Про мальчиков и девочек
Идеальная рекламная семья состоит из двух молодых родителей и двух детей с небольшой разницей в возрасте: очаровательной девочки и смешного мальчика. Предполагается, что перед нами типичная среднестатистическая семья. Чтобы опровергнуть это утверждение, необязательно даже заглядывать в демографические справочники. Ни для кого не секрет, что большинство семей в наше время ограничиваются одним ребенком, а возраст обзаведения потомством с каждым годом растет. Что касается половозрастных характеристик детей, то здесь напрашиваются нехитрые математические вычисления. Как известно, в любой популяции мальчиков рождается больше, чем девочек: в среднем мальчики составляют 0,51 от общего числа родившихся. Точный процент зависит от времени и места рождения. Так, в годы войны доля мальчиков растет, и почему это происходит, демографы пока не знают. Среди внебрачных детей доля мальчиков меньше, чем среди младенцев, рожденных в браке. Кроме того, мужские эмбрионы менее выносливы, так что «девочковые» беременности протекают благополучнее. По некоторым данным, на стадии оплодотворения будущие зародыши мужского рода составляют до 60 процентов. Установлено также, что с возрастом вероятность родить мальчика уменьшается, и в семьях, где детей несколько, шансы очередного ребенка оказаться мальчиком неизменно падают.
|
|
Разумеется, каждый конкретный случай не показателен, состав отдельной семьи мало влияет на статистику в целом, но
коль скоро на экране нам предъявлена самая обыкновенная семья, давайте посчитаем, насколько она представительна. Существуют 4 типа семей с двумя детьми: «мальчик-мальчик», «мальчик-девочка», «девочка-мальчик» и «девочка-девочка». Пусть вероятность рождения мальчика (0,5 + δ), где 0 < δ < 0,1. Тогда вероятность рождения девочки (0,5 - δ). Вероятность возникновения семьи, где дети одного пола (0,5 + δ)2 + (0,5 – δ)2) = 0,5 + 2δ2,а вероятность возникновения семьи, где пол детей разный, 0,5 – 2δ2. Поскольку по мере взросления матери шансы на мальчика падают, среди семей с двуполыми детьми будет преобладать тип «мальчик-девочка». Таким образом, доля «идеальных» семей не превышает даже (0,25 - δ2), и, следовательно, семьи «девочка—мальчик» не являются «наиболее характерными», они не составляют даже четверти всех семей с двумя детьми.
Где тонкая грань, отделяющая комфортное от потешного? В какой момент стремление к гармонии оборачивается самодискредитацией? Попробуем ответить на эти вопросы, выполняя следующее упражнение.
Задание №88. «Стремление к комфорту»
Перед вами одно из тех заданий, которые традиционно наводят тоску на копирайтера. Продукт банален, пожелания заказчика не оставляют ни малейшего простора для фантазии. Чтобы хоть как-то утешиться, поиграем с интонацией! В точности исполняя прочие требования заказчика, доведите интонацию до крайности: создайте нечто восторженное, сверхоптимистичное и запредельно динамичное.
|
|
Продукт:
Блугель
Формат:
Телевизионный ролик 30 сек.
Общая информация:
Блугель - эффективное, экономичное средство для мытья посуды, гель голубого цвета.
Цель проекта:
Повысить популярность марки
Целевая группа:
Молодые женщины, 20-25 лет, современные, энергичные, дорожащие своим временем.
Главные достоинства:
Быстро и качественно растворяет жир, делая самую грязную посуду безупречно чистой.
Потребительские предрассудки:
Все моющие средства одинаковы.
Суть сообщения:
С Блугелем посуда моется быстро, весело и эффективно.
Обязательные компоненты:
Блугель - моющее средство (вместо «моющее средство Блугель»)
Конкуренты:
Fairy, Dosya
Интонация:
Оптимистичная, современная, динамичная.
12.2.
Нейтральная реклама
Она не пытается задеть нас за живое, безумно обрадовать или огорчить. Нейтральная реклама апеллирует не к эмоциям, но к разуму: ее цель - проинформировать, заинтересовать, не создавая чувства комфорта или дискомфорта, не вызывая иных ощущений, кроме здорового любопытства.
Таким образом, зачастую строится реклама для профессионалов в специальных изданиях. В средствах массовой информации нейтрально рекламируют медикаменты, интеллектуальные продукты, семинары и конференции. Нейтральность тона редко используется в качестве приема. Между тем верно найденная интонация из «среднего диапазона» может оказаться весьма выигрышной, поскольку большинство рекламодателей отдают предпочтение комфорту, некоторые - дискомфорту, а «нейтралитет» избирают немногие.
Зачастую сам продукт провоцирует на создание благостной рекламы, вызывает желание восторгаться и призывать, давить на эмоции. Трудно отказаться от верного козыря, не пойти по проторенному конкурентами пути. Давайте решимся!
