Применение метода опроса в исследованиях СКС

Метод (с греч. путь ) - основной путь получения эмпирической информации.

Техника – способ применения метода

Методика – совокупность методик и техник

Метод опроса применяется в 85% исследованиях, является самым дешевым, но и самым ненадежным. Опрос бывает: устным (интервью) и письменным (анкетирование).

Любой опрос м.б.

1.Стандартизованный применяются закрытые вопросы

2.Нестандартизованный применяются открытые вопросы

Метод интервью требует большого профессионализма, очень дорогостоящий метод

Интервью м.б.:

1.-свободное (нестандартизованное, неформализованное) - применяется для получения информации от каждого респондента. Ответы д.б. такими, чтобы их можно было сравнить, классифицировать, обобщить. Получение количественной информации

-несвободное (стандартизованное, формализованное). Нужно мнение людей. Когда интересуют качественные результаты (мотивы, мнения)

2.-независимый метод исследования

-подготовительный, используется, как некий этап для подготовки исследования

3.-направленное, которое ведет интервьюер

-ненаправленное, которое ведет интервьюированный, очень ценно, когда требуются непредвиденные ответы.

4.-с точной формулировкой вопроса

-с неточной формулировкой вопроса (темы для беседы)

Вопросы м.б. заранее заготовленными, а могут возникать по ходу действия, могут быть общие и частные

По критерию структурированности вопросы м.б.неструктурированными, полустрктурированными и структурированными

Вопросы м.б. новодящими (в той или иной форме содержит ответ) и нейтральными

Интервью м.б. индивидуальное и групповое (фокус-группа); непосредственное и опосредованное.

Стили интервью:

1.Мягкий (интервью по телевидению)

2.Жесткий (стиль ведения допроса)

Процедуры интервью:

1.подготовка интервью (общая и конкретная) - обучение и подготовка интервьюера (владение методикой интервью, социологическая подготовка в предметной области, где ведется интервью, индивидуальные способности человека)

2.начало интервью - определяет все - установление контакта, разбивание льда

3.основная часть - в этой части мы получаем весь объем информации, которая нас интересует. Гл.задача - поддержание речевого потока, человек не должен молчать. Можно прибегнуть к паузе, подбадриванию. Необходимо держать контроль над темой.

4.завершение - уточняющие вопросы, выяснение деталей, выясняет мнение об интервью

5.обработка результата - составление отчета по данному конкретному интервью, обощение результатов интервью

Типы интервьюеров:

1.Миссионер - не сколько берет интервью, а сколько внушает идею

2.Моралисты - читают нотации

3.Ветренник - несерьезный человек

4.Властный-ведет за собой

5.Сентиментальный

6.Формалисты - действует по шаблону

Типы респондентов:

1.Активный

2.Пассивный

3.Незаурядные люди

4.Отбородоступных

5.Отбор людей, готовых предоставить информацию.

Типы интервью:

1.а.Повествовательное

б.Описательное

2.Интервью классифицируется по глубине и продолжительности:

а.Клиническое-продолжительность по времени 5-6 ч., посвящено многим темам и предполагается раскрытие каждой.

б.Тематическое-продолжительность до одного часа, подробное раскрытие 1 темы.

в.Фокусированное-частный случай тематического, внимание фокусируется на 1 предмете

г.Короткое по времени не глубокое (3-5 вопросов)

Способы записи интервью:

1.Аудиозапись

2.От руки во время интервью

3.По памяти

Письменный опрос - получение информации от ее носителя. Гл. специфика - ничего нельзя уточнить, так как есть только анкета, в связи с этим возрастает качество опросного листа, где особое внимание уделяется конструкции опросного листа, качеству вопросов (они д.б. логичны и ясны), языку анкеты и оформлению опросного листа. Гл. компонент анкеты - вопрос.

Анкетирование по способу распространения и возврата делится на:

1.Раздаточный

2.Прессовый

3.Почтовый

4.Компьютерный

5.Интернет-опрос

Классификация вопросов:

1.По форме: -открытые

-закрытые (с вариантами ответов)

-полузакрытые

2.По содержанию и по степени сложности: -вопросы о фактах, событиях

- вопросы о статусе (пол, возраст)

-вопросы о мнениях, мотивах, оценках (основные и контрольные вопросы; прямые, косвенные и прожективные или проективные)

Конструирование опросного листа:

1.Анкета должна иметь позитивное название

2.Нежелательно использовать слово анкета в титульном листе

3.Размер А5

4.На титульном листе д.б. выходные данные фирмы, которая проводит опрос

5.В анкете всегда д.б. обращение

6.Правила анкеты и обязательно благодарность за участие в исследовании

7.Анкета должна иметь логику:-логику исследователя

-логика, д.б. понятна тому, кто отвечает на вопросы

Логика достигается за счет введения рубрики (в начале несколько вопросов о вашей работе, планах, далее простые вопросы, затем сложные, контрольные вопросы и паспортичка-пол, возраст, семейное положение)

8.Полиграфические аспекты: -все вопросы печатаются одним шрифтом, все инструкции другим, варианты ответов третьим, рубрики четвертым

9.Закон первости 10 вариантов, выбираются из первых 5, поэтому первую половину печатаем с 1 по 10, а вторую с 10 по 1.

10.Максимум 25 мин., лучше 15-20 минут, которое может человек потратить на вопросы анкеты

Письменный опрос – количественный метод (сколько), а устный-качественный (почему)

В СКС этот метод применяется для выявления досуговых занятий, распространения интересов среди разных кругов населения, узнать меру удовлетворенности теми или иными аспектами культурной жизни, выявление интересов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: