В современном предпринимательстве

Вы собрались заняться предпринимательской деятельностью и склонны разработать бизнес-план. Прежде чем приступить к его написанию, желательно определить свое отношение к бизнесу. Для этого имеет смысл ответить по крайней мере на следующие вопросы.

1. Вы решили заниматься бизнесом для того, чтобы:

· делать деньги;

· быть полезным обществу;

· показать, что вы способны преодолеть трудности;

· выразить себя через бизнес;

· добиться определенного положения в обществе.

2. Чем вы готовы пожертвовать ради бизнеса:

· обязательством перед семьей;

· свободным временем;

· хобби;

· общественной жизнью;

· деньгами;

· здоровьем;

· ничем.

3. Каковы ваши, рассчитанные на перспективу, цели и задачи:

· быть финансово независимым;

· обеспечит себе постоянный доход;

· скопить большой капитал;

· внести свой вклад в благосостояние общества;

· производить необходимую продукцию;

· производить продукцию, которая останется памятью о вас;

· создать новые рабочие места;

· достичь определенного общественного;

· иметь предмет для забавы и развлечений.

Если, хорошенько подумав, вы поняли, что не готовы поступиться ради бизнеса ничем, кроме сводного времени, хобби или общественной жизни, то, скорее всего, ваше отношение к этой сфере деятельности не слишком серьезно.

В этом случае если, помимо далеко идущих планов улучшения жизненного уровня всего человечества и финансовой независимости для себя лично, вы не отрицаете возможности рискнуть деньгами и пожертвовать обязательствами перед семьей и здоровьем, то можно приниматься за раскручивание бизнеса.

Если вы поняли, что предпринимательство в чистом виде не для вас, то также можно заняться написанием бизнес-планов как основной работой, осуществляя консультативную деятельность или трудясь в качестве независимого разработчика бизнес-планов.

1.1. Зачем нужен бизнес-план

Чем больше рынка, тем важнее план! Зарубежные бизнесмены давно осознали, что без плана нельзя начинать сколько-нибудь стоящее коммерческое мероприятие. Речь, конечно же, идет не о «пятилетках». Да и планы эти достаточно своеобразны. Их можно назвать бизнес-планами.

Если вы начинаете свое дело без такого плана, то, скорее всего, прогорите. Более того, как показывает мировая практика, бизнес-план нужен всем: и те, у кого вы собираетесь просить деньги на реализацию своего проекта – банкирам, инвесторам, и Вашим сотрудникам, желающим знать перспективы и четче понять свои задачи, а главное – Вам, чтобы тщательно проанализировать свои идеи, проверить их разумность, реалистичность.

Личное участие руководителя в составлении бизнес-плана настолько важно, что многие зарубежные банки и инвестиционные фирмы вообще отказываются рассматривать заявки на выделение средств, если становится известно, что бизнес-план был сначала до конца подготовлен консультантом со стороны, а руководителем лишь подписан.

Это не значит, однако, что не надо пользоваться услугами консультантов. Совсем наоборот – привлечение экспертов весьма приветствуется инвесторами. Речь о другом: составление бизнес-плана требует личного участия руководителя фирмы или человека, собирающегося открыть свое дело. Включаясь в эту работу лично, Вы как бы моделируете свою будущую деятельность, проверяя на крепость и сам замысел, и себя: хватит ли у Вас довести его до успеха и двинуться дальше?

Бизнес-план – специальный инструмент менеджмента, используемый в современной рыночной экономике независимо от масштабов, сферы деятельности и формы предпринимательства. Успех и в обычной рыночной торговле, и в выходе фирмы с новым продуктом на рынок, и даже в организации свободной экономической зоны невозможен без полного и ясного представления о перспективах предпринимаемого дела, без разработки надежных предварительных ориентиров и реального плана действий. Бизнес-план позволяет очертить круг проблем, с которыми столкнется предприниматель при реализации своих целей в изменчивой, неопределенной, конкурентной хозяйственной среде, сформировать и обеспечить пути решения этих проблем.

Как начать свое дело в соответствии с поставленными целями, как эффективно организовать производство и продвижение товара на рынок, кто будет организовывать новое производство и когда будут получены первые доходы, как уменьшить риск, выжить и победить в конкурентной борьбе – ответы на эти и другие вопросы управления, финансирования, маркетинга, распределения обязанностей предприниматель должен получить при разработке своего бизнес-плана.

