Нота Народного Комиссара Иностранных Дел РСФСР Премьер-Мииистру и Министру Иностранных Дел Франции Мильерану

14 сентября 1920 г. № 4263

Меморандум Французского Правительства относительно репатриации русских, переданный нам Нансеном, указывает цифру в 47 000 русских, якобы вернувшихся из Франции в •Россию. В действительности, до июня 1920 г. эта цифра отнюдь не превышала 15 000. Эта общая цифра включает русских солдат, выданных Францией Деникину, так как многим из


них удалось ускользнуть от контрреволюционных генералов и возвратиться в Россию, что и позволило им сообщать нам о числе тех, кто прибывал из Франции.

Столь значительная ошибка, содержащаяся в упомянутом меморандуме, вызывает у нас опасение, как бы несколько десятков тысяч русских не осталось помимо их воли во Франции и в Алжире. До конца сентября они ни в коем случае не смогут быть репатриированы. Таким образом, нет оснований для предварительных условий, предусматриваемых в сообщениях Французского Правительства по этому вопросу37.

Чичерин

Печат. по арх. Опубл. в газ. «Известия» № 205(1052), 16 сентября 1920 г.

97. Нота Уполномоченного НКИД и H КВТ РСФСР в Германии Министру Иностранных Дел Германии Симоису

14 сентября 1920 г.

Нижеподписавшийся имеет честь подтвердить получение ноты от 6 сентября за № 10037. Он с удовлетворением узнал, что органы правительств Антанты не принимали доселе участия в разоружении и интернировании перешедших в Восточную Пруссию русских войск и впредь принимать не будут. Он приветствовал бы такую меру Германского Правительства, как обращение его к подчиненным ему органам со строгой инструкцией не допускать на территории Германского государства никакого участия представителей третьей державы в распределении, интернировании н продовольство-вании русских войск.

Что же касается контроля над местонахождением военного материала, сданного перешедшими русскими войсками, то по этому поводу нижеподписавшийся считает нужным заметить следующее. Союзные и присоединившиеся правительства— или, по крайней мере, часть их — выступают против Советской России, как враждебные ой державы; нх представители под предлогом желания удостовериться в местонахождении военного материала могли бы получить сведения о характере вооружения и материальном состоянии русских войск, каких ни одна воюющая держава никоим образом не может предоставить своим врагам. Если противникам Российской Советской Республики будет предоставлено это право третьей нейтральной державы, то это придется назвать не иначе, как нарушением нейтралитета.

Если Германское Правительство при этом ссылается на Версальский мирный договор, то на это Российское Правительство должно с полной определенностью заявить, что для него Версальский договор юридически вообще не существует.


Ссылка на этот договор в ноте, обращенной к Советскому Правительству, не может рассматриваться как правовой аргумент. Но во всяком случае мы должны подчеркнуть, что права, которые присваивают себе на основании этого договора представители союзных и дружественных держав, ии в какой степени не должны затрагивать правовых отношений между Германией и Россией, которые фактически установились в результате состояния мира между ними и нейтралитета, провозглашенного Германией *. Согласно этому состоянию, Германское Правительство, как правительство суверенного народа, обязано и ответственно за приемку и сохранение русского военного материала в таком порядке и такими способами, которые отнюдь не вредили бы русским интересам. Никакие договоры не могут изменить этого ясного и недвусмысленного положения или отменить его. Сообразно с этим Российское Советское Правительство ожидает, что Германское Правительство в точности выполнит свои международные обязанности и сделает невозможными какие бы то ни было нарушения нейтралитета третьими державами, особенно так называемый «контроль оружия».

В связи с этим нижеподписавшийся считает долгом заявить, что упомянутая в германской ноте обязанность Русского Правительства взять на себя содержание войск только в том случае будет считаться правомерной, если соблюдение Гер-манией нейтралитета в точности будет соответствовать смыслу международно-правовых норм.

Копп

Печат. по арх. Опубл. в газ. «Известия» M 213(1060), 25 сентября 1920 г.

В упоминаемой ноте Министерства Иностранных Дел Германии от 6 сентября 1920 г. № 1Û037 говорилось:

«В дополнение к своей вербальной ноте от 2 сентября № 9925 ** Министерство Иностранных Дел имеет честь сообщить, что, согласно поступившим в настоящее время докладам компетентных германских властей, полученные Российским Советским Правительством сведения об участии органов союзных правительств в разоружении и интернировании перешедших на территорию Восточной Пруссии русских войск расходятся с фактами,

В действительности представители Межсоюзнических контрольных комиссий, находящиеся в Восточной Пруссии, не принимали никакого участия в этой операции, относящейся исключительно к компетенции германских властей. Такое участие не будет иметь места и в будущем. Межсоюзнические контрольные комиссии в соответствии с Версальским договором имеют лишь право выяснить местонахождение военных материалов, сданных перешедшими границу войсками. Тем самым они могут убедиться, что военные материалы не используются для увеличения вооружения Герма-

* См. стр. 78. «* См. стр. 155,


нии, размеры которого определены договором. Эти комиссии не имеют права распоряжаться военными материалами.

Правительство Германии принимает к сведению заявление Советского Правительства о готовности принять на себя международно-правовые последствия, возникающие из факта перехода русских войск на территорию Германии, и нести финансовые расходы по содержанию этих войск».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: