Нота Народного Комиссара Иностранных Дел РСФСР Председателю Делегации Правительства Великого Национального Собрания Турции в Москве Бекиру Сами

13 августа 1920 г.

Господин Председатель,

Комиссия, коей поручено обсуждение с Вами политических вопросов, возникших между нами, будет состоять из тоз. Сабанина, Заведующего Экономическо-Правовым Отделом, и из тов. Адамова, эксперта по восточным делам. Им поручается (зойти в сношение с Вами на предмет назначения первого заседания26.

Примите, господин Председатель, уверение в моем самом высоком уважении

Чичерин

Псчат. по арх.

Эта нота является ответом на следующую ноту Бекира Сами от 31 июля 1920 г.:

«Сегодня исполняется ровно неделя после нашей последней встречи с товарищем Караханом, а наша вторая встреча должна была состояться в прошлый понедельник. Однако вот уже неделя, как мы безрезультатно ожидаем обещанного приглашения. Критическое положение nameii страны, окруженной со всех сторон силами Антанты, должно со всей очевидностью убедить Вас, насколько важно для нас немедленное завершение наших переговоров.

Турецкая Миссия, веря в чувства дружбы со стороны Советской Российской Республики и в помощь, которую она не преминет нам оказать в этой борьбе против империалистов, просит Вас, г-н Народный Комиссар по Иностранным Делам, установить, с кем и когда начнутся наши регулярные переговоры, открытие которых, учитывая серьезность нашего внутреннего положения, должно произойти в самое ближайшее время.

В ожидании благоприятного ответа, прошу Вас, г-н Народный Комиссар по Иностранным Делам, принять уверения в совершенном моем уважении*.

63. Нота Правительства РСФСР Правительству Великобритании *

15 августа 1920 г.

Г-и Клменеи спиде гол ьствует свое уважение досдопо-чтшиму Д. Ллипд-Лжирджу и имеет честь сообщить ему нижеследующее.

I Ipiniifiniic Францией генерала Врангеля 27, сделанное после декларации Британского Премьер-Министра в Палате Общин 8-го августа, обещавшей от имени участников конференции в Хайте ие оказывать поддержки Врангелю, превратило вопрос о мятеже бывшего генерала барона Врангеля в вопрос международной политики.

* Передана через Председателя Делегации Советского Правительства в Лондоне на имя Премьер-Министра Великобритании Ллойд-Джорджа.

131 б*


Решением французского правительства дело всеобщего мира связано с решением этого вопроса.

Представляется важным поэтому установить ответственность Англии за нападение Врангеля и поставить вопрос, не сочтет ли нужным Британское Правительство, ввиду своих прежних шагов в пользу Врангеля, предпринять некоторые новые шаги, которые облегчили бы восстановление дружеских отношений между британским и русским народами и их Правительствами и устранили бы все препятствия на пути, ведущем к этой цели.

Вопрос о Врангеле был Британским Правительством впервые доведен до сведения Советского Правительства в ноте лорда Керзона от 14 апреля *. В этой ноте Керзон писал:

«Убедившись за последнее время в том, что военная борьба в Южной России не может продолжаться неопределенное время, и будучи убежден, что продолжение ее может привести лишь к новым жертвам и серьезному вреду для восстановления в России спокойствия и благополучия, я оказал самое энергичное воздействие на генерала Деникина, чтобы побудить его отказаться от борьбы, и обещал ему, что если он последует этому совету, то я использую все свое влияние, чтобы добиться мира между его войсками и вашими и чтобы обеспечить безопасность его рядовым приверженцам и населению Крыма. Генерал Деникин, наконец, решился последовать этому совету и покинул пределы России, передав командование генералу Врангелю. Поэтому я немедленно решил обратиться к Вам и просить Вас как в интересах России, так и гуманности отдать приказ о прекращении военных действий и о даровании всеобщей амнистии на условии роспуска Добровольческой армии. Если последняя не будет уверена в примирительном к себе отношении, то она, насколько я могу судить, хотя и не в состоянии предпринять серьезного наступления на север, может, тем не менее, продлить свое существование в Крыму и оказать упорное сопротивление еще в течение нескольких месяцев».

В этой же ноте лорд. Керзон, не довольствуясь ссылками на гуманность и на о'собую заинтересованность Англии в судьбе армии генерала Врангеля, заявляет, что на успешное открытие торговых сношений между Советской Россией и Великобританией осталось бы мало надежды, если бы Советское Правительство не согласилось на это предложение. После отказа Великобритании приступить к предложенным Чичериным непосредственным переговорам о судьбе армии Врангеля (вопрос, поднятый лордом Керзоном в упомянутой ноте), Советское Правительство 5 мая заявило**:

* Дата не точна. Имеется з виду нота Керзона от 11 апреля 1920 г., см. т. И, стр. 454.

** См. т. И, док, № 336.


«Российское Советское Правительство с удовольствием отмечает примирительный дух радиотелеграммы Британского Правительства от 4 мая и, будучи, с своей стороны, неизменно проникнуто вполне миролюбивыми намерениями, готово в самой широкой мере пойти навстречу Британскому Правительству.

Одушевленное серьезным желанием ускорить заключение общего соглашения с Великобританией по всем вопросам, касающимся обоих Правительств, Российское Правительство, в соответствии с желанием Английского Правительства, готово немедленно начать переговоры с Британским Правительством или с группой, которую укажет Британское Правительство, о прекращении военных действий иа Крымском фронте с целью скорого заключения особого соглашения с Великобританией относительно общей амнистии для тех, кто еще продолжает в настоящее время находиться в рядах деникинских войск, борющихся против Советской власти, с целью бескровной ликвидации Крымского фронта».

18 мая лорд Керзон оф Кедлстон, подтверждая получение согласия Советского Правительства на предложение Великобритании о мирном разрешении вопроса, связанного с генералом Врангелем, заявил:

«Правительство Его Величества желает возможно быстрого прекращения враждебных действий, и я стараюсь сделать возможным немедленное же открытие переговоров в Южной России, в которых примут участие генерал Врангель, равно как и британские военные и политические представители»*.

21 мая г-н Чичерин вновь заявил следующее:

«Российское Правительство в самом благожелательном смысле рассмотрит предложения касательно амнистирования оставшихся белогвардейцев, которые ему будут сделаны британскими представителями во время предстоящих переговоров о перемирии» **.

Тем временем под прикрытием этих переговоров и пользуясь тем обстоятельством, что Российское Правительство, положившееся на декларацию лорда Керзона, не приняло никаких военных мер для увеличения своей армии на врангелев-uuiM < 11 ])()I[ [о, последний с английской помощью реорганизовал свою;фмпю в Крыму н начал наступление против Советского 11раипгелылпа. Па это Британское Правительство ответило декларацией, в которой снимает с себя- всякую ответственность за Врангеля.

Считаясь с требованиями, предъявленными России Британским Правительством в интересах генерала Врангеля и облегчившими подготовку военного предприятия последнего, Российское Правительство было вправе ожидать более актив-

* См. т. 11, стр. 538. ** Там же, док. № 355.


ных выступлении со стороны Британского Правительства; свою точку зрения по этому поводу оно изложило в ноте, отправленной г-ном Чичериным 11-го июня*. В этой ноте говорится:

«Хотя и следует приветствовать декларацию Британского Правительства, в которой оно отклоняет от себя всякую солидарность с Врангелем и его нападением на Советскую Россию, все-таки остается в силе факт, что это нападение является результатом политической защиты, обеспеченной врангелев-ским белогвардейцам дипломатическим вмешательством Британского Правительства и прямой помощи, оказанной им союзниками. Если белогвардейцы подготовили свое наступление под покровом дипломатической защиты Великобритании, необходимо допустить, что это наступление не лишено связи с позицией, занятой Британским Правительством. Главнокомандующий белогвардейцев Врангель в приказе по армии от 6-го мая сам ссылается на дипломатическое вмешательство Великобритании в его пользу, в качестве средства сохранить за ним Крым и дать ему возможность подготовить новый удар против Советской России. Российское Правительство поэтому не может согласиться с Британским Правительством в том, что последнее не является ответственным за это новое нападение на Советскую Россию. По этой причине Российское Правительство считает тем более важным выяснить, в какую фактическую форму Британское Правительство намеревается облечь свое нынешнее отрицательное отношение к агрессивным действиям Врангеля. Имея в виду факт, что Британское Правительство угрожало нам новыми военными операциями, британскими военными силами против наших войск и наших территории, когда оно полагало, основываясь на неполучении ответа от нас (хотя этот ответ был задержан его собственными агентами), что мы не были склонны принять британское предложение, касающееся амнистии, мы считаем, что мы имеем право ожидать, что подобные же меры будут приняты против Врангеля, который один стоит на пути к успешному выполнению желания Британского Правительства. Мы хотели бы получить сведения по это'му вопросу в свое время для того, чтобы мы могли координировать наши мероприятия по этому вопросу с мероприятиями Британского Правительства, направленными к достижению той же самой цели».

К сожалению, Российское Правительство не получило ответа на это сообщение. Только в ноте от 11-го июля**, т. е. ровно месяцем позже, Британское Правительство вернулось к врангелевскому вопросу.

На этот раз, однако, точка зрения Британского Правительства резко изменилась — вместо предложения о прекращении

* СмТт. И, док. № 381. '** См, стр, 54—55.


враждебных действий на основах амнистии Британское Правительство ограничилось предложением заключить перемирие п предоставить генералу Врангелю право участвовать в лондонской конф-еренции. Таким образом, после предательского нападения генерала Врангеля, вопреки британскому предложению, Британское Правительство вновь взяло на себя защиту генерала Врангеля н охрану его интересов и считало возможным его участие в конференции.

Несмотря на то, что это новое предложение было равносильно открытой защите Врангеля и не вязалось с предыдущими предложениями, на которые Советское Правительство уже согласилось, последнее вновь выразило свое согласие пойти навстречу желанию Великобритании и следующим образом высказалось по этому поводу в своей ноте от 17-го июля *:

«...Советское Правительство находит, что самой большой уступкой с его стороны, уступкой, которая является доказательством его искреннего желания сговориться с Британским Правительством, является его согласие на капитуляцию бывшего генерала Врангеля с его войсками с гарантией их личной безопасности...»

На это Британское Правительство ответило уведомлением, что оно не может отдавать распоряжений генералу Врангелю.

Из вышеприведенных документов, таким образом, видно, что в каждом случае Британское Правительство выступало перед Советским Правительством в качестве хранителя и защитника интересов армии генерала Врангеля (чем оно фактически облегчило подготовку его военных планов), между тем как, с другой стороны, оно отказывалось предпринять какие-либо практические шаги для того, чтобы облегчить Советскому Правительству задачу быстро и мирно закончить враждебные действия на юге России. Пользуясь создавшимся положением, гсчюралу Врангелю была дана возможность ждать момепг.ч, кпгдп он, наконец, был официально признан сою шиком ВелпкоГфн пшии Фрлинпей.

Имея п инду эти Соображения, Советское Правительство меллло бы iiiiiTh пкшпшк'.п.ние решение Британского Прави-K'.'iutii.i no iiiiioiiiciiiixi к генералу Врангелю.

flr'iui tin u/iV Ojij/rtyj ft газ «Известия» M!'ЩИН>1, H muniCf.a VJ20 г.

На приведенную выше ноту Премьер-Министр Великобритании ответил нотой от 16 августа [920 г. следующего содержания:

«Г-н Ллойд-Джордж' позволяет себе подтвердить получение меморандума г-на Каменева в Лондоне от 15-го августа, касающегося генерала Врангеля.