Бизнес-план выступает основой бизнес-предложения при переговорах с возможными инвесторами и будущими партнерами, используется при приглашении ключевых сотрудников, при подписании контрактов с персоналом фирмы. Он является не только внутренним документом фирмы, но и используется при установлении контактов. Это предъявляет определенные требования к его оформлению, форме и структуре.

Бизнес-план составляется на пять лет.

Первый год планируется по месяцам и составляется план. Начиная со второго года – определяют прогнозные показатели.

1.2. Цели, задачи, функции и принципы бизнес-планирования

Основной целью разработки бизнес-плана является планирование хозяйственной деятельности предприятия на ближайший и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.

Главная цель бизнес-плана – выработка стратегических решений путем рассмотрения предлагаемого объекта бизнеса с позиции маркетингового синтеза. Другие цели разработки бизнес-планов могут быть различными, например:

· получение кредита в банке;

· изменение формы собственности предприятия;

· получение зарубежных инвестиций.

Следует отметить, что в настоящее в России первоочередной целью бизнес-планирования является привлечение для участия в проектах потенциальных инвесторов и партнеров.

Задача бизнес-плана – обоснование концепции предпринимательского предложения, технической возможности и экономической целесообразности бизнеса, характеризующегося набором количественных данных или параметров результата, определенного целью.

При этом учитываются условия получения наибольшего экономического эффекта на основе прогнозирования конъюнктуры рынка, разработки стратегии маркетинга, формирования финансовой, организационной политики при реализации проектного предложения, обоснования инвестиционной программы.

В современной практике бизнес-план выполняет пять функций.

Первая функция связана с возможностью его использования для разработки стратегии бизнеса. Эта функция жизненно необходима в период создания предприятия или при выработке новых направлений деятельности.

Вторая функция – планирование. Она позволяет оценить возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы внутри фирмы.

Третья функция позволяет привлекать извне денежные средства – ссуды, кредиты. В современных российских условиях без кредитных ресурсов практически невозможно осуществлять какой-либо значительный проект. Однако получить кредит непросто. Главная причина заключается не столько в проблеме высоких процентных ставок, сколько в возросшей невозвратности кредитов. В этой ситуации банки принимают целый комплекс мер по обеспечению возврата денежных средств, среди которых следует отметить требования банковских гарантий, реального залога и другие. Однако решающим фактором при предоставлении кредита является наличие тщательно проработанного бизнес-плана.

Четвертая функция позволяет привлечь к реализации планов предприятия потенциальных партнеров, которые пожелают вложить в производство собственный капитал или имеющиеся у них технологию. Решение вопроса о предоставлении капитала, ресурсов или технологии возможно лишь при наличии бизнес-плана, отражающего курс развития предприятия на определенный период времени.

Пятая функция позволяет путем вовлечения всех сотрудников в процесс составления бизнес-плана улучшить информированность всех сотрудников о предстоящих действиях, скоординировать их усилия, распределить обязанности, создать мотивацию достижения цели.

При практической реализации бизнес-планирования как процесса представляется важным соблюдение следующих принципов:

Ÿ гибкости, предусматривающей постоянную адаптацию к изменениям среды, в которой функционирует данное предприятие;

Ÿ непрерывности, предусматривающей «скользящий» характер планирования;

Ÿ коммуникативности, под которой понимается координация и интеграция усилий (все должно быть взаимоувязано и взаимозаменяемо);

Ÿ интерактивности, предусматривающей творческий характер планирования и неоднократность проработки уже составленных разделов плана;

Ÿ многовариантности, предусматривающей выбор наилучшего из альтернативных возможностей поставленной цели;

Ÿ участия, предполагающего важность самого процесса планирования с точки зрения вовлечения в него всех возможных участников будущей организации;

Ÿ адекватности отражения реальных проблем и самооценка в процессе планирования.

1.3. Общие требования к бизнес-плану

В условиях перехода к рыночной экономике овладение искусством составления бизнес-плана становится крайне актуальным. Западные инвесторы опасаются иметь дело с российскими предпринимателями. И не только из-за отсутствия гарантий, нестабильности экономической и политической ситуации в стране, как это принято считать, но и из-за непрофессионально, неубедительно разработанных документов, в частности бизнес-планов.

