Государственное управление в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и земель лесного фонда

Система органов управления. Важнейшее значение для обеспечения рационального использования и охраны лесов и земель лесного фонда имеет организация государственного управления в этой области. В основе классификации органов, осуществляющих государственное управление в данной сфере, лежат объем и характер их компетенции. В связи с этим принято различать органы исполнительной власти общей и специальной компетенции.

Исполнительными органами государственной власти общей компетенции являются Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ. Каждый из этих органов в пределах предоставленных ему полномочий выполняет функции управления лесами и землями лесного фонда соответственно либо на территории всей страны, либо на территории соответствующего субъекта РФ независимо от того, в чьем ведении или пользовании находятся леса и земли лесного фонда.

Так, Правительство РФ осуществляет государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов непосредственно или через уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти.

Функции государственного управления в данной сфере выполняют органы исполнительной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Эти органы осуществляют свои полномочия непосредственно или через территориальные органы управления лесным хозяйством, если это предусмотрено соглашением между соответствующими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ о передаче части полномочий.

Органами исполнительной власти осуществляющими государственное управление в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов являются Минприроды России и Минсельхоз России.

Минприроды России решает следующие задачи: реализует основные направления государственной политики в области использования, воспроизводства, охраны, защиты лесов и ведения лесного хозяйства; организует обеспечение рационального, многоцелевого, непрерывного и неистощительного лесопользования, воспроизводства, охраны и защиты лесов, рационального использования земель лесного фонда, сохранения и усиления средообразующих, защитных, водоохранных, оздоровительных, санитарно-гигиенических и иных полезных природных свойств лесов; обеспечивает сохранение природных комплексов и объектов, имеющих особое природоохранное, научное, культурное и рекреационное значение, биологического разнообразия, а также охрану объектов животного мира и среды их обитания на землях лесного фонда совместно с другими специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания и др.

Минприроды выполняет следующие функции управления в области использования и охраны лесов и земель лесного фонда:

авиационную охрану лесов от пожаров, борьбу с вредителями и болезнями леса;

обеспечивает выполнение лесохозяйственных, лесовосстановительных, гидролесомелиоративных и иных работ по ведению лесного хозяйства, а также по договорам с сельскохозяйственными организациями — работ по лесоразведению, созданию защитных насаждений на землях сельскохозяйственного назначения;

обеспечивает лесоустройство, устанавливает порядок и методику лесоустройства;

устанавливает возраст рубок, определяет и утверждает в установленном порядке расчетные лесосеки;

обеспечивает организацию и проведение лесных конкурсов и лесных аукционов, определяет порядок проведения этих конкурсов и аукционов;

обеспечивает выдачу в соответствии с лесным законодательством РФ разрешительных документов на право лесопользования, устанавливает формы лесорубочного билета, ордера, лесного билета, порядок их учета, хранения, заполнения и выдачи лесопользователю;

устанавливает критерии отнесения лесов третьей группы к резервным лесам и перечень особо защитных участков лесов с ограниченным режимом лесопользования;

участвует в рассмотрении ходатайств о переводе лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, а также об изъятии земель лесного фонда;

утверждает правила подсочки древостоев;

разрабатывает и утверждает региональные правила (наставления) рубок главного пользования и рубок промежуточного пользования, санитарные правила, регламентирующие мероприятия по защите лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, перечень видов побочного пользования лесом, и др.;

обеспечивает государственный учет лесного фонда, определяет порядок его ведения;

обеспечивает ведение государственного лесного кадастра;

осуществляет мониторинг лесов и другие управленческие функции.

1)Государственный учет лесного фонда. Государственный учет лесного фонда (и соответственно земель этого фонда) ведется для организации рационального использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, систематического контроля за количественными и качественными изменениями лесного фонда и обеспечения достоверными сведениями о лесном фонде органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, заинтересованных граждан и юридических лиц. Данные государственного учета лесного фонда используются при ведении государственного лесного кадастра. Перечень показателей государственного учета лесного фонда, а также формы соответствующих документов определяются Рослесхозом (ст. 67 ЛК).

2)Мониторинг лесов. Мониторинг лесов представляет собой систему наблюдений, оценки и прогноза состояния и динамики лесного фонда. Мониторинг лесов ведется в целях организации рационального использования, охраны и защиты лесного фонда, воспроизводства лесов и повышения их экологических функций (ст. 69 ЛК). Порядок осуществления мониторинга лесов устанавливается Минприроды России. Основные положения лесного мониторинга в России утверждены постановлением коллегии Рослесхоза от 19 октября 1993 г.

Лесной мониторинг организуется Минприроды России и является одной из главных задач органов управления лесами. Объект лесного мониторинга — весь лесной фонд России независимо от форм собственности на землю и лес. Лесной мониторинг — составная часть Единой государственной системы экологического мониторинга в РФ.

Основная цель ведения лесного мониторинга — информационное обеспечение органов управления лесным хозяйством оперативной и точной информацией о состоянии и происходящих изменениях в лесном фонде России для сохранения устойчивого развития лесного сектора экономики.

Лесной мониторинг осуществляется на трех уровнях: федеральном (национальном), региональном, локальном. Основным структурным звеном осуществления лесного мониторинга являются лесничество и лесхоз.

3)Лесоустройство. Согласно ст. 72 ЛК лесоустройство включает в себя систему мероприятий по обеспечению рационального использования лесного фонда, повышению эффективности ведения лесного хозяйства и осуществлению единой научно-технической политики в лесном хозяйстве.

При лесоустройстве осуществляются:

определение в действующем порядке границ участков лесного фонда и внутрихозяйственная организация территорий лесного фонда, лесхозов, национальных парков, государственных природных заповедников;

выполнение топографо-геодезических работ и специальное картографирование лесного фонда;

инвентаризация лесного фонда с определением породного и возрастного составов лесов, их состояния, а также определение качественных и количественных характеристик лесных ресурсов;

выявление реликтовой лесной растительности и особо защитных участков лесов;

выявление участков лесного фонда, нуждающихся в рубках главного и промежуточного пользования, мероприятий по восстановлению лесов и лесоразведению, мелиорации, охране и защите лесов и других лесохозяйственных мероприятий, а также определение порядка и способов их проведения.

обоснование отнесения лесов к группам и категориям защитности лесов первой группы, подготовка предложений о переводе лесов из одной группы или категории защитности лесов первой группы в другую группу или категорию, перевод не покрытых лесом земель в покрытые лесом земли, нелесных земель — в лесные земли;

определение расчетных лесосек, размеров рубок промежуточного пользования и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: