Системная нумерация подвижного состава

Новая система восьмизначной нумерации вагонов была введена в 19S5 г. Она обладает достаточной емкостью на

длительный период, имеет защитный код и соответствует условиям использования при решении эксплуатационных и

многих других задач с помощью ЭВМ. Значительно полнее, чем ранее, в номере вагона отражены такие важные его

характеристики, как длина, масса тары, грузоподъемность. Всего выделено более 180 типов грузовых вагонов, в том числе

более 60 типов транспортеров. В каждом роде подвижного состава типы вагонов сгруппированы по объединяющим их

признакам. Как правило, внутри группы вагоны «расставлены» по длине, т.е. для типов вагонов, имеющих большую длину,

установлены большая по значимости нумерация. Внутри групп предусмотрена резервная емкость, которая будет

использована в будущем для перспективных вагонов или при увеличении числа вагонов данного типа, так, первая цифра

означает род вагона: 2-крытые грузовые вагоны; 4-платформы; 6-полувагоны; 7-цистерны; 8-изотермнческие; Зп9-прочне

вагоны (специальные и другие); 5-вагоны-собственность других министерств; 0-пассажиркие вагоны; 1-локомотивы,

путевые машины, краны и другие механизмы на железнодорожном ходу. Вторая цифра для всех видов вагонов, кроме

прочих, номер которых начинается с 3, кодирует осность: цифры 0-8 означают четырехосные, 9-восьмиосные вагоны. Все

шестпосные вагоны и транспортеры отнесены к прочим вагонам (у шестиосных вагонов вторая цифра номера -6, у

транспортеров-9). Кроме осности, вторая цифра определяет для крытых вагонов объем кузова, для платформ -длину рамы,

для 4-осных полувагонов - наличие люков в полу и торцевых дверей, для цистерн - специализацию, для рефрижераторных

-типы. Третий знак номера содержит дополнительную характеристику: для восьмиосных полувагонов - наличие люков в

полу и торцевых дверей, для прочих вагонов и цистерн - род перевозимого груза, для рефрижераторных вагонов и

ледников - особенности инструкции. Четвертый, пятый и шестой знаки (дополнительные характеристики) в номере

вагона характеристики не содержат. Цифра 9 в седьмом знаке номера является признаком наличия у вагона сквозной

переходной площадки. Восьмая цифра в инвентарном номере вагона является контрольной. Она позволяет определить

правильность нанесения номера на вагон и правильность написания его в перевозочных документах; с ее помощью

проверяют правильность передачи.

Порядок определения контрольного знака в номере вагона. Первые семь цифр номера грузового вагона умножаются на

весовой ряд2121212, при этом каждая нечетная цифра номера вагона, считая справа, умножается на 2, а четная- на 1.

Затем выполняется поразрядное сложение полученных произведений и определяется цифра, дополняющая полученную

сумму до ближайшего числа, кратного 10.

Пример. Номер вагона 6284772. Определим контрольную цифру. Для этого умножим цифры номера вагона на весовой

ряд: 6284772

*

1221641474 Поразрядная сумма 1+2^2тЦ-б+44-4т 1+4-1-7-4=32. Дополняющее ло 40 число 8 и будет контрольной восьмой цифрой. Весь номер с контрольной цифрой будет6284772S.

На пассажирские вагоны также наносится номер из восьми знаков: первый знак характеризует принадлежность вагона пассажирскому парку (для пассажирских вагонов-0); второй и третий знаки определяют шифр дороги приписки; четвертый знак- группу типов пассажирских вагонов (0-мягкпй и мягко-жесткий); I - купейный; 2 -жесткий открытый; 3-е креслами местами для сидении; 4- почтовый и банковский; 5- багажный и почтово-багажный; 6 -ресторан; 7 -служебно-технпческпй;8 - специальный вагон других министерств и ведомств; 9 - резерв; пятый, шестой и седьмой знаки составляют порядковый номер вагона; восьмой знак-знак кодовой защиты. Например:

Система нумерации вагонов грузового парка железных дорог колеи 1520 мм

1-я цифра-род вагона 2-и цифра - осность и основная характеристика вагона 3- и цифра-дополнительная характеристика вагона 4-я цифр а 5-я и 6-яцифры 7-я цифра (0-S без торм. плош., 9-е торм. плош.) Масса тары, т Условна и длина тина вагона
                  10.  
Крытый 2 0 0-05 4-х осн. объем кузова менее 120 куб.м. 0-9 Характеристики не содержит 0-9 0-9 0-8 9 22,7 24,2 1,05 1,10 200 201
1-3 4-х осн. объем кузова 120 куб.м 0-9 Характеристики не содержит 0-9 0-9 0-8 9 23,0 1,05  
4-7 6-7 4-х осн. объем кузова 120 куб.м. сушир. двери. проемом 0-9 Характеристики не содержит 0-9 0-9 0-8 9 24,0 26,0 1,05 1,10 206 207 ■

Примечание: Во всех вилах оперативного и статистического учета из группы «прочих», в том числе, выделяются вагоны в следующих отрезках

нумерации:

Цементовозы 9300000-9399998, 9710000-9799998

Окатышевозы 9100000-9109998, 9120000-9149998

Зерновозы

ФмтннгоЕше платформы Мннералшоэы


9500000-9599998 9400000-9499998 9010000-9069998

КОДЫ Железнодорожных администраций государств СНГ и Балтии для маркировки контейнеров


  код В 1С Государство Код адмнн.   Коды страны !
Букв.     Цифр.!
AZDU   Азербайджан   AZ      
    Армения   AR      
BCDU   Белоруссия   BY(BLR)      
GERU   Грузин   GE      
KTZU . 4 Казахстан   KZ      

На железных дорогах СНГ и стран Балтии существует ряд методов проверки достоверности информации. Метод контрольных чисел устанавливает защиту кода объекта. Пусть а,, а2,...а;, а„ - некоторая цифровая последовательность. Цифра а,1+| является контрольной для этой последовательности, если для нее выполняется условие

]Г Z,a, =0(modiQ;/ = l,2,...,H;

/=i

0<Zl<K;Z„.i=l где Zj - весовой ряд; К - модуль, Для зашиты кодов станций широко используется метод с модулем К=И. весовой ряд имеет вил Z,=l,2,3,4,5,6,7,8,9,10,1,2,... В том случае, если контрольное число получается двузначным, например а„-Е =10, весовой ряд сдвигают на две позиции. Он принимает вид 3,4,5,6,7,8,9,10,1,2,3,4,...., и расчеты повторяются. Если контрольное число вновь окажется равным 1, то ему присваивается значение 0. Защитный знак определяется как остаток числа от деления суммы поразрядных произведений весового ряда и цифр номера станции на модуль К.

Для пограничных и некоторых портовых станции кроме основного кода выделены дополнительные номера. Например, вагоны назначением станция Брест-Центральный имеют разметку 1300, а вагоны на ту же станцию, но с экспортным грузом в Германию -!305, в Польшу - 1306. Страны СНГ и Балтии кодируются двухзначными номерами: Россия - 20. Белоруссия - 21, Украина - 22, Узбекистан - 29 и т.д. Код поезда четырехзначный. Кроме того, грузовому поезд;, присваивается индекс, состоящий из десяти цифр. Первые четыре цифры - код станции формирования в соответствии <. ЕСР, последующие две - порядковый номер состава со станции отправления, последние четыре - код станции назначения Порядковые номера по направлениям со станции формирования начинаются с 01 и заканчиваются 99. после этог< нумерация устанавливается опять с 01. На каждый сформированный поезд станция составляет натурный лист формы ДУ - 1, являющийся осковньг технологическим документом, используемым для организации обработки вагонопотоков на станциях. Для обработки натурных листов на ЭВМ в формеДУ-1 предусмотрены данные в виде цифрового пли алфавитно цифрового кода. Число знаков в каждой графе должно соответствовать заданному числу нулей.

Номер поезда в натурном листе заполняется в соответствии с тем номером, который указан в журнале движенл поездов формы ДУ-3. если в поезде имеются вагоны со взрывчатыми веществами, то к номеру поезда добавляться букв ВМ (2001 ВМ), для тяжеловесных поездов - буква Т, длинно-составных - Д, соединенных - СП и т.д. В графе «Станин формирования» указывается название станции и первые 4 знака кода станции по единой сетевой разметке.

Пшнпт характеристика вагонов: 1)68700715-полувагон, 4-осн. С глухим кроном, Bin тормозной площадки, масса тары. м=Д!.1;усл.длина: 1.00; jVimma вагона-608; 2)37425410 - прочий а/г, 4-осн. Служеоно-техпнчйский вагон рсф-х поездов и сскииЙ не для перевозки грузов, 5-ааг. Секций 2Б-5 построй ГДР. без тормозной планки; тара 69,0; усл. Длина:!,29;з\»тнпа-374. 3)22,4149(19-крытый. 4-х осн.,объём кузова 120 куб.м; с тормозной планкой, тара-23,0;.№ типа-204.

К кодируемым объектам железнодорожного транспорта относятся: станции, диспетчерские участки, отделепи, дороги, страны, грузы, грузоотправители, грузополучатели, вагоны, контейнеры и т.д. На сети железных доро станции кодируются в системе единой сетевой разметки (ЕСР) цифровыми кодами, используемыми npi оформлении перевозочных документов в различных автоматизированных системах управления. Перевозимы грузы кодируются пятизначными, а грузоотправителя и грузополучатели-четырехзначными номерами.

Для кодирования станций вся сеть железных дорог разбита на 99 районов. Сетевые районы сгруппированы так. что каждый из них расположен в пределах одной дороги. В каждый район входит крупная опорная станция (обычно сортировочная или большая участковая) и не более 99 станций, открытых для грузовых операций. Нумерация районов возрастает с запада на восток. Первый район расположен на Кольском полуострове, в Карелии, с опорной станцией Петрозаводск, последний район 99-П - на острове Сахалин. Шестизначный код станции составляется следующим образом: первые две.цифры"означают номер сетевого района, вторые две ~ номер станции внутри района, пятая с правой стороны несет информацию о том, открыта или закрыта она для выполнения грузовых операций. Если открыта, то пятый знак 0. Шестой знак, дополнительный, считается защитным (кодовой защитой), позволяющим обнаружить ошибки при передач-. информации. Много ошибок выражается в искажении одной цифры, потере или приписке лишней цифры, перестановка цифр в коде и т.д. Защитный знак, определяется методом, контрольных чисел. 1302-служебная фраза; 13024 -информационная фраза

Полнил характеристика епшшш Брест-Восточнын

13020 4

'РОТ
Порядковый номер в сетевом районе

Контрольная цпфра(проверить)



Перечислите основные функции АСОУП (автоматизированная система оперативного управления перевозками). Изложите динамическую модель перевозочного процесса. Дайте общую характеристику комплекса задачи оперативного автоматизированного управления перевозочным процессом. Опишите обработку натурных листов с помощью с ЭВМ. Выделите форматный и логический контроль достоверности, информации в служебных и информационных фразах ТГНЛ (телеграммы натурного листа грузового поезда).