* См. док. № 15,


В ответ г-н Ллойд-Джордж считает уместным заявить, что после ухода генерала Деникина Британское Правительство было исключительно заинтересовано в том, чтобы обеспечить безопасность войск и беженцев, состоящих под начальством генерала Врангеля, преемника генерала Деникина, и дать им возможность защищаться в Крыму, пока они не получат гарантии безопасности. Британское Правительство не намеревалось поощрять военные операции генерала Врангеля, и как только оно выяснило, что последний намеревался предпринять таковые, Британское Правительство предостерегло его против такого выступления и заявило, что если он предпримет таковое, то Британское Правительство сложит с себя всякую ответственность за него и за его войска и немедленно отзовет свою военную миссию, что им п было сделано, как только генерал Врангель предпринял наступление.

Кроме того, г-н Ллойд-Джордж должен указать на то, что отчет о британском предложении от 1]-го июля* неточно передан в меморандуме г-на Каменева. Британское Правительство, которое не отвечало на телеграмму г-на Чичерина от 11-го июня** ввиду того, что все время велись переговоры с г-ном Красиным, предлагало не «только, чтобы было заключено перемирие, и чтобы генерал Врангель присутствовал па лондонской конференции», оно, кроме того, предложило, чтобы с генералом Врангелем было подписано перемирие «при условии, чтобы войска генерала Врангеля немедленно же отступили в Крым», и чтобы генерал Врангель был приглашен в Лондон «для обсуждения дальнейшей судьбы состоящих в его командовании войск и находящихся под его защитой беженцев, но не в качестве члена конференции». Целью, которую преследовало Британское Правительство этим предложением, было немедленно прекратить враждебные действия в Восточной Европе и выяснить, что в программу вопросов, подлежащих обсуждению на мирной конференции, оно включило задачу обеспечить личную безопасность войск и беженцев в Крыму, но что оно не намеревалось отделить Крым от России или обеспечить генералу Врангелю владение Крымом.

Г-н Ллойд-Джордж надеется этим заявлением уяснить, что позиция, занятая Британским Правительством по отношению к генералу Врангелю, значительно разнится от позиции, описанной в меморандуме г-на Каменева. Британское Правительство всецело придерживается точки зрения, изложенной в этом письме. Оно не намеревается признавать его или оказывать ему помощь, и лишь в случае, если Советское Правительство предъявит Польше условия, которые нарушили бы независимость польской нации, Британское Правительство сочтет себя обязанным пересмотреть означенную позицию».

64. Нота Председателя Делегации Советского Правительства в Лондоне Премьер-Министру Великобритании Ллойд-Джорджу

15 августа 1920 г.

Сэр,

Ввиду слухов относительно переговоров в Минске, распространяемых некоторыми кругами, заинтересованными в неудачном исходе ведущихся сейчас переговоров, считаю своей обязанностью сделать Вам следующее заявление:

* См. стр. 54—55. ** См, т, 11, док. № 381,

13G


Несмотря на враждебные акты французского правительства, находящегося в союзных отношениях с Польшей, за-1рудняющие позицию Советского Правительства и рассчитанные на то, чтобы помешать созыву мирной конференции, Советское Правительство не считает необходимым изменять \словия перемирия и мирных прелиминарии с Польшей, изложенных Британскому Правительству и британскому народу.

Я также пользуюсь этой возможностью уведомить Вас о том, что 12-го числа этого месяца Советское Правительство заключило мир с Латвией*, а 13-го числа подписало перемирие с Финляндией**.

Остаюсь, сэр.

Псчат. по арх.

65. Основные положения мирного договора с Польшей, представленные Председателем Российской делегации К. X. )Х^~ нишевским на первом пленарном заседании Российско-Украинско-Польской мирной конференции в Минске

17 -августа 1920 г.

1. РСФСР и УССР безоговорочно признают независимость и самостоятельность Польской республики и торжественно подтверждают безусловное право польского народа устраивать свою жизнь и устанавливать форму государственной власти по своему усмотрению.

2. РСФСР и УССР отказываются от каких бы то ни было контрибуций.

3. Окончательная граница Польской республики в основном совпадает с линией, намеченной в йоте лорда Керзона от 11 июля*** с отклонением в пользу Польской республики на восток п районе Белостока и Холма.

4. Польская республика обязуется ограничить пес без исключения сноп поору/кеппыо силы численностью не свыше 50 000 чрлопек, имея и строевом составе лишь один призывной иочраст и командного, и военно-административного состава но -свыше 10 000 человек. Это количество вооруженных сил дополняется организуемой из рабочих гражданской милицией, предназначенной для сохранения порядка и охраны безопасности населения. Условия и порядок организации таковой милиции будут намечены при детальном рассмотрении проекта договора.

* Дата не точна. Мирный договор с Латвией подписан 11 августа 1920 г.; см. док. № 53. ** См. док. № 59. *** См. стр. 54—55.

J 37


5. Правительство Польской республики немедленно по подписании договора о перемирии и прелиминарном мире приступает к демобилизации и заканчивает ее в месячный срок в порядке и в сроки, устанавливаемые договором.

6. Польская республика сохраняет только то вооружение и военное снаряжение, которое ей необходимо для нужд указанного в п. 4 числа вооруженных ее сил. Все остальное оружие и военное снаряжение, в том числе находящееся в складах и арсеналах, со всей территории Польской республики впредь до передачи его властям РСФСР и УССР, в месячный срок после подписания договора о прелиминарном мире поступает в полное распоряжение Контрольных комиссий РСФСР и УССР. Сроки и порядок передачи указанного оружия и снаряжения, как и минимальное количество передаваемого оружия и снаряжения по срокам, будут намечены при детальном обсуждении проекта договора. Из полученного же таким образом вооружения и снаряжения РСФСР и УССР отдают соответствующее количество указанной в п. 4 милиции.

7. Польская республика прекращает производство предметов вооружения и военного снаряжения и приступает к демобилизации военной промышленности, заканчивая таковую демобилизацию в сроки, устанавливаемые Смешанными комиссиями.

8. Польская республика обязывается не пропускать иа свою территорию н не получать от иностранных государств, организаций и групп помощи людьми н лошадьми, вооружением и военным снаряжением и не допускать на своей территории враждебных РСФСР и УССР и союзным с ними государствам организаций, претендующих иа роль правительства РСФСР и УССР или части их.

9. Военные действия фактически прекращаются через 72 часа после подписания перемирия, причем войска РСФСР и УССР останавливаются на достигнутой ими к тому моменту линии, но не восточнее линии, указанной в ноте лорда Керзона от 11 июля; польская же армия отводится на 50 верст западнее армии РСФСР и УССР, причем промежуточная полоса считается нейтральной зоной, в которой устанавливается польское гражданское управление под контролем Смешанных комиссий и особых комиссий профессиональных союзов, Также под контролем Смешанных комиссий происходит отвод польских армий.

10. По мере демобилизации армии Польской республики и передачи РСФСР и УССР предметов военного снабжения поиски РСФСР и УССР уводятся в тыл, причем к моменту фактического окончания демобилизации польской армии и передлчп 1'н;фяж(Ч1ня в полосе, прилегающей к нейтральной зоне, оставляемся армия не более 200 000 человек,


11. Польская республика обязуется возвратить областям, ранее оккупированным и иыне оставленным ее армией, железнодорожный инвентарь и имущество связи, сельскохозяйственный живой и мертвый инвентарь, оборудование промышленных заведений и прочее имущество и ценности, как и восстановить разрушенные или приведенные в негодность ее войсками мосты и пр. Сроки и порядок возвращения и восстановления, как и минимальное количество возвращаемого и восстанавливаемого имущества и оборудования, будут намечены при детальном обсуждении проекта договора.

12. Польская республика обязуется провести в законодательном порядке безвозмездное наделение землею в первую очередь семейств граждан Польской республики, убитых, а также раненых и потерявших трудоспособность в войне или в связи с войной.

13. Польская республика предоставляет РСФСР и УССР право безусловно свободного транзита людей и всякого рода товаров через свою территорию, а участок железной дороги Волковыск — Белосток — Граево, проходящий по территории Польской республики, остается в полном владении и распоряжении РСФСР.

14. Польская республика обязуется провести полную политическую и военную амнистию.

15. Польская республика обязуется немедленно по подписании договора о прелиминарном мире опубликовать как таковое, так и все материалы и документы, касающиеся войны Потьской республики, с одной стороны, и РСФСР и УССР — с другой.

Почат, по арх Опубл. в газ «Известиях Л* 184(1031), 21 августа 1920 г.

66. Письмо Чрезвычайного и Полномочного Представителя РСФСР в странах Центральной Азии Министру Иностранных Дел Афганистана Махмуду Тарзи

18 августа 1920 г. *

14-го аигустп прибыла в Кабул радиостанция со специальным техническим отрядом. Правительство Российской Социалистической Федеративной Советской Республики просит Его Величество Эмира независимого Афганистана в знак дружбы, связывающей народы наших стран, принять этот дар.

Я искренне рад выполнить это поручение моего Правительства, имеющего явиться новым удостоверением симпатии и дружественного доверия Великой Российской Федерации к

* В документе дата указана по мусульманскому календарю — 26 Асада 1299 года.


доблестному, независимому Афганистану, ведущему славную борьбу за свою независимость.

Надеюсь, что Ваше Высокопревосходительство не откажет довести это письмо до сведения Его Величества и, в случае согласия Его Величества на принятие этого дара, распорядиться о командировании соответствующего лица для принятия скорейших мер по установке и устройству радиотелеграфной станции.

Чрезвычайный и Полномочный Представитель РСФСР

в странах Центральной Азии ' Суриц

Печат. по арх.

24 августа 1920 г. Махмуд Тарзн ответил письмом следующего содержания:

«Ваше любезное письмо от 26-го числа с. м. о станции беспроволочного телеграфа, которая Правительством Великой Русской Республики поднесена в знак дружбы и любви в дар Его Величеству — Священному Падишаху, и о назначении для скорейшей установки станции соответствующего человека, Министерством Иностранных Дел получено.

Представив Ваше письмо Его Величеству, я передаю Вам благодарность Его Величества за дар Его Величества могущественного Ленина, Главы Русской Советской Республики, Афганистану, с тем чтобы Ваше Превосходительство сообщили бы об этом Его Величеству, Прославленному Главе, а также Его Величество признает необходимым выразить свою любовь, сердечную радость и дружбу.

Согласно воле Его Величества, для устройства и установки как прежнего, так и нового телеграфа на нужном месте и для назначения соответствующего человека, о чем Вы просили, я готов помочь. Уважаемые Нураншах-хан и Гулям Хейдар-хан назначены и прибудут к Вам».

18 сентября 1920 г. была получена на имя В. И. Ленина следующая радиограмма эмира Афганистана Аманулла-хана:

«Первой радиограммой, посылаемой по радиостанции, полученной в дар и представляющей для меня большую ценность, выражаю, наш высокоуважаемый товарищ Ленин, свою признательность. Аманулла-хан».

67. Нота Правительства РСФСР Правительству Франции*

КопияПредседателю Международной Дунайской конференции Леграиу

20 августа 1920 г.

До сведения Российского Правительства дошло, что в соответствии со статьей 340 Версальского договора в Париже под покровительством Французского Правительства собра-

* Передана по радио на имя Министра Иностранных Дел Франции Мнльерана.


лась международная конференция для обсуждения статута Дуная.

Российское Правительство не претендует на господствующее положение и не имеет каких-либо политических намерений в том, что касается вопроса о Дунае. Тем не менее оно считает, что всем нациям должна быть гарантирована свобода и абсолютное равенство в отношении судоходства по этой реке, и заявляет, что лишь подобный режим является приемлемым для России.

Имея в виду эти соображения и значительный экономический интерес, который Дунай представляет для русского народа, Российское Правительство заявляет, что Россия никоим образом не смогла бы считать себя связанной положениями международного акта о Дунае, который был бы введен в действие без участия России, поскольку полное обеспечение интересов Российского флага на Дунае может быть достигнуто лишь путем свободного обмена мнениями с Россией по этому вопросу.

Народный Комиссар по Иностранным Делам

Чичерин

Лечат, по арх.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: