· Принцип работы двигателя основан на выталкивании проводника с током из магнитного поля.
· Проводником с током является обмотка якоря, а магнитным полем – главные полюса.
· Направление движения проводника определяется по правилу левой руки.
· Выталкивающая сила, которая действует на проводник, зависит от тока, магнитного потока и длины проводника в прямой пропорциональности.
F=I·Ф·ℓ
· Выталкивающие силы от обмотки якоря образуют вращающий момент, который зависит от тока и магнитного потока.
Мвр=I·Ф·См
· При вращении якоря двигателя в магнитном поле проводники якоря пересекают магнитный поток и в них индуктируется ЭДС, которая направлена встречно рабочему току и поэтому называется ЭДС двигателя (противоэдс).
· Определяется она по правилу правой руки.
Едв=n·Ф·См
· Подводимые на зажимы двигателя напряжения расходуются на преодоление ЭДС двигателя и на падение напряжения на нём, т.е.
Uдв=Едв+IR
· На электропоездах применяют тяговые двигатели с сериесным (последовательным) возбуждением.
19.Регулирование частоты вращения якоря тягового двигателя.
· РЕГУЛИРОВАНИЕ ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ ЯКОРЯ ТЯГОВОГО ДВИГАТЕЛЯ
· Uдв= Едв+I·R; Едв= Ф·n·См.
· Uдв= Ф· n·См+I·R;
· Из формулы видно, чточастота вращения якоря двигателя зависит от подводимого на его зажимы напряжения и от магнитного потока.
· Так же зависит от внутреннего падения напряжения двигателя, но им пренебрегают, так как оно незначительно, в связи с малым сопротивлением двигателя (≈ 0,2 Ом).
· При запуске двигателя его ЭДС равна нулю, а потому через двигатель может пойти большой ток, который вызовет его порчу.
· Чтобы этого, не случилось, последовательно с двигателемвключают пусковые резисторы, такой величины, чтобы пусковой ток не превышал 1,5 номинальной величины.
· В дальнейшем, когда якорь будет вращаться, будет возникать ЭДС, которая ограничивает ток, и пуско-тормозные резисторы в этом случае постепенно выводятся.
· А при достижении номинальной частоты вращения выводятся полностью.
· Падение напряжение тягового двигателя при пуске будет равно примерно 45 В..
· А когда пуско-тормозные резисторы будут выведены полностью, то падение напряжения на двигателе увеличивается до 750 В, а, следовательно, увеличивается и скорость.
· Дальнейшее увеличение частоты вращения якоря двигателя получаем за счет изменения магнитного потока, причем при уменьшении магнитного потока частота вращения возрастает.
· Увеличение частоты вращения якоря двигателя производится следующим образом:
- при уменьшении тока вобмотке возбуждения уменьшается магнитный поток;
- при уменьшении магнитного потока уменьшается противо-ЭДС, наведенная в якоре;
- т.к. ЭДС двигателя уменьшается, то увеличивается ток, проходящий через якорь, следовательно, увеличивается вращающий момент двигателя.
· Таким образом, при небольшом уменьшении магнитного потока в обмотке возбуждения, ток в якоре резко возрастает, а, следовательно, будет возрастать и вращающий момент.
· Этот способ увеличения частоты вращения якоря двигателя достигается путем ослабления поля.
· На ЭР-2Т имеется 6 ступеней ослабления поля.