Перечислим ряд общих требований, которые необходи­мо учитывать при подготовке бизнес-плана:

• бизнес-план — это первое, что узнает о фирме потен­циальный инвестор, поэтому необходимо, чтобы оформление бизнес-плана соответствовало имиджу преуспевающей фирмы: оно должно быть привлека­тельным, но неброским;

• степень детализации должна соответствовать целям плана, но не включать ничего лишнего: четкая струк­тура материала и его наглядность, краткость. Зарубеж­ная практика показывает, что оптимальным (стандарт­ным) является объем бизнес-плана 40 страниц. Тем не менее в ряде случаев требуются более детальные биз­нес-планы объемом до 70—80 страниц. Если для обес­печения полноты и конкретности изложения необхо­димого материала в бизнес-плане требуется меньший объем, то число страниц бизнес-плана может быть снижено до 30 и менее страниц;

• в бизнес-план не должна включаться второстепенная и справочная информация. Ее лучше вынести в прило­жения. Как правило, инвесторы запрашивают допол­нительную информацию, и наличие приложений уве­личивает гибкость проекта. Объем приложений не ог­раничивается;

• стиль изложения: простота изложения и отсутствие языкового и терминологического барьеров, т.е. дос­тупность в изучении и понимании. Бизнес-план дол­жен быть понятен широкому кругу людей, а не толь­ко специалистам, и не изобиловать техническими подробностями. Он также должен быть убедительным, лаконичным, пробуждать интерес у партнеров. Следу­ет обратить внимание на двойственный характер биз­нес-плана. С одной стороны, это серьезный аналити­ческий документ, а с другой – средство рекламы;

• разумное дозирование при изложении технологии де­лового предложения;

• при составлении бизнес-плана необходимо также помнить, что информация, представленная в нем, должна быть емкой, четкой и в то же время краткой. В связи с этим рекомендуется использование метода свертывания информации: ее классифицируют по оп­ределенным категориям (показателям) и представля­ют в аналитической (табличной) или графической форме. В систематизированном виде, когда возможна сравнительная оценка, цифровые данные восприни­маются намного легче, а значит, и результативнее;

• объективная оценка трудностей, стоящих на пути реа­лизации намеченного в бизнес-плане;

• бизнес-план должен представлять собой честный ана­лиз, основанный на реалистичных предположениях. Предположения и прогнозы должны быть обоснованы и подкреплены ссылками на источники информации, например проведенные исследования рынка (опро­сы), статистические данные по отрасли, экономичес­кие и демографические исследования, а также заклю­чения лиц, которые будут вести бизнес с данной ком­панией. Немногие инвесторы или кредиторы будут рисковать, основываясь на нереалистичных планах. Бизнес-план показывает инвесторам и кредиторам ка­чество и глубину лидерства компании и отмечает уп­равленческую способность достигать поставленных це­лей;

• точность финансовых, расчетов;

• следует обсудить риски компании. Доверие к компа­нии может быть серьезно подорвано, если существую­щие риски и проблемы будут раскрыты не самостоя­тельно, а со стороны;

• не следует делать несущественных или неопределен­ных утверждений. Например, утверждения типа «про­дажи удвоятся в следующем году» или «будет введена продуктовая линия» следует исключить и представить подробные пояснения. Утверждения должны быть оп­ределенными и подкреплены маркетинговой инфор­мацией и другими данными;

• план должен быть исчерпывающим и включать обсуж­дение организационной стратегии достижения преимуществ компании и преодоления потенциальных трудностей;

• многие инвесторы любят читать одно- или двухстра­ничное краткое содержание бизнес-плана (резюме), что позволяет им увидеть важные особенности и пре­имущества проекта. Имеются также четыре жизненно важных блока ключевых вопросов, прорабатываемых в бизнес-плане, которые особенно тщательно оценива­ют инвесторы: управленческий коллектив, текущие и планируемые финансовые показатели, товары и услу­ги, план маркетинга. Необходимо подготовить силь­ную аргументацию в каждом из этих разделов;

• бизнес-план должен быть подготовлен с учетом требо­ваний и стандартов организаций и лиц, которым предполагается представить этот документ;

• бизнес-план должен быть представлен в привлекатель­ной, а не сверхсложной форме и размножен в доста­точном для его рассмотрения количестве экземпляров.

Следует помнить, что в целом работа по бизнес-плани­рованию — это очень трудоемкий и достаточно длитель­ный процесс. Предпринимателю приходится тратить неде­ли и месяцы для создания бизнес-плана. Различные специ­алисты по бизнес-планированию единодушны в том, что суммарное время, необходимое для этого, составляет око­ло 200 часов.

1.4. Организация процесса бизнес-планирования

Бизнес-планирование – это упорядоченная совокупность стадий и действий, связанных с ситуационным анализом окружающей среды, постановкой целей бизнес-планирова­ния, осуществлением планирования (разработка бизнес-плана), продвижением бизнес-плана на рынок интеллекту­альной собственности, реализацией бизнес-плана, контро­лем за его выполнением.

Можно выделить следующие основные стадии процесса бизнес-планирования:

• подготовительная стадия;

• стадия разработки бизнес-плана;

•стадия продвижения бизнес-плана на рынок интел­лектуальной собственности;

• стадия реализации бизнес-плана.

Ключевым моментом подготовительной стадии бизнес-планирования является формирование перспективной биз­нес-идеи. Бизнес-идея – это идея нового продукта или ус­луги, технического, организационного или экономическо­го решения и др. К бизнес-идее можно прийти самостоя­тельно, перерабатывая информацию из разных источников или в ходе целенаправленного творческого поиска, но можно заимствовать уже готовую идею и дать ей новую жизнь через механизм приобретения существующих пред­приятий, поглощения, создания совместных предприятий или выкупа. И в том, и в другом случае конкретные пути могут быть самыми разными. Независимо от того, каким образом идея получена, важно очень тщательно ее взвесить и оценить, с тем чтобы убедиться, что она действительно может лечь в основу успешного предприятия.

Источников новых идей существует множество:

• отзыв потребителей (конечная цель производства вся­кого нового товара или услуги — это именно удовлет­ворение запасов потребителей);

• продукция, выпускаемая конкурентами;

• мнение работников отдела маркетинга и сбыта, опто­вой и розничной торговли;

• публикации федерального правительства (существует целый ряд периодических изданий, в которых публи­куется информация о последних патентах);

• проводимые научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

Убедившись в перспективности бизнес-идеи, приступа­ют непосредственно к разработке бизнес-проекта и при­нимают решение о подготовке бизнес-плана. Формируется группа разработчиков бизнес-плана, определяется система финансового обеспечения бизнес-плана и открывается фи­нансирование его подготовки.

Продвижение идеи, результатов проекта является слож­ным процессом передачи содержательных сведений. На­чальным этапом стадии продвижения бизнес-плана является организация и проведение презентации бизнес-плана.

Презентация предшествует началу переговоров с потен­циальными инвесторами и партнерами по реализации биз­нес-проекта. В ходе переговоров с потенциальными партнерами происходит согласование условий и оформление дого­ворных отношений. По результатам переговоров вносятся со­ответствующие коррективы в бизнес-план. Началу перегово­ров с инвесторами предшествует этап аудита бизнес-плана. Процедура аудита бизнес-плана внешними инвесторами проводится по определенной схеме, включающей, как пра­вило, шесть этапов:

1) Определение характеристик компании-заявителя и отрасли ее деятельности. Прежде всего устанавливается, от­носится ли отрасль, где этот проект будет реализовываться, к числу приоритетных для инвестора. Далее определяется положение фирмы-просителя на фоне своей отрасли. Неко­торые инвесторы специализируются на определенных от­раслях, создавая длинные и сверхдлинные цепочки. Инвес­тиционные компании и банки имеют в своем штате доста­точно квалифицированных специалистов по выбранным отраслям, что облегчает их взаимопонимание с будущим клиентом.

2) Оценка условий инвестиционного соглашения: форма заимствования и возврата долга, залог, гарантия возврата.

3) Анализ последнего баланса:

• определение степени финансовой устойчивости и ликвидности, проверяется достаточность собственно­го оборотного капитала, уровень коэффициента по­крытия;

• расчет соотношения «заемный капитал – собствен­ный капитал» (финансовый рычаг). В мировой практи­ке обычно избегают давать средства фирмам, у кото­рых это соотношение превысило 4,0, а если фирма небольшая, то и при величине данного показателя, равной 3,0;

• оценка способности фирмы к заимствованию. Для оценки способности фирм к заимствованию можно построить примерно следующую таблицу (таблица 1), в которой каждому типу обеспечения долгов (графа 1) поставлена в соответствие сумма средств, которая может быть предоставлена инвестором под это обеспечение (графа 2). Эти соотношения носят ориентировочный характер и отражают практику стран со стабильной рыночной экономикой;

• оценка активов и обязательств.

Таблица 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: