Для вычисления численности популяции через Z лет (обозначим ее МZ) используем формулу
МZ = М (1 + – Z ∙ Х.
МZ = 100 (1+ 5/100)10 = 100×1,63 = 163.
Задача 1.1. Биомасса продуцентов в экологической системе составляет А т. Определите возможную биомассу консументов порядков, указанных в вашем варианте.
Вариант | Биомасса продуцен-тов, А, т | Порядок консу-ментов | Вариант | Биомасса продуцен-тов, А, т | Порядок консу-ментов |
1+3 | |||||
2+1 | |||||
4+1 | |||||
2+4 | |||||
2+3 | |||||
3+4 | |||||
4+2+1 | |||||
3+2+1 | |||||
820 000 | 1+4+3 |
Задача 1.2. Популяция включает в себя M особей. Ежегодно человеком изымается Х особей. В результате размножения популяция увеличивается на У % в год. Определите какое количество животных будет содержать популяция через Z лет, если не принимать во внимание другие причины уменьшения численности.
.
Вариант | М | Х | Y, % | Z |
1,5 | ||||
Задача 1.3. Приведите примеры составов пищевых цепей в различных экосистемах:
|
|
Вариант | Экосистема |
Море | |
Река | |
Болото | |
Озеро | |
Пруд |
Задача 1.4. Определите каким ритмам присущи следующие изменения в экосистемах:
Вариант | Изменения | Вариант | Изменения |
Листопад | Наводнение | ||
Набухание почек | Засуха | ||
День | Период цветения | ||
Перелет птиц | Период созревания |
Задача 1.5. Для каких экосистем лимитирующими факторами являются:
Вариант | Факторы | Вариант | Факторы |
Свет | Кислород в воде | ||
Тепло | Минеральные вещества | ||
Вода | Соленость | ||
Кислород в воздухе | Азот в воздухе |
Задача 1.6. Опишите структуру биоценоза:
а) зооценоз;
б) пространственный биоценоз;
в) видовой биоценоз.
Задача 1.7. Опишите изменение поведения живых организмов при адаптации:
а) морфологической;
б) экологической;
в) физиологической;
г) мимикрии.
Задача 1.8. Опишите живой организм популяции (физические особенности, какие составные части, какое место занимает оно в пищевой цепи, живое ли оно, движется ли, издает ли какой-либо звук, есть ли у него запах, может ли измениться запас от времени года?)
Как долго проживает объект?
Как может измениться объект во времени?
|
|
Какое имеет предназначение?
Как взаимодействует с другими организмами?
Какой Вы могли бы вести разговор с этим организмом?
Какую пользу получают от него люди?
Нужна ли ему помощь от человека?
Как объект заботится о себе?
Как объект размножается?
Чем и кем окружен объект?
Какие виды загрязнения для объекта опасны?
Каким образом происходит утилизация его в природе?
Популяции:
1. Медведь | 29. Кашалот |
2. Лошадь | 30. Акула |
3. Лисица | 31. Рысь |
4. Заяц | 32. Слон |
5. Тигр | 33. Божья коровка |
6. Корова | 34. Сова |
7. Верблюд | 35. Горох |
8. Гуси | 36. Пшеница |
9. Куры | 37. Овес |
10. Страусы | 38. Овес |
11. Мамонты | 39. Кукуруза |
12. Кедровка | 40. Уж |
13. Лебеди | 41. Гадюка |
14. Таракан | 42. Лягушка |
15. Крыса | 43. Червь |
16. Сосна | 44. Лиственница |
17. Дуб | 45. Рис |
18. Ель | 46. Волк |
19. Береза | 47. Крокодил |
20. Морковь | 48. Папоротник |
21. Свекла | 49. Моллюск |
22. Картофель | 50. Коралловый риф |
23. Подсолнечник | 51. Сокол |
24. Помидор | 52. Орел |
25. Лук | 53. Пчела |
26. Капуста | 54. Лосось |
27. Комар | 55. Кувшинка |
28. Осетр | 56. Куница |