Автоматизированная Система Оперативного Управления Перевозками (АСОУП) предназначена для: организации управления перевозочным процессом; формирования статистической отчетности;

номерного слежения за парком вагонов и контейнеров; оперативного поиска вагонов и контейнеров.

Общесистемные средства АСОУП обеспечивают выполнение следующих функций:

управления вычислительным процессом (СУВП); обработки информационных сообщений о составах поездов и операций с

ними (ОСП); ведения системного журнала АСОУП (СЖ); ведения поездной модели дороги (ПМД); ведения вагонной

модели дороги (ВМД); ведения контейнерной модели дороги (КМД); системного администрирования (СА).

Прикладное программное обеспечение АСОУП обеспечивают выполнение следующих функций:

формирования сообщений АСОУП; учета перехода поездов, вагонов и контейнеров через стыковые станции дорог и

отделений (УПВ); взаимодействия с АСОУП на соседних дорогах (СВД); выдачи технологических документов на поезда

для станций, не оборудованных АСУСС и ОСТЦ, диспетчерскому аппарату отделений и управления дороги (ВТД);

контроля за соблюдением плана формирования (КПФ); прогноза прибытия грузов на станции назначения (ППГ); слежения

за специальным подвижным составом (СЛЕЖ); оперативного контроля погрузки и выгрузки вагонов (ОКПВ);

взаимодействия АСОУП с АРМами уровня станций, отделения, дороги (СВА); обработки передаточных поездных

ведомостей (ОППВ); ведения банка данных инвентарного парка вагонов железных дорог и вагонов, принадлежащих

предприятиям и другим организациям (АБД ПВ); определения собственника вагона (СОСВАГ);

включения в банк данных технических характеристик и районов курсирования вагонов собственности предприятий по

результатам перерегистрации и программ контроля соблюдения районов курсирования (АБСВ);

автоматизированного банка данных инвентарного парка контейнеров (АБДПКД); автоматизированного слежения за

нахождением на полигоне дороги груженых и порожних вагонов собственности других государств ("чужих" вагонов)

(АСЧВ); контроля за соблюдением веса и длины поездов (КВД); межмашинного обмена поездной информацией с ИВЦ

соседних дорог и государств (ММО); слежения за рефрижераторным подвижным составом (РЕ);

суточного доклада о работе дороги (СУТДОК); информационно-справочной системы для грузополучателей (ИССГ);

контроля за дислокацией подвижного состава (пономерной розыск вагонов на БелЖД) (КДПС);

контроля и учета наличия вагонов-окатышевозов на сети железных дорог(ОКАТД);

автоматизации выдачи отчетов о выполнении вагонопотоков по плану формирования (ДО-17);

оперативного учета коммерческих неисправностей (ОУКН); анализа графика исполненного движения поездов (КГД);

поиска вагонов по инвентарному номеру на сети дорог СПГ и Балтии (ПОИСК);

автоматизированной системы учета перехода грузов, контейнеров, вагонов и поездов через межгосударственные стыковые

пункты (СПВ); автоматизированная система контроля договорных перевозок (АСКДП); ведения архивной модели

вагонов, контейнеров и отправок, находившихся на БелЖД (АРХИВ);

взаиморасчетов за пользование вагонами (проверка расчетов ГВЦ МПС РФ) (РАСЧЕТ);

информационной - справочной системы определения собственника контейнера (СОСКОН).

Динамическая модель поездного положения
Динамическая модель поездного положения отражает местоположение поездных единиц на путевом развитии
железнодорожного полигона в реальном масштабе времени. Исходя, из специфических целей и задач диспетчерского
управлении поездопотоками отслеживания перемещения поездов ведется по каждому блок участку перегона.
станционному пути, входным и выходным участком станций на основании сигналов, передаваемых по каналам
телесигнализации системы диспетчерского контроля. (ДК). Непрерывное отслеживание динамики поездного положения с
первоначальным однократным вводом информации о вновь появившемся на полигоне поезде обеспечивает
автоматическую идентификацию в любой момент времени. Принцип слежения та передислокацией поездов основан на
выявлении изменений состояний элементов путевого развития (занятости и свободности) при очередном съеме
информации с ДК. При возникновении новой занятости или освобождении блок - участка, пути или горловины станции в
динамической модели производится модификация характеристик элемента мнемосхемы, отображающего данный элемент
путевого развития. Программа ведения динамической модели в каждом цикле опроса о состоянии контролируемых ДК
элементов путевого развития производит обмен значениями полей состояний элементов мнемосхемы. Перед новым
опросом их значений одинаковы и соответствуют состоянию элементов полигона..

Процесс продвижения поездов по контролируемому полигону протоколируется в массиве общих сведений. Запись.по каждому идентифицированному поезду состоит из его номера и индекса, особых отметок, номеров элементов местонахождения поезда, направление его движения. ГИДИ представляется в виде расписания проследования поезда станций и стыковых пунктов. Расписание исполненного движения используется для расчета показателей эксплуатационной работы полигона, оперативного анализа выполнения ГДП, а также для передачи в АСОУП сведений о дислокации поездов.

Функциональный состав АСОУП ориентирован, прежде всего, на информационное обслуживание оперативных работников станций, отделений железных дорог, оперативно-распорядительных отделов служб перевозок, руководящих работников дорог.

Комплекс «Учет перехода поездов, вагонов и контейнеров через стыковые пункты дорог и отделений» предназначен для оперативного учета перехода поездов, вагонов и контейнеров через междудорожные и межотделенческие стыковые пункты, прогноза подхода поездов и вагонов к стыковым пунктам решения аналитических задач, связанных с переходом поездов стыковые пункты.

Комплекс «Контроль за соблюдением плана формирования» (КПФ) обеспечивает оперативное выявление нарушений

плана формирования,, допускаемых станциями формирования и прицепки групп вагонов (с учетом нарушении,

разрешенных на конкретный период), и накопление данных о нарушениях плана формирования по пунктам приема

поездов с других дорог. Комплекс «Контроль за соблюдением норм массы и поездов» (КВД) включает в себя оперативное

выявление неполновесности и неполносоставностн поездов, формируемых на.станциях, являющихся пунктами перелома

установленных норм массы и длины поезда, накопление данных о нарушениях этих показателен по станциям

формирования и пунктам приема поездов с других дорог. Комплекс «Прогноз прибытия грузов на станции назначения и

грузополучателям» (ППГ) включает в себя предварительное и точное информирование станций и грузополучателей о

подходе вагонов под выгрузку. Предварительное информирование предполагает полную переориентацию бюро

информирования грузополучателей на получение данных из дорожного информационно-вычислительного центра. Точное

информирование проводится после включения вагона в поезд, который доставит его на станцию выгрузки, или по

проследованию этим поездом заданной станции приближения.

Комплекс «Выдача'технологических документов на поезда для работников станции, отделений и управления дороги»

(ВТД) предусматривает обеспечение основных потребностей станций, отделений и управлений дороги в технологических

(рабочих) документах на отдельные поезда (итоговая часть натурного листа, справка для заполнения маршрута машиниста,

справка о поезде для ДНЦ, размеченная ТГНЛ, и т. д.). Технологические документы выдаются как по запросу, так и в

регламенте, т. е. по идицнативе ЭВМ (по совершении некоторых событий с поездом, заданных а специальном массиве

нормативно-справочной информации).

Камппекс «Слежение за специализированным подвижным составом» (СЛЕЖ) предусматривает пономерное слежение за

специальным подвижным составом и выделенными родами грузов, выделение специализированного подвижного состава

(без пономерного слежения) по заданию, пономерное выделение отдельных единиц подвижного состава.

Комплекс «Оперативный контроль за наличием, состоянием и дислокацией локомотивов грузового даю/сения» (ОКДЛ-П)

включает ведение информационной локомотивной модели дороги, оперативный контроль наличия локомотивов, их

состояния и местонахождения (депо, станция, участск между выделенными станциями, участок обращения и дорога в

целом). Он обеспечивает возможность запроса информации по отдельным локомотивам. В справках по локомотивам,

находящимся в ремонте, указывается прогнозное время окончания ремонта.

Компчекс «Оперативный контроль своевременной постановки локомотивов на ТО-2, расчет суточного тана постановки

локомотивов на текущие ремонты, ТО-3 и слеэюение за этими локомотивами» (ОКДЛ-Р) предусматривает формирование

списка локомотивов-кандидатов на техническое обслуживание (ТО) и текущие ремонты.

Комплекс «Оперативный пономерной контроль погрузки-выгрузки вагонов, включая распределение порожних вагонов по

типам и категориям годности» (ОКПВ) включает в себя ведение пономерной информационной модели погрузки и

выгрузки вагонов станциями дороги, учет грузовой работы станций и отделений дороги с подготовкой суточных

оперативных отчетов, оперативный контроль хода грузовой работы (с начала суток по шестичасовым интервалам

времени).

Комплекс «Автоматизированное ведение поездного положения, включая учет поездов, временно оставленных без

локомотива» (КПП) предусматривает подготовку схемы поездного положения и справок о поездном положении на

станциях, участках между выделенными станциями, диспетчерских участках, в отделениях дорог, на участках дорожного

диспетчера (пономерлых, итоговых и накопительных), а таюке по наличию поездов с учетом заданных параметров

запросов (направление следования, заданная станция формирования, назначения или совершения операций).

Решение комтекса задач «Контроль за работой замкнутых кольцевых маршрутов» (УРЗМ) обеспечивает контроль за

кольиевыми маршрутами, дислокацией на своей и других дорогах маршрутов, приписанных к дороге.

Комплекс «Контроль за погрузкой и продвижением маршрутов» (СЛЕЖ-М) предусматривает подготовку данных об

отпровденпп и проследовании отправительских и ступенчатых маршрутов по станциям дороги за отчетные сутки, а при

необходимости и за отдельные периоды суток для последующего анализа работниками службы перевозок.

В АСОУП используются следующие сообщения-запросы выходных документов.

1. Запрос документов по территориальным объектам дороги (сообщение 212).

Сообщение-запрос 212 служит для получения из ЭВМ итоговых документов, содержащих фактическую или прогнозную

информацию о работе подразделений железнодорожного транспорта, например, справок о переходе поездов, вагонов и

контейнеров по стыковым пунктам, справок о грузовой работе станций, отделений, дороги в целом и т.д.

Общая структура запроса 212:

0212 КОС/КОП КОБ П1 П2 ПЗ: КДФ П4 П5 Пб П7 П8:)

КОС - код подразделения отправителя сообщения (станции, отделения, управления дороги);

КОП-личный код оператора пли другого работника, сделавшего запрос;

КОБ-код территориального объекта, по которому запрашивается информация (станция, депо, отделение, дорога, участок.

направление);

КФД- код формы документа;

П1-П8 -дополнительные параметры запроса.

Конкретный порядок заполнения реквизитов запроса определяется в специальных инструкциях на отдельные комплексы

задач АСОУП.

Программа работы входной информации обеспечивают выявление ошибок и передачу запроса на исправление

оператору. Для этой цели предусматривается форматный н логический контроль сообщений. Форматный контроль

проверяет соответствие формы принятого сообщения его структуре (макету). Логический контроль позволяет

выявить ошибки, если в переданном сообщении значение реквизита не соответствует установленным пределам,

если данные не соответствуют нормативно-справочной информации заложенной в ЭВМ, если обнаружен

несоответствие между полями и блоками сообщений. При вводе данных о вагоне проверяется соответствие

вводимой информации имеющимся в ЭВМ данным о состоянии вагона. Сообщения с ошибками не принимаются

ЭВМ. Об этом оператор получает сообщение от ЭВМ с указанием кода ошибки и места.

Назовите основные средства и методы автоматизации технологических процессов на станции. Изложит основные принципы построения и функционирования АСУСС. Опишите натурный лист грузового поезд: приведите значения каждой позиции в ТГНЛ. Интерпретируйте правила заполнения, и передачи данны натурного листа грузового поезда.

АСУ СС является частью системы управления железнодорожным транспортом.

АСУ СС должны обеспечивать выполнение следующих функций:

• сбор и обработка оперативных сообщений о составах поездов, характеристиках вагонов и перевозимых грузов, об операциях, выполняемых с поездами, вагонами и грузами;

• обеспечение контроля полноты и достоверности информации, поступающей и передаваемой со станции;

• формирование и ведение на основе оперативной информации динамической модели текущего состояния парков станции;

• решение на основе данных динамической модели комплекса прикладных задач управления.

В функциональный состав комплекса прикладных задач входят: обработка информации о прибывшем в расформирование поезде, о формируемом поезде; информационно-справочная система; анализ, учет и отчетность о работе станции; планирование работы станции; взаимодействие с ГВЦ.

Обработка информации о прибывшем в расформирование поезде заключается в получении телеграммы-натурного листа (сообщение 902) из ГВЦ дороги, корректировки ТГНЛ по результатам натурной проверки прибывшего состава, разметке ТГНЛ по назначениям и путям сортировочного парка, составлении сортировочного листка.

На формируемый поезд составляется накопительная ведомость и заготавливается натурный лист, корректируемый затем по результатам проверки выставленного в парк отправления состава. В комплект документов, выдаваемый АСУ СС на каждый сформированный состав, кроме натурного листа входят: справка для заполнения маршрута машиниста, итоговая часть натурного листа, справка для поездного диспетчера и предупреждение.

Информационно-справочная система АСУ СС включает в себя: расчет и выдачу информации о состоянии путей парков станции, сведений о вагонах на путях станции, данных о грузах, требующих охраны, о наличии и подходе вагонов с местным грузом и т. д.

Планирование работы станции предусматривает составление планов поездной и маневровой работы на нескольких часов, выработку рекомендаций по оптимальной очередности расформирования составов и формированию поездов повышенной транзитное™.

Работа АСУ СС построена на основе вагонной модели. Она представляет собой базу данных, охватывающую все пути и парки станции, в которой ведется пономерной учет вагонов, содержатся данные о каждом вагоне. Вагонная модель динамически корректируется в процессе работы станции (при перестановках и роспуске вагонов, отправлении и приеме поездов, погрузке-выгрузке вагонов). На базе вагонной модели формируются:

• справки о поездах на путях парков;

• сортировочный листок на роспуск состава;

• накопительная ведомость (предварительный план накопления на сортировочных путях);

• перечень вагонов, находящихся на любом пути любого парка с указанием реквизитов в объеме ТГНЛ;

■ различные справки о длине составов, их весе, родах вагонов, наличии грузов;

■ натурные листы на отправляемые поезда и справки машинисту;

■ отчетные данные за любой промежуток времени о работе станции.

В вагонной модели предусмотрена имитация роспуска составов с горки. Т.е. она позволяет виртуально роспускать находящиеся н парке приема пли на подходе к станции поезда с целью оптимизации очередности их осмотра в парке и роспуска.

В процессе работы АСУ СС осуществляет непрерывный обмен информацией с ГВЦ. АСУ СС принимает информацию с> составах поездив (с 902 -модифицированный НЛ поезда), времени нахождения па дороге'"чужих" вагонов (с 102). информацию с локомотивах (с 1042), картотечные данные о вагонах в поездах (с 204). В ГВЦ передаются сообщения о отправлении (с 200), прибытии (с 201) и проследовании (с 202) поезда по станции, расформировании поезда (с 203), ТГНЛ поезда (с 902), сообщения о переводе вагона в нерабочий парк (1353) и о приеме вагона из ремонта(1354).

1.1. Натурный лист грузового поезда формы ДУ-I*, далее натурный лист (Приложение 1)-основной технологический документ, используемый для организации процесса обработки вагонопотоков на станциях железных дорог. Он является первоисточником для учета наличия вагонов на железнодорожных станциях (далее станциях), перехода поездов, вагонов и контейнеров с одной железной дороги (далее дороги) или отделения железной дороги на другие, создания вагонной модели, а также заполнения соответствующих разделов маршрута машиниста о массе, составе и условной длине поезда. Натурный лист предназначен также для передачи информации о прибытии и отправлении поездов, о подходе поездов и грузов с целью оперативного планирования поездной и грузовой работы на станциях и участках, для розыска вагонов.

1.1.1.Натурный лист является машпноориентированным документом, подготавливаемом в автоматизированном режиме на основании данных, передаваемых в ЭВМ в виде сообщения 02-телеграммы-натурного листа грузового поезда (ТГНЛ). На станции ТГНЛ подготавливается в технологическом центре по обработке поездной информации и перевозочных документов и передаётся в ЭВМ того вычислительного центра (далее ВЦ), к которому прикреплена станция в соответствии с технологией передачи информации, принятой на дороге. Подготовка натурных листов ручным способом допускается в случаях, установленных внутренними правилами ж.д. администрации.

3.1.1.Структурно натурный лист состоит из трёх разделов-сведений о поезде в целом, сведений о вагонах, итоговых данных. Телеграмма-натурный лист состоит из сведении о поезде в целом и сведений о вагонах. Структура ТГНЛ и особенности её подготовки приведены в Приложении 3.

1.1.3. Для возможности обработки данных, предусмотренных формой ДУ-1, на электронно-вычислительных машинах данные в натурных листах и телеграмм ax-натурных листах приводятся в виде цифрового или алфавитно-цифрового кода. Количество знаков в каждой графе фиксировано и должно быть равно числу нулей, указанных в заголовках граф натурного листа, или количеству знаков ТГНЛ поезда.

1.1.4. Натурный лист, составленный на станции формирования, должен следовать с поездом до станции его назначения или формирования..

1.3. На станции формирования поезда его натурный лист должен быть подготовлен не менее чем в трёх экземплярах.

Первый экземпляр вкладывается в пакет с перевозочными документами и следует до станции назначения (расформирования), второй - вручается машинисту поездного локомотива, третий- остаётся в делах станции и используется для учёта и обработки информации.

1.4. Натурный лист на сформированный и готовый к отправлению поезд подписывает ответственное должностное лицо- дежурный по станции, по парку отправления или оператор технологического центра по обработке поездной информации и перевозочных документов. Подпись и фамилия ответственного лица должны быть разборчивы и заверены штемпелем станции составления натурного листа.

1.5. Сведения о всех изменениях в составе поезда как в пути следования, так и перед отправлением поезда со станции формирования должны быть отражены в натурном листе. В ЭВМ эти данные передаются по установленной на дороге технологической схеме обработки информации о поездах.

В ТГНЛ по каждому поезду указываются: станция формирования и расформирования поезда, порядковый номер состава для данного направления или назначения, направление списывания вагонов в составе (с головы или хвоста), дата и время отправления поезда со станции формирования, условная длина и масса брутто состава, код наиболее опасного груза в составе, признак наличия вагонов с живностью. Если это маршрутная перевозка, то указывается вид маршрута: ступенчатый, отправительский, кольцевой. Сведения о каждом вагоне начинаются с порядкового номера, что позволяет определить не только общее количество вагонов в составе, но и в каком именно месте расположен требуемый вагон. По каждому вагону в натурном листе указывается: инвентарный номер вагона, отметка о наличии роликовых подшипниках на вагоне, вес и код груза в вагоне, код станции назначения, код получателя, признак того, что вагон относится нерабочему парку, арендован, необходимость охраны, наличие в вагоне проводника, разрядного или негабаритного груза, степень негабаритности, признак запрещения или ограничения роспуска с сортировочной горки, величина ограничения скорости следования вагона, количество пломб на вагоне, предельный срок-доставки грузов, код станции перехода межгосударственного стыка, масса тары вагона (для отдельных видов вагонов), инвентарный номер рефрижераторной секции. Если в вагоне следуют контейнеры, указывается их количество.

Большая часть информации сосредоточена в двух реквизитах - инвентарном номере вагона и коде станции назначения. По первому реквизиту можно определить учетный род и тип вагона, его массу тары и условную длину, количество осей, в некоторых случаях, что данный вагон следует "как груз на своих осях"; второй реквизит позволяет определить стыковой межгосударственный пункт перехода и дорогу назначения. Обработка ТГНЛ заключается з том, что ЭВМ проставляет недостающие сведения о каждом вагоне и о поезде в целом, рассчитывает итоговые данные по поезду, осуществляет форматный и логический контроль. Итоговые сведения о поезде не хранятся в памяти ЭВМ, а рассчитываются на момент запроса. Различные коды - прикрытия, негабаритности, живности и т.п, проставляемые в целом по поезду определяются исходя из анализа группы реквизитов "Особые отметки" и '"Примечание".

НАТУРНЫЙ ЛИСТ ГРУЗОВОГО ПОЕЗДА №............ 0000

Форма ДУ-1

. Станция формирования № состава | Станция назначения
  00(0)  
Голова 1 Хвост число месяц часы мину ты Услов пая длина Масса брутто Код прикрытия Индекс негабарнтн ости живность м^гипрут
                     
                     
  № вагона Код собственника Масса груза в тоннах Стани И Я назна ченпя вагон ов Код груза Код получателя Особые отметки Кол-во ЗПУ (пломб) Количеств о контейнер ов выходная погранмч нал станция. • -г Тара вагона  
№ п-п 1-пзн.-марш. нераб.парк, 2 311.-код прикрытия. 3 зн.-негаб. жив. ДБ.НГ 1,2 зн.- гружйных. 3,4 зн.-порожнпх примечани е
00(0)       00000 0                
                         
                         
                                         

Дайте представление о автоматизации основных технологических процессов на станции. Назовите основные средства методы автоматизации технологических процессов на станции. Обоснуйте значение особых отметок ТГНЛ. Смоделирунт особые отметки ТГНЛ следующим образом: в грузовом поезде следуют 2 вагона нерабочего парка, пропуск 3 вагонов чере горку запрещен, 1 вагон следует с людьми, два вагона содержат по 2 пломбы.

