История и будущность теократии

(ИССЛЕДОВАНИЕ ВСЕМИРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО ПУТИ

К ИСТИННОЙ ЖИЗНИ)

[...] Сводя к единству рассмотренные нами существенные чер­ты Моисеева законодательства, мы находим одну главную мысль, проникающую все это законодательство и которую мы можем назвать теоретической идеей религиозного и социального оправ­дания. Согласно этой идее, внутреннее сочетание человека с бо­жеством должно быть оправдано на деле, должно быть осущест­влено во всей человеческой действительности. Если религия тре­бует, чтобы грешный человек обратился к богу и внутренно под­чинился ему, то теократический закон, не довольствуясь этим внутренним обращением и подчинением, обязывает человека искупить свой грех действительной жертвой. Как действителен был грех, так же действительно должно быть и искупление, и только чрез это человек получает действительную свободу. Если, далее, идеал теократии требует, чтобы все люди были равноправ-


ными членами царства божия — царским священством, то тео­кратический закон, не останавливаясь на этом отвлеченном праве, устанавливает условия, необходимые для его действитель­ного осуществления, для того чтобы сделать из всех дюдей дей­ствительно полноправных граждан теократического государства; ввиду действительного нравственного, умственного и физического неравенства людей закон божий не довольствуется словесным провозглашением всеобщего равенства, а установляет такую общественную организацию, которая не только обусловливает постепенное воспитание всего народа до духовного совершенно­летия, но вместе с тем посредством особых теократических орга­нов сообщает всем те религиозные блага, которые могут быть самостоятельно достигнуты лишь немногими.

Признавая, наконец, высшим принципом жизни любовь к богу и ближним, теократический закон не оставляет эту любовь в области случайных субъективных чувств, а закрепляет ее прак­тическим требованием общественной солидарности. Закон божий не допускает, чтобы сытый давал голодному вместо хлеба и рыбы камень добрых слов и змею лицемерного сочувствия. Давая бла­готворительности санкцию положительного закона, теократия не только помогает благотворимым, но и воспитывает благотворя­щих, и не только улучшает отдельных людей, но и создает пра­ведную общественную среду, в которой человеческая свобода, добытая через жертву, ограничивается для любви (IV, стр. 444— 445).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: