Управление социальным развитием коллектива (социальное партнерство, коллективный договор)

Социальное развитие организации – это изменение к лучшему в ее социальной среде, достижение желаемых перемен в условиях труда, быта и досуга работников, которое осуществляется по следующим направлениям:

1. Создание единого статуса для всех работников, равенство в отношениях.

2. Социальное партнерство, создание тождественности интересов руководителя и сотрудников.

3. Равенство в возможностях продвижения по карьерной лестнице.

4. Забота о нуждах работника.

5. Повышение профессионализма менеджеров

Основной целью управления социальным развитием предприятия является повышение качества трудовой жизни. Этого можно достичь путем создания благоприятных условий труда и отдыха работников; повышения их образовательного уровня; повышения трудовой активности рабочих; обеспечения им безопасности на производстве, в быту, местах отдыха; удовлетворения и развития потребностей работников; укрепления здоровья и увеличения продолжительности их жизни, а также стабилизации отношений в трудовых коллективах и совершенствования социально-психологических отношений.

Основными задачами социального развития предприятия являются: стимулирование средствами, как материального вознаграждения, так и морального поощрения эффективного труда, инициативного и творческого отношения к делу; оптимизация структуры персонала; улучшение эргономических, санитарно-гигиенических и иных условий работы, охраны труда; соблюдение социальных гарантий и гражданских прав работников, социальное страхование; улучшение социальной инфраструктуры; рост жизненного уровня работников и членов их семей; создание и поддержание в коллективе здоровой социально-психологической атмосферы, оптимальных межличностных и межгрупповых связей, способствующих раскрытию интеллектуального и нравственного потенциала каждой личности, удовлетворенности совместным трудом.

В процессе управления социальным развитием организации выделяют ряд последовательно связанных этапов, каждый из которых имеет самостоятельное значение:

1) формирование информационной базы о состоянии объекта управления социальным развитием организации;

2) оценка состояния (уровня социального развития) объекта, его социального потенциала и выявление существующих проблем;

3) проведение специальных исследований (социологических, социально-экономических, социально-психологических) с целью определения эффективных путей использования социальных ресурсов организации и решения социальных проблем;

4) выработка управленческих решений, направленных на повышение уровня социального развития объекта, разработка плана социального развития;

5) реализация управленческих решений и контроль.

Управление социальным развитием организации есть совокупность способов, приемов, процедур, позволяющих решать социальные проблемы на основе научного подхода, знания закономерностей протекания социальных процессов, точного аналитического расчета и выверенных социальных нормативов, которые невозможны без осуществления такой функции управления, как планирование.

Согласно ст. 23 ТК РФ социальное партнерство представляет собой систему взаимоотношений между работниками и работодателями (либо их представителями), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленную на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Социальное партнерство основывается на следующих принципах (ст. 24 ТК РФ):

· - равноправие сторон;

· - уважение и учет интересов сторон;

· - заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

· - содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;

· - соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов;

· - полномочность представителей сторон;

· - свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

· - добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

· - реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;

· - обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;

· - контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

· - ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

В зависимости от его уровня социальное партнерство осуществляется в следующих соответствующих формах (ст. 27 ТК РФ):

· - взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;

· - коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению;

· - участия работников, их представителей в управлении организацией;

· - участия представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: