Радиограмма Народного Комиссара Иностранных Дел РСФСР Уполномоченному Совета Народных Комиссаров РСФСР за границей M. M. Литвинову, в Копенгаген

13 июля 1920 г., № 511

Клыщко11 получил следующее сообщение от Британского Правительства:

«Как известно Красину и как он передал Советскому Правительству, генералу Врангелю официально сообщено 1-го июня, что в случае какого-либо наступления с его стороны против советских войск Британское Правительство не будет более проявлять участия к судьбе его армии или оказывать ему дальнейшую поддержку. В тот же день Британское Правительство информировало адмирала Деробека, Верховного комиссара в Константинополе, чтобы он, не-


смотря на протесты Саблинаt2, продолжал задерживать в Константинополе все военные материалы, предназначенные для Крыма.

Когда Врангель начал свое наступление, были посланы категорические инструкции о немедленном отзыве Британской Военно-Морской миссии из Крыма, уходе английских военных судов из крымских вод и соблюдении строгого нейтралитета. Верховный комиссар в тот же день, 11-го июня, подтвердил получение этих приказаний и немедленно приступил к их исполнению.

13-го июня Чичерин подтвердил по беспроволочному телеграфу, что им получено от Красина сообщение о том, что Британское Правительство окончательно отказалось от поддержки Врангеля*. Насколько пунктуально Британское Правительство проводило свою политику в жизнь доказывается в частности тем, что оно категорически отказалось предоставить какую-либо возможность представителю Врангеля закупить военное снаряжение в Константинополе.

Этих фактов, казалось бы, достаточно для того, чтобы опровергнуть утверждения Чичерина относительно снаряжения и помощи, которые будто бы получает Врангель. Британское Правительство не может помешать Врангелю пользоваться английским обмундированием и боеприпасами, оставшимися в его руках после поражения Деникина, которому они первоначально доставлялись. Однако с февраля прекратилась доставка военных припасов, а в мае вообще ничего не посылалось. Так как генерал Ревишин был взят в плен в первый день наступления, то ему было неизвестно о прекращении всякой британской помощи Врангелю. При Врангеле не остается никакой английской миссии, н он не получает никакой военной или морской помощи со стороны англичан.

Подпись: Гардинг. № 1312, 2 июля».

Прошу указать лорду Гардингу, что у нас имеется ряд безусловно достоверных сведений о продолжающейся помощи Врангелю со стороны Великобритании. В частности, Батум продолжал оставаться базой для снабжения Крыма. Из Батума ежедневно направлялись к Врангелю небольшие суда с продовольствием и военным снаряжением. Англичане в Батуме арестовывали рабочих, отказывающихся грузить их. 17-го июня транспорт с военными материалами, керосином н бензином для Крыма был сожжен рабочими в Батум-ском порту.

В это же время англичане производили в Батуме набор солдат для отправки в Крым. В середине июня за короткое

* Сообщение Л. Б. Красина от 10 июня 1920 г. см. т. II, док. № 379.


время было набрано в Батуме несколько тысяч человек. Генерал-губернатор Батума заявил представителю Добровольческой армии генералу Дроценко, что Англия выслала Врангелю 2000 орудий, помимо посланных ему лошадей. В середине июня британские суда усиленно перевозили из Батума в Феодосию и Севастополь казаков для Врангеля.

21-го июня большой пароход, нагруженный различным военным снаряжением и товарами для Врангеля, должен был выйти из Батума в Крым. Русские моряки отказались везти груз для Добровольческой армии. Когда нх хотели заменить англичанами, пароход снялся с якоря с намерение-м уйти в море, но артиллерийским огнем английских батарей он был потоплен. Эти немногочисленные разрозненные факты, взятые из большого количества имеющихся в нашем распоряжении, неопровержимо доказывают, что Великобритания продолжает оказывать содействие Врангелю. Таким образом, все наши выводы, сделанные ранее из этого факта, остаются в силе.

Чичерин

Лечат, по арх. Опубл. в газ. «Известия» të 154(1001), 15 июля 1920 г.

-4» Договор о перемирии между Правительством Дальневосточной Республики и Командованием японских экспедиционных войск на Дальнем Востоке

15 июля 1920 г.

Мы, нижеподписавшиеся, представители Японской Экспедиционной армии на территории Дальнего Востока н Правительства Дальневосточной Республики, собравшиеся с целью окончания военных операций, происходивших против золи обеих Сторон, ведем переговоры относительно прекращения этих военных действий.

1. На Амурском фронте (иа левом и правом берегах реки Шилка) таковые закончены нашими местными военными командованиями.

2. Что касается прекращения военных действий на Забайкальском фронте, в районе Яблонового хребта, то, заключая настоящий Договор относительно прекращения военных действий на всех фронтах, мы пришли к следующему соглашению:

Я, представитель Дальневосточной Республики и Главного командования ] Ьфодно-Рсншпшиюппоп армии, от их имени rtcpy па собп uru ufnua гелии па, обусловленные в настоящем Догоьоре, ко горы ü лжлючен между местными командои.'мшимп обеих Гтрои и подписан со стороны японских ыа'пе-дпциипинх поиск полкиышким Кагосадзиро и от


имени амурских частей Народно-Революционной армии гражданином Виктором Лондо, относительно прекращения военных действий как на левом, так и на правом берегу реки Шилка. Настоящее Соглашение вступает в силу в районе левого берега реки Шилка 2 июля, а в районе правого берега этой реки— 10 июля 1920 года.

Я, представитель Японской Экспедиционной армии на территории Дальнего Востока, имею искреннее желание закончить военные операции на всех фронтах территории русского Дальнего Востока.

Ввиду того, что Верхнеудинское Правительство не является единственным правительством на территории русского Дальнего Востока, и ввиду того, что это Правительство не рассматривается Японским Правительством как главное правительство на территории русского Дальнего Востока, Японское Командование не может заключить соглашение с Верхнеудинским Правительством об окончании военных действий на всех фронтах русского Дальнего Востока.

Между обеими Сторонами по этому вопросу существует разногласие. Таким образом, если нельзя будет достигнуть никакого соглашения, невозможно будет заключить договор относительно прекращения военных действий на всех фронтах территории русского Дальнего Востока.

Главная проблема находится вне юрисдикции представителей Японского Командования, а поэтому разрешение этой проблемы откладывается до дальнейших переговоров.

Обе Стороны желают, чтобы мир был восстановлен возможно скорее па территории Дальнего Востока, поэтому настоящий Договор заключается с тем, чтобы военные действия могли прекратиться на Забайкальском фронте и в районе Яблонового хребта.

Договор предусматривает следующее:

а) Войска обеих Сторон не должны заходить за установленную демаркационную линию и не должны производить никаких военных действий, в том числе военно-воздушных операций.

б) На Забайкальском фронте, в районе Яблонового хребта, линия японских войск начинается от точки пересечения дорог Подволочная — Телемба и реки Усмукань. С этой точки линия проходит по меридиану 11303(К; к югу линия проходит через точку пересечения дорог Шакша — Телемба с дорогой Телемба — Верхпечитинская, далее через пункт к северо-западу от Беклемишева 10 верст по Старомосковскому тракту, который также известен, как Старочитинский. Далее железнодорожный мост через реку Зузугань, которая находится в 10 верстах восточнее станции Гонгота, до Кодахты, откуда линия проходит до южной параллели по меридиану 112° 30'.


Линия Народно-Революционной армии начинается у Те-лембы и затем проходит в северном направлении параллельно меридиану П3°30'; к югу: высота Кондинская, станция Гонгота; затем линия Народно-Революционной армии проходит через Улетуйское и далее к югу по меридиану 112°30'.

Все вышеупомянутые пункты в радиусе 1 версты являются сферой влияния Сторон, занимающих их в настоящее время.

Примечание. Ведение гражданских дел в нейтральной зоне между линией японских экспедиционных войск и линией Народно-Революциоииой армии предоставлено, властям Дальневосточной Республики при условии, что население не будет использовано для военных действий.

3. Станция Гонгота является последним пунктом на железной дороге для поездов, прибывающих с запада, а станция Сохондо является последним пунктом для поездов, прибывающих с востока.

Примечание. Между станциями Гонгота и Сохондо устанавливается телефонная связь, так что в случае необходимости принятия срочных мер можно вести переговоры, для того чтобы дипломаты или другие лица могли следовать далее со станции Гонгота или Сохондо.

4. Сроком прекращения военных действий является полдень 18 июля 1920 г. До этого времени Командования обеих Сторон должны оповестить свои части относительно прекращения военных действий и должны в разных районах обменяться приказами о прекращении военных действий. До этого ни одна из Сторон не должна предпринимать никаких военных действий против другой.

Примечание. Парламентеры обеих Сторон при обмене документами должны использовать следующие дороги:

а) Телемба — Верхнечитннская,

б) Старочитинская (также известна как Старомосковская),

в) Железнодорожная линия,

г) Кодахта — Ульянтуй.

5. Настоящий Договор истекает по окончании работы представителей, которые выражают подлинную волю народа русского Дальнего Востока.

6. В случае, если возникнут какие-либо недоразумения, это состояние мира будет нарушено и должны начаться военные действия; обе Стороны уведомляют об этом за 10 дней.

Примечание к Договору. Войска под командованием Семенова признают настоящий Договор, который гарантирован представителями Японской Экспедиционной армии на территории Дальнего Востока.


Основой настоящего Соглашения является нота Главы Японской Делегации генерал-майора Такаянаги Председателю Мирной Делегации Дальневосточной Республики В. С. Шатову за № 4 от 12 июля 1920 г.13.

Глава Японской Делегации

генерал Такаянаги

Члены Японской Делегации

полковник Куросава

капитан Саеда

Председатель Мирной Делегации

Дальневосточной Республики

Шатов

Член Мирной Делегации

Дальневосточной Республики

Павлов

Станция Гонгота, 15 июля 1920 г.

Печат. по сборн. «Japanese Intervention in the Russian Far East». Published by The Special Delegation of the Far Eastern Republic to the United States of America, Washington. D, С 1922, p. 122—125.

15. Нота Правительства РСФСР Правительству Великобритании *

17 июля 1920 г. № 634

Российское Советское Правительство с тем большим удовлетворением принимает к сведению заявление Британского Правительства о его желании способствовать установлению всеобщего мира в Восточной Европе, что еще недавно, в момент развития между Россией и Польшей тех осложнений, которые закончились польским наступлением на Россию и Украину, Британское Правительство не проявило, к сожалению, такого же желания способствовать сохранению мира в Восточной Европе, равно как и при попытках Советской России достигнуть мира с другими окраинными государствами, Британское Правительство не оказывало содействия достижению этой задачи, причем, например, эстонскому правительству было заявлено от имени Верховного Совета в декабре прошлого года предостережение, когда оно готовилось заключить мир с Советским Правительством.

Изменение отношения Великобритании к вопросу об установлении мира между Советской Россией и другими государствами всецело соответствует стремлению Советской России, желание которой жить в мире со всеми государствами, отмеченное в обращении к нам Британского Правительства, продолжает оставаться нерушимым и неизменным.

* Передана по радио на имя Министра Иностранных Дел Великобритании Керзона.


Советская Россия остается и по отношению к Польше, несмотря на ничем пе оправдываемое нападение последней на Советские Республики, по-прежнему верной много раз провозглашенным ею принципам и выраженному ею стремлению к установлению мирных отношений со всеми народами. Неблагоприятно влияет, однако, на прекращение вооруженной борьбы России с Польшей то обстоятельство, что со стороны польского правительства не имело места непосредственное обращение к Советскому Правительству с заявлением о его желании заключить с ним мир.

Многочисленные отзывы представителей польского народа, дошедшие до сведения Советского Правительства и заключающие в себе крайне резко выраженное неблагоприятное отношение к политическому шагу Британского Правительства в этом вопросе, равно как сообщенное в газетах известие о решении польского сейма отвергнуть предложение о перемирии с Советской Россией, заставляют Советское Правительство отнестись с некоторым опасением к такому предложению, пока оно ие исходит непосредственно от самого заинтересованного правительства и пока существует опасность, что выступление самого польского правительства в чем-либо разойдется с заявлениями других государств, говорящих от его имени.

Необходимость в непосредственном обращении к Советскому Правительству со стороны польского в данном случае является тем более настоятельной, что занятое в прошлом Британским Правительством положение по отношению к конфликту между Польшей и Россией вряд ли служит основанием для принятия им на себя роли посредника между этими двумя государствами. Если в тот момент, когда Польская Республика подготовляла свое ничем не оправдываемое нападение на Россию и Украину, Британское Правительство не только не предпринимало никаких щагов для его предотвращения, но даже оставило без всякого ответа обращение Советского Правительства к правительствам держав Согласия по этому вопросу, и если в тот момент, i/огда начатое Польшей наступление повело к ее военному разгрому, Британское Правительство, наоборот, пытается взять на себя роль посредника с целью приостановления принявших столь неблагоприятный для Польши оборот военных действий, то этот образ действий Британского Правительства ставит его в такое положение, которое совершенно лишает его той роли беспристрастной третьей стороны, которая одна могла бы сделать возможным посредничество между двумя'воюющими сторонами.

Нельзя не указать Британскому Правительству также и на то, что оно само характеризовало положение, создавшееся в результате принятия Российским Правительством

4S


его меморандума от 1-го июля*, как перемирие, и, таким образом, само себя охарактеризовало как одну из воюющих против Советской России держав, что никоим образом не может создать нормальной предпосылки для признания за ним роли посредника между Советской Россией и каким-либо другим из воюющих против нее, государств.

По отношению к Британскому Правительству Российское Правительство выступило, в ответ на его меморандум от 1-го июля, с безусловно примирительным заявлением, заключавшим в себе принятие всех требований Британского Правительства. Оно тем самым показало, что горячо желает полного устранения всяких конфликтов и заключения окончательного мира с Великобританией. Оно равным образом желает и установления мира с Польшей, но для достижения этой цели оно считает непосредственные переговоры с Польшей, без всякого постороннего вмешательства, столь же необходимыми, как и непосредственные переговоры с Великобританией в своих отношениях с последней. Советское Правительство тем менее склонно вести переговоры с Польшей при предлагаемом посредничестве, что примирение с Польшей, которого оно серьезно желает, может быть этим лишь затруднено при том подчиненном положении, которое занимают интересы и самая судьба Полыни по сравнению с чуждыми ей интересами в области отношений между Советской Россией и третьей державой. С откровенностью, которая одна способна устранить без остатка недоразумения между обоими Правительствами, Советское Правительство берет на себя смелость напомнить Британскому Правительству, что когда один из членов последнего защищал в Палате Общин оказание помощи Деникину и Колчаку, он мотивировал этот образ действий своего Правительства тем, что борьба, которую вели против Советского Правительства Деникин и Колчак, способствует, по его мнению, защите Индии и вообще британских интересов в Азии от якобы угрожающих им опасностей.

Еще недавно, когда глава Британского Правительства вел "переговоры с главой Российской Торговой делегации о восстановлении торговых сношений, он упоминал о взаимоотношениях между целым рядом государств и Россией, как об обстоятельствах, так нли иначе влияющих на торговые отношения между Россией и Великобританией. Советское Правительство полагает, что примирение с Польшей может быть лишь в там случае успешно доведено до конца, если при этом будут исключительно приниматься во внимание интересы обеих сторон, между которыми, по его мнению, полное примирение легко допустимо, и оно будет лишь до

* См. стр 17-19.


крайности затруднено, если эти интересы займут подчиненное положение по отношению к интересам третьей державы.

Трудящиеся массы России желают полного и окончательного примирения с Польшей, и ради достижения этой именно цели Советское Правительство считает необходимым устранить из дела примирения все то, что являлось бы посторонним и чуждым для интересов и стремлений обоих народов и Правительств. В деле примирения с Польшей Советское Правительство считает нужным принимать во внимание, кроме интересов и стремлений российских трудящихся масс, только интересы и стремления польских трудящихся масс и считает возможным поэтому достижение мира с Польшей лишь путем непосредственных переговоров с ней.

