления границ объектов землеустройства;

предоставления земельных участков гражданам и юридиче­ским лицам;

изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков;

совершения сделок с земельными участками;

в иных случаях перераспределения земель.

Межевание объектов землеустройства включает в себя сле­дующие работы:

определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование;

закрепление на местности местоположения границ объекта землеустройства межевыми знаками и определение их координат;

составление карты (плана) объектов землеустройства, отра­жающей в графической форме местоположение, размер, границы объекта землеустройства и ограниченных в использовании частей объекта землеустройства, а также размещение объектов недвижи­мости, прочно связанных с землей.

Межевание объектов землеустройства осуществляется на ос­нове сведений государственного земельного кадастра, землеустрои­тельной, градостроительной и иной, связанной с использованием, охраной и перераспределением земель документации.

Внутрихозяйственное землеустройство проводится в целях организации рационального использования земель сельскохозяйст­венного назначения и их охраны.

При проведении внутрихозяйственного землеустройства выполняются следующие виды работ:

организация рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства

разработка мероприятий по улучшению сельскохозяйственных угодий, освоению новых земель, восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель.

Землеустроительный процесс

Землеустроительный процесс представляет собой определенный порядок проведения землеустройства, т. е. состав, очередность
и последовательность действий. Его основная цель - упорядочение
использования земли, обеспечение предоставления и изъятия земель
и организация рационального использования и охраны земель.
Основаниями проведения землеустройства являются:
решения федеральных органов государственной власти, орга­нов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления о проведении землеустройства; договоры о проведении землеустройства;
судебные решения.

Землеустроительный процесс состоит из следующих взаимосвязанных и последовательных этапов:

подготовительные работы к составлению проекта землеустройства;

составление проекта землеустройства;

рассмотрение проектной документации и утверждение проекта;

перенесение проекта в натуру (на местность);

оформление и выдача землеустроительных материалов и до­кументов;

осуществление авторского надзора за выполнением проекта землеустройства.

Применение средств автоматизации и компьютерных технологий позволяет использовать экономико-математические методы и
модели в процессе прогнозирования, планирования и проектирова­ния мероприятий по организации эффективного использования земельных ресурсов.

Системы автоматизи­рованного землеустроительного проектирования (САЗПР) разраба­тываются как постоянно действующая и развивающаяся автоматизированная система, тесно связанная с общей системой государст­венного регулирования организации землевладения и землепользо­вания.

Создание автоматизированных систем в землеустройстве не возможно без использования географических информационных систем (ГИС).

ГИС - это аппаратно-программные комплексы, предназначенные для сбора, хранения, обработки и воспроизведения пространственно скоординированных данных территории.

В основе ГИС находятся электронные карты (планы) местности, базирующиеся на цифровых моделях рельефа и характеризующие трехмерное расположение объектов в пространстве. ГИС позволяют собирать новую информацию и обновлять уже имеющиеся данные, проводить пространственный и временной анализ накопленной информации, моделировать и размещать различные объектов пространстве, выдавать полученные результаты как в компьютер, так и традиционном виде (в форме карт, таблиц, графиков).

При проведении землеустроительных работ используются специальные земельно-информационные системы (ЗИС). Основное на­значение ЗИС заключается в обеспечении информацией в процессе управления земельными ресурсами.

ЗИС содержат сведения о земельных ресурсах и объектах недвижимости, прочно связанных с землей.

Совершенствование технологии землеустроительных работ и методов землеустройства на основе компьютерных технологий, яв­ляется одной из приоритетных задач в развитии землеустроительной науки.

Государственный земельный кадастр

Земля является важнейшим государственным стратегическим ресурсом, который требует адекватной государственной учетной системы. Поэтому значительная часть землеустроительных меро­приятий тесно связана с государственным земельным кадастром.

В соответствии со статьей 70 Земельного кодекса РФ государ­ственный земельный кадастр представляет собой систематизиро­ванный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в РФ, о ка­дастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества.

Создается и ведется земельный кадастр в целях информационного обеспечения:

Государственный земельный кадастр ведется по единой для Российской Федерации системе. Объектами его учета являются зе­мельные участки независимо от формы собственности на землю, целевого назначения и разрешенного использования земельных участков.

Земельный участок - часть поверхности земли (в том числе поверхностный почвенный слой), границы которого описаны и удо­стоверены в установленном порядке уполномоченным государст­венным органом, а также все, что находится над и под поверхно­стью земельного участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства и другими фе­деральными законами.

Государственный земельный кадастр содержит сведения:

о земельных участках;

территориальных зонах;

землях и границах территорий, на которых осуществляется ме­стное самоуправление;

землях и границах субъектов Российской Федерации;

землях и границах Российской Федерации.

Документы государственного земельного кадастра подразде­ляются на основные, вспомогательные и производные документы.

К основным документам относятся Единый государственный реестр земель, кадастровые дела и дежурные кадастровые карты к вспомогательным документам - книги учета документов, учета выданных сведений и каталоги координат пунктов опорной межевой сети.

производным - документы, содержащие перечни земель, находяимися в собственности Российской Федерации, собственности объектов российской Федерации, собственности муниципальных образований, доклады о состоянии и об использовании земельных ресурсов, статистические отчеты, аналитические обзоры, производные кадастровые карты (планы), иные справочные и аналитически документы.

Создание земельного кадастра города связано с созданием
двух его основных подсистем: системы учета и регистрации и сис­темы оценки земли.

Управление земельными ресурсами

Ведущая роль в управлении земельными ресурсами принадле­жит государству. Государственное управление земельным фондом является частью государственного управления в целом. Оно пред­ставляет собой деятельность органов исполнительной власти по обеспечению рационального использования и охраны земель всеми субъектами земельных отношений.

Управление земельными ресурсами объединено в один имущественный блок с объектами недвижи­мости и находится в ведении Федерального агентства кадастра объ­ектов недвижимости.

Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости явля­ется федеральным органом исполнительной власти, осуществляю­щим функции по управлению государственным имуществом.

Основными функциями Федерального агентства кадастра объ­ектов недвижимости являются:

1) создание и ведение государственного кадастра объектов не­движимости на базе государственного земельного кадастра, государственного градостроительного кадастра и системы технического Учета зданий и сооружений;

2) организация проведения государственной кадастровой оценки иных объектов недвижимости и утверждение их Результатов;

3) землеустроительное обеспечение на землях, находящихся в
федеральной собственности;

4) осуществление государственного мониторинга земель;

5) предоставление сведений, содержащихся в государственном
кадастре объектов недвижимости;

6) предоставление сведений о налогооблагаемой базе при
исчислении земельного налога и налога на имущество;

7) оказание услуг в сфере землеустройства, государственного
кадастрового учета, государственной кадастровой оценки земель,
оценки иных объектов недвижимости:

8) проведение экспертизы землеустроительной документации.






Сейчас читают про: