ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО
УФИМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА
ПАШКИНА Т.И, ЗАХАРОВА Л.Р., АЛЧАНОВА Р.Д.
БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
Учебное пособие
Рекомендовано учебно-методическим советом УГАЭС
Уфа 2009
УДК 005.511(083.92)
ББК 65.290-2я73
П 22
Рецензенты:
Рысаев И.Ш. канд. экон. наук, профессор
кафедры «Государственная служба и муниципальное управление»
Башкирской академии государственной службы и управления
при Президенте РБ;
Шафиков Т.Г. канд экон. наук, доцент
кафедры «Управление и экономика предпринимательства»
Уфимской государственной академии экономики сервиса
Пашкина Т.И., Захарова Л.Р., Алчанова Р.Д.
П 22 Бизнес-планирование предприятия: Учебное пособие / Т.И. Пашкина, Л.Р.Захарова, Р.Д. Алчанова. – Уфа: Уфимск. гос. академия экономики и сервиса, 2009. – 98 с.
ISBN 978-5-88469-378-4
В учебном пособии «Бизнес-планирование предприятия» изложены основы бизнес-плана, особенности разработки каждого из его разделов. Приводятся формы и таблицы, используемые в процессе планирования бизнеса от возникновения идеи – до получения результативных показателей деятельности предприятия и их оценки. Рассмотрены такие проблемы, как оценка конкурентоспособности продукции, расчет наиболее распространенных рисков и др. Кроме того, теоретический материал дополнен практическими задачами по отдельным разделам бизнес-плана.
|
|
Учебное пособие предназначено для студентов экономических специальностей всех форм обучения.
ISBN 978-5-88469-378-4 © Пашкина Т.И., Захарова Л.Р., Алчанова Р.Д., 2009
© Уфимская государственная
академия экономики и сервиса, 2009
СОДЕРЖАНИЕ
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ………………………………...4
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА………………………………………………………...4
ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ……………………………………………….4
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….4
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ……………………………………………..5
ГЛАВА 1. Определение бизнес-плана и его роль
в современном предпринимательстве…………………………………………….6
1.1. Зачем нужен бизнес-план……………………………………………………..7
1.2. Цели, задачи, функции и принципы бизнес-планирования…………………8
1.3. Общие требования к бизнес-плану…………………………………………..10
1.4. Организация процесса бизнес-планирования…………………………………..11
1.5. Структура бизнес-плана……………………………………………………...16
1.6. Последовательность составления бизнес-плана……………………………17
ГЛАВА 2. Методика разработки бизнес-плана………………………………….18
2.1. Конфиденциальность и аннотация бизнес-плана…………………………..18
|
|
2.2. Написание резюме……………………………………………………………18
2.3. Общая характеристика предприятия, отрасли, продукции………………...19
2.4. Маркетинг и сбыт продукции………………………………………………..22
2.5. Производственный план……………………………………………………...30
2.6. Организационный план………………………………………………………36
2.7. Правовое обеспечение бизнес-плана………………………………………..40
2.8. Риск и гарантии……………………………………………………………….41
2.9. Финансовый план……………………………………………………………..50
2.10. Эффективность проекта…………………………………………………….67
2.11. Приложения в бизнес-плане………………………………………………..70
2.12. Презентация бизнес-плана………………………………………………….71
ГЛАВА 3. Компьютерные технологии разработки бизнес-плана…………………….72
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Титульный лист бизнес-плана……………………………...75
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Бизнес-план предприятия общественного питания……….76
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Материалы учебного пособия способствуют закреплению студентами системы теоретических знаний, а также овладению методами практических расчетов важнейших показателей, форм и взаимосвязей, предусмотренных Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования дисциплины «Бизнес-планирование предприятия».
Для успешного усвоения дисциплины необходимо знать материал предыдущих дисциплин: «Инвестиции», «Маркетинг», «Менеджмент», «Экономика (организации) предприятий», «Финансовый менеджмент», «Ценообразование», «Основы предпринимательства».