Задание №89. «Я знаю все в твоих руках»
Многие копирайтеры любят работать с «веселенькими» товарами: это повод развлечься, пошутить, дать волю фантазии. Однако в данном случае реклама должна быть выдержана в исключительно строгом тоне: заказчик настаивает на серьезности и просит не ерничать и называть вещи своими именами. Продемонстрируйте ему абсолютное неприкрытое бесстыдство, умело закамуфлированное под научную беспристрастность.
Продукт:
«Кобелл» - мужские трусики - стринг с горизонтальной ширинкой-сеточкой
Формат:
Телевизионный ролик 30 сек.
Общая информация:
Белье Кобелл не просто стильное и соблазнительное. Согласно последним научным данным, горизонтальная ширинка физиологичнее вертикальной, способствует лучшей вентиляции и длительному сохранению мужской потенции.
Цель проекта:
Повысить популярность марки.
Целевая группа:
Мужчины, 25-35 лет, озабоченные своим имиджем и здоровьем.
Главные достоинства:
Вентиляция спереди и сзади, комфортное расположение полового члена, эффектный покрой и дизайн.
Потребительские предрассудки:
Все мужские трусы одинаковы.
Суть сообщения:
В трусах «Кобелл» ваш жизненно важный орган почувствует себя комфортно как никогда прежде.
Обязательные компоненты:
Демонстрация продукции «Кобелл» на актере в трех проекциях.
Интонация:
Объективная, беспристрастная, научно-популярная.
Надеюсь, читатель оценил преимущества сдержанного тона. Теперь будем «плясать» от противоположной крайности. Социальная реклама - интонационный антипод коммерческой. Нередко она запускается с целью вызвать у зрителя чувство внутреннего дискомфорта и острого протеста, горькой обиды и жгучего стыда, заставить его насторожиться, одуматься, изменить свою позицию. Этот феномен мы обсудим в следующем разделе, а пока вновь призовем к сдержанности.
|
|
Допустим, наша целевая группа молода, умна, богата, образованна и отнюдь не сентиментальна. Коммерческая реклама апеллирует к таким потребителям твердо-уважительно или же кокетливо-иронично. У нас иная задача: адресовать им «социальное» послание. Стоит ли пытаться вышибить из них слезу? Можно ли их стыдить и поучать? В каком тоне обращаться к циничным преуспевающим холостякам? Попробуем сделать свою работу буднично и по-деловому.
Задание №90. «Будь мужчиной - будь отцом!»
Демографическая ситуация в стране остается тяжелой. Некоторые пары мечтают о ребенке, но материальные проблемы побуждают их повременить с продолжением рода. Воздействовать на них при помощи социальной рекламы бессмысленно: у них и так есть желание завести детей, но нет такой возможности.
Существует, однако, и прямо противоположный социальный феномен. С каждым годом растет доля молодых людей, которые прекрасно могли бы содержать семью, но сознательно от этого отказываются, полагают, что еще не созрели для деторождения. Успешные холостяки все более старшего возраста, не желают смотреть в глаза правде и упорно считают себя молодыми людьми. Вот к ним мы и обратимся!
Проект:
«Не откладывай отцовство на 10 лет!»
Формат:
Телевизионный ролик 30 сек.
Общая информация:
В последнее время наметилась тенденция к отказу от личной жизни в пользу профессиональной у лиц обоего пола с высоким образованием и доходом. Карьерные устремления и увлекательный досуг в кругу единомышленников занимают все их помыслы, вытесняя мысли о поиске спутника жизни и обзаведении потомством. Они всецело поглощены работой и откладывают переход к семейной жизни на неопределенное время.
Цель проекта:
Дать молодым и успешным повод для размышлений. Сверхзадача: убедить их в необходимости изменить семейный статус.
|
|
Целевая группа:
Ядро - мужчины, 25-35 лет, образованные, обеспеченные, холостые, сознательно живущие для себя и считающие свой образ жизни нормой. Периферия -женщины, занимающие такую же позицию.
Возможные аргументы:
1) Сегодня тебе кажется, что еще не время, что ни одна из них тебя не достойна, а через десять лет ты будешь старой девой в штанах. 2) На детской площадке и родительском собрании тебя будут принимать за дедушку. 3) В один прекрасный день окажется, что все твои друзья женаты, и ты будешь чувствовать себя неприкаянным. 4) Семейная жизнь - это не конец пути, это переход в новое измерение. Перед тобой откроются новые возможности самореализации. 5) Дети - не орущие свертки, а полноценные личности. Какими будут твои дети, зависит только от тебя. 6) Ты когда-нибудь задумывался, что останется после тебя?
Стереотипы:
Семейная жизнь не оставляет места для романтики, отнимает все силы, лишает свободы.
Суть сообщения:
Заведи семью, заведи детей, в стремлении к совершенству не упусти главного.
Обязательные условия:
Отсутствие нравоучений и дешевой патетики.
Интонация:
Нарочито житейская, без надрыва.
12.3.
Дискомфортная реклама
Она призвана шокировать, скандализировать, неприятно поражать, вызывать у зрителя чувство несправедливости, пробуждать мысли о ненадежности и зыбкости мироздания. Ее характерные черты - устрашающий зрительный ряд, жесткие слова и, как правило, отсутствие сюжета, ибо сюжет, даже печальный, несет в себе намек на комфорт.
Дискомфортность характерна для социальной рекламы. В коммерческой рекламе этот прием используется весьма избирательно для отдельных продуктовых категорий (медикаменты, средства безопасности) и целевых групп (подростки).
Создатели дискомфортной рекламы часто перегибают планку: слишком много жестокости и неоправданного драматизма. Некоторые социальные кампании базируются на весьма сомнительных постулатах, но не отказывают себе в удовольствии морально травмировать зрителя. Из примеров такого рода два наиболее безобразных так или иначе связаны с деторождением. Долгоиграющая кампания «Аборт -узаконенное убийство!» с изображением разрезанного младенца была отвратительна со всех точек зрения. Во-первых, при всей своей пагубности аборты - непременное условие демократии. Во-вторых, бессмысленно апеллировать к женщинам, желающим прерывать уже наступившую нежелательную беременность, реклама такого рода должна быть направлена на тех, кто легкомысленно относится к предохранению. В-третьих, нетрудно догадаться, какие эмоции при виде этого плаката испытывали те, кто никоим образом не относился к целевой группе: например, дети, беременные и женщины, пережившие выкидыш. В свою очередь рекламные щиты, изображавшие беременную женщину с бокалом и увенчанные слоганом «Твои привычки его убивают!», поражали своим спекулятивным характером: никому еще не удалось доказать, что умеренное потребление сухого вина матерью пагубно влияет на плод. Более того, в некоторых традиционно винодельческих странах акушеры-гинекологи рекомендуют будущим матерям употреблять в небольших количествах некрепкие алкогольные напитки.
Сильный, глубоко волнующий ролик совершенно необязательно должен привлекать внимание шокирующей картинкой. Историю печального бизнесмена, который тихим спокойным голосам рассказывал о том, как заболел СПИДом, долго лечился, а потом умер, многие телезрители наверняка помнят до сих пор. Между тем ничего нарочито безобразного в этом ролике не было, что не мешало ему вызывать чувство исключительного дискомфорта.
Что касается коммерческой рекламы, то она умело дозирует дискомфортность, демонстрирует подросткам тараканов, пауков и раздавленных лягушек, заставляя добропорядочных граждан морщиться, а целевую группу хихикать, как подобает всякому Бивису-Батхеду при виде какой-нибудь пакости, так что дискомфортность эта весьма игрушечная. Иногда, впрочем, чувство гадливости и неловкости вызывает реклама, которая замышлялась комфортной и уютной, но была неумело исполнена... Чаще всего это происходит с рекламой товаров, так или иначе связанных со здоровьем. А теперь давайте похулиганим!
Задание №91. «Паранойя, как уже было сказано»
При виде такого задания, копирайтер хватается за голову, а потом весь день хнычет, бурчит что-то невразумительное и дерзит коллегам. Постараемся соблюсти все пожелания заказчика, и пусть озабоченность здоровьем потребителя и вправду прозвучит в явном виде: пусть каждый, кто увидит наш ролик, обнаружит у себя лопоухость, плоскостопие и токсикоз последнего триместра. Нам не дают творить - будем нагнетать тревогу!
Продукт:
Живые йогурты «Манон»
Формат:
Телевизионный ролик 30 сек.
Общая информация:
Йогурты «Манон» содержат живые культуры, специально
разработанные лабораториями Манон.
Цель проекта:
Повысить популярность марки.
Целевая группа:
Женщины, 25-35 лет, озабоченные своим здоровьем и здоровьем своей семьи.
Главные достоинства:
Содержат живые культуры, улучшающие пищеварение, отличаются приятным вкусом.
По требительские предрассудки:
Все йогурты одинаковы.
Суть сообщения:
Благодаря йогурту «Манон» ваш организм работает как часы.
Обязательные компоненты:
Манон-йогурты (вместо «йогурты Манон»)
Джингл:
О-ля-ля-Манон.
Конкуренты:
Чудо-йогурт.
Интонация:
Серьезная, вдумчивая, проникновенная. Озабоченность здоровьем потребителя должна прозвучать в явном виде.
Порой трудно оставаться беспристрастным рассказчиком. Читатель, вероятно, догадался, что я не являюсь сторонником дискомфортной рекламы. Позволю себе напутствовать начинающего копирайтера девизом: побольше сдержанности и меры!
И на этой целомудренной ноте мы завершаем, уважаемый читатель, разговор об интонации в рекламе. На протяжении двенадцати глав мы занимались самоистязанием, перебирая один параметр за другим, придумывая все новые ограничения и бесконечно усложняя собственную задачу. Напоследок позвольте вам предложить испытание свободой. Опыт подсказывает: самое сложное условие - полное отсутствие условий!
И все-таки пишущему на заказ не помешает хотя бы изредка сочинять для себя, чтобы не утратить навык фантазирования и привычку просто выдумывать истории. Не исключено, впрочем, что служебная тематика все равно не оставит вас в покое. Следующее задание я предложила себе полгода назад, и в результате получилась эта книга.