Финансовые ресурсы состоят из бюджетных и внебюджетных источников финансирования, использование которых не противоречит действующему в Российской Федерации законодательству.
Источники финансирования социокультурных учреждений:
1. Бюджетные
2. Собственные
3. Привлеченные
Уровни бюджетного финансирования:
• Федеральный
• Региональный
• Муниципальный
Методы государственного финансирования социокультурных учреждений:
– ПРЯМОЕ (полное или частичное) бюджетное финансирование социокультурных учреждений, конкретных проектов и программ
– КОСВЕННОЕ финансирование – в виде налоговых льгот, предоставляемых социокультурным учреждениям, а также предприятиям, осуществляющим благотворительную помощь
– другие формы субсидирования в виде выделяемых грантов, премий, компенсаций и пр.
Бюджетное финансирование социально-культурной сферы отличается своей многоуровневостью, традиционно находящейся под контролем или на обеспечении муниципальных органов.
В последние годы субъекты местного самоуправления совершили переход к новой инвестиционной политике финансирования. Ее суть состоит в том, что финансирование производится НЕ по факту существования социально-культурного учреждения, а по содержанию его деятельности, его вкладу в организацию оптимального жизнеустройства региона (города, района) с учетом перспектив его развития
Уровни бюджетного финансирования муниципальных социально-культурных учреждений:
– НОРМАТИВНЫЙ УРОВЕНЬ предполагает финансовое обеспечение требуемого состояния материальной базы (содержания зданий и помещений, работоспособного состояния инженерных систем и технических средств, транспорта, инвентаря и т.д.)
– СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ предполагает финансирование труда персонала работников по созданию и реализации социально-культурных проектов и программ, отвечающих потребностям региона (города, района)
– СОЦИАЛЬНЫЙ (или КОМПЕНСАЦИОННЫЙ) уровень предусматривает финансирование социокультурных объектов (театров, библиотек, музеев, учебных заведений, а также сельских клубов), не имеющих возможности работать по заказным проектам и программам, но нуждающихся в нем для поддержки социальной стабильности и существующих культурных традиций
Заказчиком социально-культурных проектов и программ и, соответственно, распорядителем бюджетных средств выступают местные органы власти, в частности, отделы, комитеты и управления культуры. Они имеют право выходить с инициативой по льготному налогообложению предприятий и организаций, участвующих в финансировании социально-культурных проектов и программ.