Метод (с греч. путь ) - основной путь получения эмпирической информации.
Техника – способ применения метода
Методика – совокупность методик и техник
Метод опроса применяется в 85% исследованиях, является самым дешевым, но и самым ненадежным. Опрос бывает: устным (интервью) и письменным (анкетирование).
Любой опрос м.б.
1.Стандартизованный применяются закрытые вопросы
2.Нестандартизованный применяются открытые вопросы
Метод интервью требует большого профессионализма, очень дорогостоящий метод
Интервью м.б.:
1.-свободное (нестандартизованное, неформализованное) - применяется для получения информации от каждого респондента. Ответы д.б. такими, чтобы их можно было сравнить, классифицировать, обобщить. Получение количественной информации
-несвободное (стандартизованное, формализованное). Нужно мнение людей. Когда интересуют качественные результаты (мотивы, мнения)
2.-независимый метод исследования
-подготовительный, используется, как некий этап для подготовки исследования
|
|
3.-направленное, которое ведет интервьюер
-ненаправленное, которое ведет интервьюированный, очень ценно, когда требуются непредвиденные ответы.
4.-с точной формулировкой вопроса
-с неточной формулировкой вопроса (темы для беседы)
Вопросы м.б. заранее заготовленными, а могут возникать по ходу действия, могут быть общие и частные
По критерию структурированности вопросы м.б.неструктурированными, полустрктурированными и структурированными
Вопросы м.б. новодящими (в той или иной форме содержит ответ) и нейтральными
Интервью м.б. индивидуальное и групповое (фокус-группа); непосредственное и опосредованное.
Стили интервью:
1.Мягкий (интервью по телевидению)
2.Жесткий (стиль ведения допроса)
Процедуры интервью:
1.подготовка интервью (общая и конкретная) - обучение и подготовка интервьюера (владение методикой интервью, социологическая подготовка в предметной области, где ведется интервью, индивидуальные способности человека)
2.начало интервью - определяет все - установление контакта, разбивание льда
3.основная часть - в этой части мы получаем весь объем информации, которая нас интересует. Гл.задача - поддержание речевого потока, человек не должен молчать. Можно прибегнуть к паузе, подбадриванию. Необходимо держать контроль над темой.
4.завершение - уточняющие вопросы, выяснение деталей, выясняет мнение об интервью
5.обработка результата - составление отчета по данному конкретному интервью, обощение результатов интервью
Типы интервьюеров:
1.Миссионер - не сколько берет интервью, а сколько внушает идею
2.Моралисты - читают нотации
|
|
3.Ветренник - несерьезный человек
4.Властный-ведет за собой
5.Сентиментальный
6.Формалисты - действует по шаблону
Типы респондентов:
1.Активный
2.Пассивный
3.Незаурядные люди
4.Отбородоступных
5.Отбор людей, готовых предоставить информацию.
Типы интервью:
1.а.Повествовательное
б.Описательное
2.Интервью классифицируется по глубине и продолжительности:
а.Клиническое-продолжительность по времени 5-6 ч., посвящено многим темам и предполагается раскрытие каждой.
б.Тематическое-продолжительность до одного часа, подробное раскрытие 1 темы.
в.Фокусированное-частный случай тематического, внимание фокусируется на 1 предмете
г.Короткое по времени не глубокое (3-5 вопросов)
Способы записи интервью:
1.Аудиозапись
2.От руки во время интервью
3.По памяти
Письменный опрос - получение информации от ее носителя. Гл. специфика - ничего нельзя уточнить, так как есть только анкета, в связи с этим возрастает качество опросного листа, где особое внимание уделяется конструкции опросного листа, качеству вопросов (они д.б. логичны и ясны), языку анкеты и оформлению опросного листа. Гл. компонент анкеты - вопрос.
Анкетирование по способу распространения и возврата делится на:
1.Раздаточный
2.Прессовый
3.Почтовый
4.Компьютерный
5.Интернет-опрос
Классификация вопросов:
1.По форме: -открытые
-закрытые (с вариантами ответов)
-полузакрытые
2.По содержанию и по степени сложности: -вопросы о фактах, событиях
- вопросы о статусе (пол, возраст)
-вопросы о мнениях, мотивах, оценках (основные и контрольные вопросы; прямые, косвенные и прожективные или проективные)
Конструирование опросного листа:
1.Анкета должна иметь позитивное название
2.Нежелательно использовать слово анкета в титульном листе
3.Размер А5
4.На титульном листе д.б. выходные данные фирмы, которая проводит опрос
5.В анкете всегда д.б. обращение
6.Правила анкеты и обязательно благодарность за участие в исследовании
7.Анкета должна иметь логику:-логику исследователя
-логика, д.б. понятна тому, кто отвечает на вопросы
Логика достигается за счет введения рубрики (в начале несколько вопросов о вашей работе, планах, далее простые вопросы, затем сложные, контрольные вопросы и паспортичка-пол, возраст, семейное положение)
8.Полиграфические аспекты: -все вопросы печатаются одним шрифтом, все инструкции другим, варианты ответов третьим, рубрики четвертым
9.Закон первости 10 вариантов, выбираются из первых 5, поэтому первую половину печатаем с 1 по 10, а вторую с 10 по 1.
10.Максимум 25 мин., лучше 15-20 минут, которое может человек потратить на вопросы анкеты
Письменный опрос – количественный метод (сколько), а устный-качественный (почему)
В СКС этот метод применяется для выявления досуговых занятий, распространения интересов среди разных кругов населения, узнать меру удовлетворенности теми или иными аспектами культурной жизни, выявление интересов.