Советское Правительство не может прн этом не указать, что им уже достигнуто без всякого постороннего участия полное примирение с тремя соседними государствами, причем Эстония заключила с нами мир, несмотря на предостережение Верховного Совета; мир России с Грузией Оказался во время переговоров главы Российской Торговой делегации с главой Британского Правительства совершенной неожиданностью для последнего, а о мире России с Литвой Британское Правительство не знало, когда называло в своем ультиматуме 12-го июля* Литву в числе окраинных государств, примирение с которыми еще стоит на очереди. Советское Правительство полагает, что и с Польшей оно может с не меньшим успехом достигнуть мира путем непосредственных переговоров, как оно достигло его с тремя другими своими соседями.

Еще менее считает Советское Правительство допустимым вмешательство в дело его примирения с Польшей группы правительств, именуемых Лигой Наций, на учредительный акт которой ссылается Британское Правительство при обосновании своего ультиматума от 12-го июля. Российскому Правительству так называемая Лига Наций никогда не сообщала о своем конституировании и существовании, и Советское Правительство никогда не имело случая принимать постановления о признании или непризнании им этого сообщества. При ознакомлении из неофициальных газетных источников с учредительным актом так называемой 'Лиги Наций Советское Правительство не могло не отметить тот факт, что по статье 17 государства, не входящие в так называемую Лигу Наций, в случае столкновений с ее членами, могут быть приглашены подчиняться ее решению в такой же степени, как если бы они в нее входили. Советское Правительство никоим образом не может согласиться на то, чтобы как.'ш-ппбудь группа держав принимала иа себя роль ка-кпй-тп нерховной инстанции над всеми государствами зем-

* Дита получения в Москве Документ датирован Ц июлч [920 г.

5Q


ного шара, и, стоя на страже полной неприкосновенности суверенных прав российского трудящегося парода, Советское Правительство безусловно отвергает притязания каких бы то нн было посторонних группировок держав, принимающих на себя роль верховных вершителей судеб других народов. Оно безусловно отвергает поэтому и какое бы то ни было вмешательство этого сообщества в дело примирения между Россией и Польшей.

Непосредственные переговоры с польским правительством вполне соответствуют желаниям Советского Правительства, и оно заявляет, что если польское правительство обратится к нему с предложением о начатии переговоров о мире, то оио этого предложения не отвергнет и прн этом в самом благожелательном духе рассмотрит и всякие побочные предложения о перемирии или о каких-либо других способах облегчения ведения мирных переговоров. Советское Правительство изъявляет вместе с тем готовность согласиться на более выгодную для польского народа территориальную границу, чем та, которую наметил Верховный Совет в декабре прошлого года и которую снова предлагает Британское Правительство в своем ультиматуме от 12-го июля и. Советское Правительство не может не принять во внимание того обстоятельства, что эта граница была установлена Верховным Советом в известной части под давлением контрреволюционных русских элементов, приверженцев буржуазии и помещиков, и что, например, в Холмской области решение по данному вопросу Верховного Совета явно отразило на себе влияние этих контрреволюционных элементов и пошло по следам антипольской политики царизма и империалистической великорусской буржуазии в этом вопросе. Советская Россия готова вообще в отношении условий мира в тем большей степени идти навстречу интересам и желаниям польского народа, чем дальше в своей внутренней жизни польский народ пойдет по такому пути, который создаст прочную основу для действительных братских отношений трудящихся масс Польши, России и Украины, Белоруссии и Литвы и создаст гарантию, что Польша перестанет быть орудием нападений и интриг против рабочих и крестьян Советской России и других наций.

В качестве отдельного предложения Британское Правительство выдвинуло мысль о заключении перемирия между Россией и мятежным бывшим генералом Врангелем. Советское Правительство не может, однако, закрывать глаза иа ту неразрывную связь, которая существовала между совершившимися при помощи держав Согласия военными операциями Врангеля и кампанией польского правительства против России н Украины, Эта неразрывная связь конкретно выразилась в переговорах и даже в военном соглашении между


Врангелем и представителями польского правительства. Оффензива Врангеля, совпавшая с наступательными операциями польских войск на Украине, была лишь подсобным отдельным маневром, имевшим целью затруднить борьбу российских н украинских войск против польского наступления и облегчить последнему достижение его целей.

Войска и администрация Врангеля, почти совершенно лишенные собственных источников дохода, целиком существуют на средства, даваемые им некоторыми державами Согласия. Его военные операции совершаются исключительно при помощи доставляемого этими же правительствами военного снаряжения; последнее подвозится ему на английских судах или из гаваней, находящихся в английской оккупации. И самое предложение, касающееся Врангеля, в ультиматуме Британского Правительства 12-го июля, по которому это Правительство за пего принимает решение, что он приедет в Лондон для определения судьбы своих войск, с полной очевидностью показывает, что он является фактически лишь подчиненным агентом Британского Правительства и отчасти его союзников.

В своем желании достигнуть перемирия с Британским Правительством и идя навстречу его желаниям, Советское Правительство еще раз подтверждает свою готовность гарантировать личную безопасность мятежному бывшему генералу Врангелю и всем входящим в состав его армии лицам и покровительствуемым им беженцам под условием их немедленной н полной капитуляции и сдачи советским властям всей занимаемой ими территории и всех имеющихся в их руках военных материалов, складов, зданий, путей сообщения и т. д. на тех же основаниях, как это предлагалось Советским Правительством по отношению к северному правительству бывшего генерала Миллера.

Советское Правительство не может, однако, пройти равнодушно мимо упорных попыток Британского Правительства превратить Крымский полуостров в неприкосновенное постоянное убежище мятежного бывшего генерала и других мятежников, являющихся в действительности подчиненными агентами Британского Правительства, и тем самым превратить Крымский полуостров в подчиненную Великобритании территорию. Нельзя не вспомнить о том, что, когда Архангельский и Мурманский край находился по отношению к Великобритании в таком же подчиненном положении, английские власти распоряжались там бесконтрольно и действовали как верховная власть, опустошая весь край, расхищай его природные ресурсы и вывозя в Великобританию все, что было возможно, из богатств этого края.

Носитель воли н представитель интересов российского трудящегося народа, Советское Правительство не может


пройти равнодушно мимо всяких нарушении его жизненных интересов и неприкосновенности его территории, и Оно энергично протестует против настоящей попытки Великобритании фактически аннексировать Крымский полуостров. Нельзя не указать и на то, что настоящее предложение Британского Правительства является нарушением его прежнего предложения, превратившегося в обязательство в результате принятия его Советским Правительством о прекращении оказания им всякой поддержки бывшему генералу Врангелю.

Советское Правительство ввиду всего этого полагает, что наибольшей возможной уступкой с его стороны, уступкой, вызываемой его горячим желанием достигнуть соглашения с Британским Правительством, является его готовность согласиться на капитуляцию бывшего генерала Врангеля и его войск с гарантией их личной безопасности.

Советское Правительство полагает, что сделанное Британским Правительством предложение о созыве в Лондоне конференции при участии России, Польши, Литвы, Латвии и Финляндии является результатом не совсем достаточной осведомленности Британского Правительства о взаимоотношениях между Российской Республикой и ее соседями. Мирный договор между Россией н Литвой был подписан 12-го июля*, переговоры же между Россией и Литвой и равным образом между Россией и Финляндией ведутся самостоятельно, без постороннего вмешательства, и дальнейшее их ведение на тех же основаниях является наилучшей гарантией успешного достижения их цели.

Будучи одушевлено самым горячим желанием устранить всякие конфликты между Россией и Великобританией, положить конец ведущейся между ними борьбе и достигнуть окончательного мира между ними, Советское Правительство возлагает свои надежды на отправляемую в Лондон делегацию в пополненном составе, имеющую целью, на основе британского меморандума 1-го июля и ответной поты Советского Правительства 7-го июля **, вести переговоры с Британским Правительством в целях достижения полного соглашения с ним***. Эта цель будет достигнута с тем большим успехом, если будут устранены всякие новые посторонние обстоятельства, могущие лишь нанести ущерб начавшему уже налаживаться улучшению отношений между Россией и Великобританией 15.

Народный Комиссар по Иностранным Делам

. Чичерин

Печат, по арх. Опубл. в газ. «Известия» M 157(100-1), 18 июля 1920 г.

* См. док. К» 12. ** См. стр. 17-19 и док № 6. ** См. док. № à5.


Л[П1 подгнил îi им nil4 iiot;i Соьетского Правительства явилась ответом из следующую m»ту Mniiiit'ip.i Иностранных Дел Великобритании Керзона от II июли 1920 I.-

«Британской l ljiji иптольство констатирует, что Российское Советское Прапптельетпо принимает принципы, изложенные в нашем меморандуме от 1-го июля, кiiк основу соглашения по возобновлению торговых сношении, и прекращению BjaHMHbix враждебных действий, а потому мы соглашаемся продолжить переговоры для заключения торгового соглашения, как только русские делегаты возвратятся.

Британское Правительство предлагает сверх того следующее. Советское Правительство неоднократно заявляло о своем желании заключить мир со всеми соседями. Британское Правительство, не менее горячо желая восстановления мира во всей Европе, предлагает такой исход: между Польшей и Советской Россией заключается перемирие, которым немедленно приостанавливаются военные действия. В условия перемирия включается, с одной стороны, отступление польской армии на линию, намеченную в прошлом году Мирной конференцией в качестве восточной границы области, в которой Польша имеет право вводить польскую администрацию.

Линия эта приблизительно проходит так: Гродно—Валовка—Немиров — Брест-Литовск — Дорогуск — Устилуг, восточнее Грубешова, через Крылов и далее западнее Равы-Русской, восточнее Перемышля до Карпат; севернее Гродно граница с литовцами идет вдоль железной дороги Гродно— Вильно и затем на Двинск. С другой стороны, в условия перемирия надлежало бы включить, что войска Советской России остановятся на расстоянии 50километроз к востоку от этой линии. В Восточной Галиции обе стороны останутся на линии, занятой ими ко дню подписания перемирия !4.

Затем в кратчайший по возможности срок в Лондоне будет созвана конференция под покровительством Мирной конференции* из представителей Советской России, Польши, Литвы, Латвии и Финляндии для переговоров об окончательном мире между Россией и ее соседями. Представители Восточной Галиции должны быть равным образом приглашены в Лондон для защиты своих интересов. Великобритания не поставит никаких ограчичений в отношении представителей, каких пожелает послать на эту конференцию Советская Россия, если они обяжутся не вмешиваться в политические или внутренние деда Британской империи и не вести пропаганды.

Помимо изложенного. Британское Правительство предлагает, чтобы было также подписано перемирие между армиями Советской России и генералом Врангелем при условии немедленного отступления сил генерала Врангеля в Крым, с тем чтобы на время перемирия перешеек был нейтральной зоной и чтобы генерал Врангель был приглашен в Лондон для обсуждения судьбы своих войск и беженцев, но не как член конференции.

Британское Правительство было бы радо получить немедленный ответ на эту телеграмму, ибо польское правительство просило о вмешательстве союзников, и если время будет потеряно, может образоваться ситуация, которая сделает заключение длительного мира гораздо более трудным в Восточной Европе. Между тем как Британское Правительство обязалось не помогать Польше для целей, враждебных России, и не совершать каких-либо действий, враждебных России, оно также обязалось по договору Лиги Наций защищать неприкосновенность и независимость Польши в пределах ее законных этнографических границ.

Поэтому, если Советская Россия, несмотря на повторные заявления о признании независимости Польши, не удовлетворится отходом польских армий с российской территории под условием взаимного перемирия, но пожелает перенести враждебные действия на территорию Польши, Британское Правительство и его союзники сочтут себя обязач-

* Имелась и виду Парижская мирная конференция.


ными помочь польской нации защищать свое существование всеми средствами, имеющимися в их распоряжении.

Польское правительство заявило о своей готовности заключить мир с Советской Россией и начать переговоры о перемирии на основе вышеозначенных условий, как только оно будет уведомлено о согласии Советской России. Поэтому Британское Правительство будет радо получить в недельный срок окончательный ответ, согласна ли Советская Россия принять это предложение для прекращения дальнейшего ненужного кровопролития и установления в Европе мира» |6.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: