Предисловие. История мировой философской мысли насчитывает более двух с половиной тысячелетий

История мировой философской мысли насчитывает более двух с половиной тысячелетий. Однако и задолго до этого людей волновали вечные вопросы, которые мы называем философскими. Поиском ответов на них, конечно, в первую очередь занимаются те, кто посвятил себя философии, сделал ее своей профессиональной деятельностью. Однако они важны и для тех, кто посвятил себя иному делу. Высшая цель философских исканий, как считал выдающийся мыслитель И. Кант, – помочь человеку занять подобающее ему место в мире, «научиться тому, каким надо быть, чтобы быть человеком».

Курс философии в рамках университетского образования является базовым в решении задач общегуманитарной, общекультурной подготовки специалиста. Цель университетского курса философии и состоит в том, чтобы в процессе его изучения Вы могли познакомиться с культурно-философской традицией понимания оснований бесконечного многообразия окружающего человека мира, как природного, так и социального, с философскими взглядами на сущность самого человека.

Философию, как и искусство, невозможно освоить только по учебникам. Философское знание должно быть не заучено, а осмыслено, даже выстрадано. Без знакомства с оригинальными текстами это невозможно. Настоящее пособие представляет комплекс практических заданий по философии, состоящий из фрагментов текстов философов и вопросов к ним. Задания предполагают Ваше знакомство с предлагаемыми текстами, сопоставление различных позиций и изложение результатов Ваших собственных размышлений по обозначенным проблемам.

Пособие включает 3 части, состоящие из тематически сгруппированных текстов мыслителей разных эпох.

В первой части пособия представлены задания по двум разделам: «Что такое философия» и «История философских учений». Выполняя их, Вы поразмышляете над спецификой философского знания, задачами философии в обществе, образцовой моделью философа. История философских учений познакомит Вас с идеями и концепциями наиболее значительных и оригинальных мыслителей разных эпох, логикой их рассуждений. Изучая этот раздел, Вы рассмотрите философское знание в социокультурном аспекте, увидите широкую панораму процесса его развития. Задача этого раздела – не загрузить в Вашу память определенную совокупность фактов и мнений, а помочь формированию собственной целостной и логической системы философских взглядов. Для этого от Вас требуется не столько запоминание, кто из философов что сказал, сколько понимание сущности философских проблем и идей. Выдающийся отечественный философ М.К. Мамардашвили говорил, что текст может читаться только текстом. Идеи великих философов станут по-настоящему понятны и близки, когда Вы в самих себе обнаружите собственные глубины мысли

Вторая часть пособия предлагает для обсуждения задания по разделам «Онтология» и «Гносеология», связанные с представлениями о бытии и сущем, материи и ее формах существования, сознании и мышлении, знании и истине, а также с разнообразными методами получения знания.

Третья часть включает разделы «Философская антропология» и «Социальная философия» и освещает проблемы феноменов человеческого существования, оснований общественной жизни, знакомит с важнейшими моделями социальной динамики, вводит в сложнейшую проблематику природы и назначения человека.

Автор пособия надеется, что знакомство с философского текстами выдающихся мыслителей станет для Вас основой для плодотворного диалога и позволит не заучивать, а творчески осваивать академический курс философии.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: