Социальное развитие организации – это изменение к лучшему в ее социальной среде, достижение желаемых перемен в условиях труда, быта и досуга работников, которое осуществляется по следующим направлениям:
1. Создание единого статуса для всех работников, равенство в отношениях.
2. Социальное партнерство, создание тождественности интересов руководителя и сотрудников.
3. Равенство в возможностях продвижения по карьерной лестнице.
4. Забота о нуждах работника.
5. Повышение профессионализма менеджеров
Основной целью управления социальным развитием предприятия является повышение качества трудовой жизни. Этого можно достичь путем создания благоприятных условий труда и отдыха работников; повышения их образовательного уровня; повышения трудовой активности рабочих; обеспечения им безопасности на производстве, в быту, местах отдыха; удовлетворения и развития потребностей работников; укрепления здоровья и увеличения продолжительности их жизни, а также стабилизации отношений в трудовых коллективах и совершенствования социально-психологических отношений.
|
|
Основными задачами социального развития предприятия являются: стимулирование средствами, как материального вознаграждения, так и морального поощрения эффективного труда, инициативного и творческого отношения к делу; оптимизация структуры персонала; улучшение эргономических, санитарно-гигиенических и иных условий работы, охраны труда; соблюдение социальных гарантий и гражданских прав работников, социальное страхование; улучшение социальной инфраструктуры; рост жизненного уровня работников и членов их семей; создание и поддержание в коллективе здоровой социально-психологической атмосферы, оптимальных межличностных и межгрупповых связей, способствующих раскрытию интеллектуального и нравственного потенциала каждой личности, удовлетворенности совместным трудом.
В процессе управления социальным развитием организации выделяют ряд последовательно связанных этапов, каждый из которых имеет самостоятельное значение:
1) формирование информационной базы о состоянии объекта управления социальным развитием организации;
2) оценка состояния (уровня социального развития) объекта, его социального потенциала и выявление существующих проблем;
3) проведение специальных исследований (социологических, социально-экономических, социально-психологических) с целью определения эффективных путей использования социальных ресурсов организации и решения социальных проблем;
4) выработка управленческих решений, направленных на повышение уровня социального развития объекта, разработка плана социального развития;
|
|
5) реализация управленческих решений и контроль.
Управление социальным развитием организации есть совокупность способов, приемов, процедур, позволяющих решать социальные проблемы на основе научного подхода, знания закономерностей протекания социальных процессов, точного аналитического расчета и выверенных социальных нормативов, которые невозможны без осуществления такой функции управления, как планирование.
Согласно ст. 23 ТК РФ социальное партнерство представляет собой систему взаимоотношений между работниками и работодателями (либо их представителями), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленную на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Социальное партнерство основывается на следующих принципах (ст. 24 ТК РФ):
· - равноправие сторон;
· - уважение и учет интересов сторон;
· - заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
· - содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
· - соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов;
· - полномочность представителей сторон;
· - свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
· - добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
· - реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
· - обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
· - контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
· - ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.
В зависимости от его уровня социальное партнерство осуществляется в следующих соответствующих формах (ст. 27 ТК РФ):
· - взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;
· - коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению;
· - участия работников, их представителей в управлении организацией;
· - участия представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.