После прибытия поезда на станцию назначения поездные документы поступают в станционный технологический центр (СТЦ) обработки поездной информации и перевозочных документов, а документы на вагоны и грузы местного назначения - в товарную контору. На основании документов о грузовых перевозках формируют и передают в ГВЦ информационные сообщения двух видов, каждое из которых состоит из служебной и информационной фраз. Служебная фраза содержит сведения о пачке документов (наряде) в целом, а информационная - о данных каждого документа. Число информационных фраз в сообщении не должно превышать 250.

Служебная фраза имеет позиционную структуру, начинается служебным символом начала сообщения и отделяется от информационных фраз разделителем.

Информационные фразы построены по позицпонно-координатной структуре и разделены между собой специальным символом. В каждой фразе позиционная часть отделена от координатной служебным символом. Поля в позиционной части имеют переменное значение, а каждый реквизит координатной части определяется своей координатой, которую записывают перед значением реквизита и отделяют от него пробелом. Сообщения отделяют друг от друга символом конца сообщения.

Основной задачей учета погрузки и отправления грузов являются наблюдение и контроль за выполнением плана погрузки грузов. Данные учета используют для оперативного управления перевозочным процессом. Оперативный учет ведется ежесуточно на станциях отправления и позволяет контролировать выполнение оперативного плана перевозок, а также обеспечивать равномерную работу железнодорожных станции.

Единицей учета в статистике погрузки грузов является один погруженный вагон и одна погруженная тонна. В ГВЦ на основе этих сообщений, помимо статистической, получают следующие основные формы оперативной отчетности о погрузке грузов:

отчет ГО-1 о грузовой работе, который содержит показатели о погрузке вагонов по типам вагона, по станции, отделению, дороге и составляется за сутки, декаду и месяц;

отчет формы ГО-2 о породовой погрузке включает показатели о погрузке груза в вагоны и о количестве тонн по родам грузов, станции, отделению и дороге. Разрабатывается за сутки, декаду, месяц и контролирует выполнение по каждому роду груза месячного плана погрузки грузов;

отчет формы ГО-3 о погрузке по дорогам назначения содержит показатели о погрузке грузов в вагонах и отдельно полувагонах по дорогам назначения, станции, отделению и дороге погрузки. Составляется за сутки, пять дней, декаду и месяц.

Кроме указанных форм оперативной отчетности, сведения о погрузке грузов используют при составлении отчетов о приеме, погрузке и наличии груженых вагонов, о выполнении вагонопотоков по назначениям плана формирования поездов и др. На крупной грузовой станции формируют мощные информационные потоки, связанные с планированием ее работы и управлением технологическими процессами. Они сопровождаются передачей перевозочных документов. Кроме до куме нто потоков, двусторонние информационные связи по передаче команд управления исполнителям и выполнению этих команд (обратная связь) осуществляются с помощью устройств внутрпстанционной связи. Мощность документопотоков на крупных грузовых станциях может достигать до 1000 и более комплектов в сутки.

Внешние информационные потоки грузовой станции обусловлены ее взаимодействием с другими подразделениями железных дорог. Входящие потоки информации образуют поступающие с поездами и грузами перевозочные документы и натурные листы, планы работы и приказы-задания, текущую информацию, передаваемую по каналам связи. Выходящие потоки информации включают перевозочные документы, натурные листы, доклады о состоянии станции, выполнении планов работы и приказов-заданий, а также другие сведения, которые с позиций теории управления можно рассматривать как реализацию обратных связей и результат реакции системы управления на воздействие внешней среды. Мощность внешних информационных потоков на крупных грузовых станциях весьма значительна, она достигает многих тысяч входящих и исходящих документов, сотен тысяч единиц информации, передаваемой по каналам связи в течение суток.

В рамках информационно-справочной системы решаются следующие задачи:

учёт наличия грузов по тарифной номенклатуре, получателям, назначениям (в том числе назначениям плана формирования), их адресам в зоне хранения с указанием секции, ячеек стеллажей, подштабельных мест и т. д.;

номерной учет наличия вагонов с грузами и без грузов на погрузочно-азгрузочных и выставочных путях комплекса, ожидающих выгрузки, погруз-п или находящихся в процессе выполнения грузовых операций или с закон-енными грузовыми операциями с указанием" точного места их расположения;

составление оперативных отчетов по грузовой работе форм ГД, ДО;

определение сборов за хранение грузов;

составление вагонных листов.

Дайте представление о автоматизации основных технологических процессов па станции. Назовите основные средства и методы автоматизации технологических процессов на станции. Обоснуйте значение особых отметок ТГНЛ. Смоделируйте особые отметки ТГНЛ следующим образом: в грузовом поезде следуют 3 вагона нерабочего парка, 2 вагона со взрывчатыми материалами, 2 длпннобазных вагона, четыре вагона содержат по 2 пломбы.

По прибытию поезда с местным грузом под выгрузку и доставке пакета с перевозочными документами в технологический центр, оператор центра проверяет целостность и сохранность пакета по контрольному бланку ф. ДУ-Sl и принадлежность документов данному поезду. Одновременно со вскрытием пакета с документами оператор СТЦ даёт распоряжение приемосдатчику о проверке и разметке вагонов в прибывшем составе поезда, Приемосдатчик установленным маршрутом прохода следует к первому вагону прибывшего поезда, включает радиостанцию и докладывает оператору СТЦ о готовности к меловой разметке вагонов. Оператор технологического центра после вскрытия пакета с документами проводит сверку натурного листа с перевозочными документами. Проверка и меловая разметка вагонов осуществляется прнемосдатчиком совместно с оператором технологического центра по радиосвязи. Оператор СТЦ, руководствуясь натурным листом и перевозочными документами на прибывший поезд, сообщает по радиосвязи приемосдатчику номер вагона и конкретного получателя груза для нанесения меловой разметки на этот вагон. Одновременно приемосдатчик производит коммерческий осмотр данного вагона. Оператор технологического центра производит сверку документов с натурным листом по номерам вагонов и осуществляет разметку натурного листа. 2-й экземпляр натурного листа ДСПГ по колее 1520 мм запрашивает из ГРИЦ сообщением 213 через АРМ оператора и по телефону зк.д. АТС сверяет с оператором СТЦ номера вагонов и разметку. Произведя меловую разметку и коммерческий осмотр с одной стороны, приемосдатчик производит коммерческий осмотр состава со второй стороны. Оператор СТЦ докладывает по телефону станционному диспетчеру об окончании проверки, меловой разметки вагонов в прибывшем составе и разметке натурного листа.

Списывание и проверку вагонов в составах на отправление осуществляет приемосдатчик по распоряжению станционного диспетчера, передаваемого через оператора технологического центра. Получив распоряжение от оператора СТЦ на списывание вагонов в составе на отправление, приемосдатчик установленным маршрутом проходит к хвостовому вагону сформированного состава поезда, докладывает оператору СТЦ о готовности к списыванию вагонов. Списывание вагонов производится путём передачи по переносной радиостанции номеров вагонов, начиная с хвостового или головного вагона сформированного на отправление поезда.

Передача номеров вагонов из парка в помещение СТЦ осуществляется с одновременной проверкой прнемосдатчиком сформированного состава в коммерческом отношении. Приём номеров вагонов от приемосдатчика осуществляет оператор технологического центра по стационарной радиостанции, установленной в помещении СТЦ. Параллельно с приёмом по радиосвязи номеров вагонов оператор заполняет натурный лист на отправляемый поезд и производит подборку грузовых документов. После окончания списывания вагонов на отправление приемосдатчик производит коммерческий осмотр состава с другой стороны. Затем доставляет пакет с перевозочными документами машинисту отправляемого поезда. При доставке перевозочных документов на локомотив приемосдатчик производит одновременно и проверку списанного состава поезда, сопоставляя номера в натурном листе и на кузове вагона. При обнаружении расхождений номера вагона в натурном листе с номером на кузове вагона приемосдатчик извещает об этом оператора СТЦ, который немедленно принимает меры по устранению обнаруженных расхождений номеров.

Осмотр вагонов под погрузку производится параллельно с техническим осмотром, который выполняется бригадой в составе двух осмотрщиков-ремонтников пункта технического обслуживания вагонов (ПТО) и приемосдатчика. Цель осмотра: отбор порожних вагонов под погрузку различных категорий грузов - ценных, «МВТ», опасных грузов класса 1 и под другие грузы,

ДСЦС через ДСП информирует работников ПТО и приемосдатчика станции, под какой конкретный груз необходимо осматривать вагоны. Осмотр и разметка вагонов под погрузку в составе поезда производится совместно прнемосдатчиком, находящимся в парке, и оператором, находящимся в помещении СТЦ.

Приемосдатчик. при осмотре вагонов под погрузку по переносной радиостанции сообщает оператору технологического центра номер вагона и под какой груз он годен. Оператор СТЦ, получив по радиосвязи информацию о номере вагона и его состоянии, отмечает в натурном листе против переданного номера вагона, под какой груз он годен (ценный, МВТ, опасный груз класса № 1, негабаритный) или на основании информации, полученной от осмотрщика-ремонтника, требует ремонта (ППВ, 8 путь, ВЧД).

Одновременно с передачей по радиосвязи информации о вагоне оператору СТЦ, приемосдатчик производит меловую разметку на кузове вагона, например:

под ценный груз —«цен»; под опасный груз класса № 1 -«ХХХ»;в деповской ремонт-«ВЧД»; на пункт подготовки вагонов - «ППВ»; на ремонтный путь - «8, зав. ушка».

18 Дайте понятие об автоматизации отчетности станции. Приведите средства и методы автоматизации отчетности станции, основные формы отчетности. Дайте хара!стеристнку отчетным формам ГО-1, ГО-2, ГО-3. Спрогнозируйте результаты последствий при неправильном оформлении различных форм макетов работы станции.

вагон

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОТЧЕТНОСТИ: Вид макета:

вид операции
передачи

№ макета станция порядк. дата месяц часы, мин. погрузки формир. № макета


(: 241




25 10 17 26



01 62545734


ролики вес,Атонн станция наимен. код код

назначен, груза груза получателя






5602:)



передачи операции

Вид макета сообщения 242:

№ макета станция порядк. дата месяц часы, мин. вид

выгрузки формир. № макета ▲

(:242 13024 10 25

 

10 16 00


вагон

А

02 23482625



 
 

код

ролики вес.


тонн станция наимен. код

назначен, груза груза получателя





63 S4


5602:)


МАКЕТЫ ОТПРАВЛЕНИЕ

(:200 13010 4703 1301 39 1304 13175 01 OS I0 35OO/00 1

531 17070 1 09 00 1307 МЕДВЕДНИК:)

(:0497 ВЦ БЕЛ 9130103 01 08 11 42 001:

101 0000 200 001 000 13014-39+1304:)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: