Законодательная база культурной политики РФ

Важн.принц-м реализ-и КП является то, что субъект полит. процесса всегда прямо или косвен­но влияет на сферу к-ры; причем характер этого влияния непоср-но зависит от тех полит.целей, кот.ставит перед собой данный субъект. Именно посред-вом воздействия на сферу к-ры достиг-ся необход-е данному полит.субъекту отнош-е общества к полит.системе, процессам, происходя­щим в ней. Специфика осуществления КП опред-ся рядом соц.-полит.факторов: формой гос.устр-ва, типом полит.режима, уровнем полит. и общей к-ры субъектов КП, нац-ми и культ-ми традициями данного гос-ва, культ. потреб­-ми и интересами общ-ва и отдельных составляющих его эле­ментов.

Специфика КП на пороге XXI века, выбор напр-я дальнейш.развития к-ры, методов и форм регулир-я различ.сторон дух.жизни общ-ва опр-ся особен-ми СКситуации, сложившейся после распада СССР в 1991 году. Возникли новые обстоят-ва, коренным образом отличавшиеся от тех, которые складывались на протяжении нескольких десятилетий. Соврем. российская КП находится в стадии динамич. развития. В наст.время объектом КП являются преимущ-но культуропроизводящие и культуросохраняющие учр-я и орг-и. Однако для поступат-го прогрессивного развития необх-мо, чтобы объектом КП стало все общ-во в целом, а субъектом КП – гражд. общ-во и его институты. Это персп. задача развития КП, как на общерос-м, так и на региональном уровне.

Специфика КП состоит в том, что культура является не только объектом, но и субъектом этой политики - прежде всего потому, что явл-ся саморазвивающейся и саморегулирующейся системой, а также потому, что каким бы ни был субъект принятия решений в сфере КП, он находится в ареале опред-й к-ры, явл-ся ее продуктом. По сути дела, речь идет о диалектике управления и самоорганизации в рамках системы соц.регуляции к-ры.

Конкретное содержание КП определяется взаимодействием деятельности и ее условий, субъективного и объективного, непосредственной и опредмеченной деятельности. Осознание диалектики этого взаимодействия открывает путь к познанию противоречий, механизма их разрешении и тенденций развития КП. Сущность КП предопределяется природой культуры (не политики, не экономики), а именно: многозначностью, многоуровневостъю смыслов, содержания к-ры. И это обстоятельство делает ее составной частью всех направлений деят-ти гос-ва (экономич., внешнеполитич., соц.и т.п.). Именно природа к-ры обусловливает требование единства норм и принципов функционир-я любого субъекта в этой области, прежде всего гос-ва.

КП обеспечивает преемственность культ.развития, исключает революционные сломы традиций, норм к-ры, нравств-ти, учитывает многосубъектность и многообъектность культ. процесса при регулирующей роли гос-ва, стремится к согласованию интересов, культ. Самобыт-ти народов страны в рамках единого культ. пространства, содействует демократизму и открытости, при которых достигается общедоступ-ть культ.ценностей и благ, ликвидирует дискриминацию граждан в отнош-и к-ры на почве социального происхождения, места проживания. Она также обесп-ет право гражданина на пользование нац. сокровищницей, формировавшейся в течение веков, реализует принцип соблюдения гос-вом правовых, эконом-х гарантий в сфере к-ры.

Размышляя о целях, задачах, средствах и принципах новой культурной политики России, следует прежде всего четко дифференцировать собственно культурную политику и оперативное управление текущими культуротворческими процессами как два разных уровня стратегии и тактики управленческой деятельности, разграничить эти цели, задачи, методы и инструментарий.

Собственно культурная политика видится как совокупность научно обоснованных взглядов и мероприятий по всесторонней социокультурной модернизации общества и структурным реформам по всей системе культуропроизводящих институтов, как система новых принципов пропорционирования государственной и общественной составляющих в социальной и культурной жизни, как комплекс мер по заблаговременному налаживанию научного и образовательного обеспечения этих принципов, по целенаправленной подготовке кадров для квалифицированного регулирования социокультурных процессов завтрашнего дня, а главное – как осмысленная корректировка общего содержания отечественной культуры.

Управление же текущими культуротворческими процессами представляет собой комплекс оперативных действий по решению животрепещущих проблем существующих культурпроизводящих институтов, призванных обеспечить расширенное воспроизводство актуальных культурных форм в пределах финансовых средств, кадров, инструментария и технологий, имеющихся на сегодняшний день.

На уровне современных научных представлений о сущности культуры какие-либо глобальные подходы к ее проблемам, в частности – определение приоритетных целей и задач культурной политики, невозможны без соотнесения культуры с основными тенденциями развития цивилизации (как в общечеловеческом масштабе, так и в локальном, в данном случае – конкретно-исторической российской цивилизации).

Ст. 72 Конституции РФ: общие вопросы культуры на­ходятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

• Г лава 11 Бюджетного кодек­са РФ определяются статьи расходов, закрепленные за бюджетами разного уровня.

Статьи 84, 86 и 87 Бюджетного кодек­са РФ закрепляют за федеральными, региональными и местными бюджетами расходы. На содержание учреждений культуры, находящихся в их собствен­ности или ведении.

• С татьи 37, 39 и 40 Основ законодательства Российской Федерации о культуре разграничивают компетенции федеральных органов власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области куль­туры.

• В 1992 году (закон РФ от 9 октября 1992 г.) были приняты «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», в которых впервые в развернутом виде определены права и свободы человека, народов и этнических общностей в области культуры.

• Закон РФ от 29.12.94г. N 79-ФЗ «О библиотечном деле»

• Закон РФ от 26.05.96г. N 54-ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»

• Указ Президента РФ от 01.07.96г. N 1010 «О мерах по усилению государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации»

• 25 августа 2008 г. Правительством РФ была одобрена Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 гг.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: